Дидактическая игра «Бывает не бывает».

Воспитатель берет на себя роль ведущего, называет какой-либо признак (свойство, качество, внешний признак) фрукта или ягоды, спрашивает «Бывает?», кидает мяч ребенку, который должен сказать, бывает или не бывает, и бросить мяч воспитателю.

Работа с учебным наглядным пособием (с.18).

В.: А теперь посмотрите, что увидел К-М во фруктовом магазине. Назовите фрукты, которые продаются в магазине.

Сосчитайте апельсины, вишни, бананы, груши и в окошко сбоку справа и слева положите карточку, которая обозначает это число.

Чего больше: апельсинов или вишен? Что можно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Соединить парами, сосчитать и сравнить количества.) Поровну, по скольку? Хотя апельсины большие, а вишни маленькие, их поровну, по три.

Чего больше: бананов или апельсинов? Груш или апельсинов? Бананов или груш? Груш или вишен? Вишен или бананов? Какое число больше: «два» или «три»? Какое число меньше: «два» или «три»?

Физкультурная пауза. Пальчиковая гимнастика «Сливы».

Пальчик толстый и большой Средний палец –

В сад за сливами пошел, Самый меткий,

Указательный с порога Он сбивает сливы с ветки.

Указал ему дорогу. Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Работа с учебным наглядным пособием. (с.19)

Воспитатель предлагает рассмотреть сливы и рассказать, в каком месте на салфетке они изображены. Например, фиолетовая слива нарисована в центре, желтая слива – в правом нижнем углу.

В.: Какая слива больше: желтая или фиолетовая? Сравните их, используя предмет-посредник. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение сливы на рисунке. Значит, предметом-посредником будет овал.

Воспитатель объясняет правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить сливу, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение сливы (овалы). Из трех овалов надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей сливой. Переложите ее на изображение большей сливы. Если овал окажется меньшего размера, то выбор был правильным.

Дидактическая игра «Найди свой дом».

Воспитатель предлагает детям найти дома для фруктов и ягод, которые нарисованы на картинках. Показывает карточки-дома, на которых обозначены признаки фруктов и ягод (рис.8): величина (большой домик, значит, живет большая ягода или большой фрукт; маленький домик – здесь живет маленький фрукт или маленькая ягода) и цвет (обозначен мазком желтого, зеленого, красного, оранжевого, фиолетового цвета). Для примера показывает картинку с маленьким бананом и картинку с большим бананом и предлагает найти им дома; объяснить, почему они сделали той выбор.

Карточки-дома раскладываются в разных местах групповой комнаты. Затем раздаются картинки (по одной) и под звуки музыки дети ищут дома для фрукта или ягоды, изображенной на их картинке. После выполнения действий картинки остаются «в домах», а воспитатель раздает следующую группу картинок.

Игра повторяется, пока все картинки (изображенные на них фрукты и ягоды) не найдут свои дома.

Занятие 11
ЛОВИСЬ, РЫБКА…

Образовательные задачи

«Количество и счет». Формировать представления: о количественном счете (о цели и правилах количественного счета); о числе «четыре»; о цифре 4 как знаке, обозначающем число «четыре» (уровень узнавания);

умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах четырех; определять итог счета; отличать процесс счета от его итога; обозначать количество из четырех объектов словом «четыре», согласовывая его с названием предметов в роде и числе, цифрой 4.

«Величина». Формировать представления: о величине (большой – маленький); о способах сравнения по величине;

умения сравнивать по величине изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (геометрической фигуры такой же формы, как изображение), соблюдая правила использования посредника; использовать слова «больше», «меньше» для обозначения выявленных в результате сравнения отношений объектов по величине.
«Геометрические фигуры и форма предметов».Формировать представления о геометрических фигур (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб), о форме предметов;

умения узнавать геометрические фигуры (треугольник) и называть их; различать форму предметов, обозначать ее с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.
Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение; действия сравнения, умения находить сходство и различия; глазомер; проявления творчества; настойчивость, внимательность, любознательность; познавательный интерес; графические умения (дорисовать, нарисовать).
Воспитывать: бережное отношение к природным ресурсам; интеллектуальные чувства; аккуратность.

Материал

Для дидактического игрового упражнения «Будь внимательным!»: изображения рыб из геометрических фигур (рис.9).

Дидактическая игра «Бывает не бывает». - student2.ru Рис. 9. Варианты выкладывания изображения рыб из геометрических фигур


Для работы с учебным наглядным пособием: демонстрационная цифра 4; разрезной материал (цифры и треугольники), цветные карандаши для каждого ребенка.
Для игры «Рыбак и рыбки»: шнур.

Ход занятия
1.Дидактическое игровое упражнение «Будь внимательным!».
Воспитатель предлагает познакомить К-М с рыбами, которые живут в наших водоемах. Рыб очень много. Чтобы различать их, надо быть очень внимательным. Поэтому давайте вместе поиграем в игру «Будь внимательным!». Воспитатель вывешивает по очереди на доске изображения рыб из геометрических фигур и просит назвать геометрические фигуры, из которых составлено изображение рыбы (рис.9).
После игры рассказывает четверостишие:
Рано утром из реки
Ловят рыбу рыбаки.
Много рыбы наловили
И ее в ведро сложили.

2.Работа с учебным наглядным пособием(с. 20).
Воспитатель предлагает рассмотреть рыбу, которую наловили и сложили в ведро рыбаки. Чтобы назвать рыбу, надо отгадать загадки.

Он в самом омуте живет Полосатая, зубастая,
Хозяин глубины. Под водой рыщет,

Имеет он огромный рот Маленьких рыбок ищет(Щука).

И длинные усы (Сом).

Колюч, а не ёж. От зубастых щук таясь,
Для ухи зато хорош. Стороной проплыл … (Карась).
Это рыбка небольшая,

А зовется она – … (Ерш).

В.: Сколько поймали ершей? Сомов? Щук? Карасей?

Воспитатель показывает демонстрационную цифру 4.

В.: Это цифра 4. Люди пользуются ею тогда, когда хотят записать число «четыре». Эта цифра – знак для обозначения числа «четыре». Если мы видим цифру 4, то можем не считать, а сразу сказать, что здесь четыре предмета.

Предлагается рассмотреть нарисованные с цифрой 4 изображения и назвать предметы с числом «четыре»: 4 щуки, 4 ведра, 4 удочки. Те предметы, которые названы, закрыть карточками с цифрой 4.
3.Физкультурная пауза.

Дети выполняют движения под стихотворение:

Щука в озере жила, Пригласила трех ершей.
Червячок с крючка сняла. Говорили всем ерши:

Наварила щука щей, – Щи у щуки хороши!

4.Работа с учебным наглядным пособием(с. 21)

Воспитатель рассказывает:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

В.: Что это?(Аквариум). Посмотрите внимательно на рыбок. Одинаковые рыбки или разные? Чем они похожи? Чем отличаются? Какая из них больше: синяя или желтая? Какая меньше? Чтобы ответить, сравните рыбки, пользуясь фигурой-посредником. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение рыбки на рисунке. Значит, предметом-посредником будет треугольник.

Воспитатель напоминает правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить рыбку, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение рыбки (треугольники). Из трех треугольников надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей рыбкой. Переложите ее на изображение большей рыбки. Если треугольник окажется меньшего размера, то выбор был правильным.
В.: Нарисуйте в аквариуме еще две рыбки, но так, чтобы они не были похожи друг на друга. Сколько всего рыбок плавает в аквариуме?
Рассмотрите веселых рыбок с зонтиками. Найдите две одинаковые рыбки. Соедините их линией. Найдите зонтик, непохожий на другие. Чем он отличается?

Игра «Рыбак и рыбки».

Проводится подвижная игра, в которой роль рыбака берет на себя воспитатель(кружится на месте со шнуром в руках, пытаясь поймать детей-рыбок, стоящих по кругу).Те дети, до которых дотронулся шнур, выходят из круга. Когда пойманы 4 ребенка, все считают «улов».

Занятие 12

ДЕНЬ И НОЧЬ

Образовательные задачи

«Количество и счет». Формировать представления о порядковом счете (о его цели, правилах);

умения считать, соблюдая правила, количественным и порядковым счетом в пределах четырех; определять порядковое место предмета в ряду; использовать при счете порядковые числительные.

«Величина». Формировать представления о величине; о сериационных (упорядоченных по величине) рядах;

умения сравнивать на глаз изображения объектов по величине; определять отношения по величине между изображениями объектов; строить сериационные (упорядоченные) по величине ряды из четырех элементов, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные отношения (по величине) между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке.

«Пространство». Формировать представления о пространственном положении «за», пространственных направлениях: «справа налево», «от … к …»;

умения определять пространственное положение объектов, считая справа налево, слева направо, последовательность следования объектов друг за другом.

«Время». Формировать представления о частях суток: «день», «ночь» (действия детей, явления живой природы); о моделировании частей суток при помощи условных изображений.

Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение, память; действия сравнения; умение группировать и классифицировать объекты по одному признаку (что бывает днем, что бывает ночью); умение находить сходство и различия; внимательность; познавательный интерес; графические умения (проводить соединительные линии, стрелки, раскрашивать).

Воспитывать: аккуратность.

Материал

Для дидактической игры «Рассели животных»: два обруча; карточки с условным обозначением леса (рисунок елки) и человека (рисунок фигуры человека); по 13 картинок с изображением диких (медведь, лиса, заяц, волк, лось, олень, енот, бобр, сова, орел, змея, белка, ёж) и домашних (корова, лошадь, свинья, собака, гусь, курица, кошка, индюк, утка, петух, коза, овца, осел) животных.

Для работы с учебным наглядным пособием: карандаши разного цвета.

Для игры-эстафеты «Составь портрет»: магнитная доска (фланелеграф), два демонстрационных изображения совы, составленных из геометрических фигур (рис.10), два комплекта геометрических фигур (соответственно изображению-образцу) на магнитах

(с подклеенной фланелью или бархатной бумагой) для каждой команды.

Дидактическая игра «Бывает не бывает». - student2.ru Рис. 10. Демонстрационные изображения совы

Для дидактической игры «День и ночь»: шапочка совы, два круг (белого и черного цвета) – модели дня и ночи.

Ход занятия

В.: Путешествуя по нашей планете, К-М побывал в лесах, полях, в гостях у разных людей. Видел много разных животных: птиц, зверей. Он подумал: есть дикие животные и домашние, но кто из них кто? Давайте поможем ему разобраться. А поможет нам в этом игра «Рассели животных».

1.Дидактическая игра «Рассели животных».Воспитатель раскладывает два обруча. В них выставляет карточки-модели и объясняет, что елка обозначает место, где живут дикие животные. Рядом с этой карточкой надо положить картинки, на которых нарисовано дикое животное (зверь или птица). Карточка с нарисованным человеком обозначает место, где расположились домашние животные. Рядом с ней надо положить картинки, на которых изображены домашние животные. Переворачивает картинки изображениями вниз и предлагает каждому ребенку взять две картинки, перевернуть их, посмотреть и положить в тот обруч, который подходит этому животному. Можно попросить объяснить выбор.

2.Работа с учебным наглядным пособием (с.22)

В.: Вот однажды К-М приехал в деревню и увидел там… А вот кого он там увидел вы узнаете, если отгадаете загадки:

Шапочка алая, В белом домике он жил,

Жилеточканетканая, Домик носиком разбил.

Кафтанчик рябенький, Стал он по двору гулять,

Детей созывает, Стал он зернышки клевать

Всех под крылья собирает (Курица). (Цыпленок).

Сколько цыплят гуляет с мамой на зеленой лужайке?

Раскрасьте бантики: у самого маленького цыпленка желтым цветом; у того, что побольше, – красным цветом; у того, что еще больше, – синим цветом, а у самого большого – зеленым цветом. Расскажите про цыплят: «С желтым бантиком – самый маленький, с красным – побольше, … еще больше, … – самый …».

Покажите дорожку (проведи стрелки по порядку) от самого маленького цыпленка к самому большому.

Кто пришел к курице первым? Вторым? Третьим? Четвертым?

А теперь К-М позвал цыплят. Кто пришел к нему первым? Вторым? Третьим? Четвертым?

Сравните два ряда цыплят. Что изменилось?

Наши рекомендации