Автоматизация функций в социальной работе
Возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих качественного изменения технологии обработки информации по социальной защите населения. Основные из этих факторов:
— обширность системы правовых норм;
— высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов. Объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения. Отслеживание распространения изменений правовой системы не удовлетворяет требованию единообразия применения ее в практике решения правоприменительных задач, что может вызывать нарушения гарантированных законом прав физических лиц;
— необходимость налаживания должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);
— увеличение объемов обрабатываемой информации;
— потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы-минимумы и целевые программы;
— постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты, оперативное выполнение ими новых функций.
Существенным фактором прогресса информационных процессов является наметившийся как у нас в стране, так и за Рубежом кризис громоздких управленческих структур. Модернизации, адаптации к современным рыночным условиям подвергаются практически все традиционно принятые типы управленческих структур. В настоящее время в организации управления наметился переход от командно-контрольной организации к «информационно-базирующейся», к организации специалистов.
Указанные факторы обусловливают необходимость автоматизации практически всех направлений деятельности и функций органов социальной защиты населения. Основные из них следующие:
1. Социально-бытовое обслуживание инвалидов | 1.Учет и распределение специального автотранспорта, мотоколясок и кресел-колясок для инвалидов 2.Организация санаторно-курортного лечения 3.Обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами, облегчающими жизнь инвалидов 4.Формирование сметы затрат на социально-бытовое обеспечение инвалидов и ветеранов | |
11. Пенсионное обеспечение населения | 1.Назначение, перерасчет, выплата пенсий и пособий 2. Контроль за правильностью назначения и выплаты пенсий и пособий 3.Контроль за поступлением и распределением средств пенсионного фонда 4.Обеспечение единообразия применения действующего пенсионного законодательства 5.Учет и контроль исполнения пенсионного бюджета | |
III. Социальная защита малоимущих слоев населения | 1. Назначение и выплаты социальных пособий 2. Обеспечение социальной защиты семьи, материнства и детства 3.Организация социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов 4.Мониторинг контингента социально незащищенных групп населения 5.Формирование программ социальной помощи малоимущим слоям населения 6.Контроль за предоставлением льгот и преимуществ малообеспеченным семьям с детьми 7.Распределение натуральных видов помощи | |
IV. Медицинское освидетельствование и врачебно-трудовая экспертиза инвалидов | 1. Освидетельствование 2.Учет переосвидетельствования инвалидов по контролю 3. Анализ медико-социальных причин временной и стойкой нетрудоспособности 4.Ведение архива медико-социальной экспертизы | |
V. Жизнеобеспечение проживания пенсионеров и инвалидов в домах-интернатах | 1. Учет материальных ценностей 2. Система стационарных учреждений 3.Обеспечение реализации программ по содержанию и развитию сети стационарных учреждений 4.Медицинское обслуживание | |
VI. Ветераны | Ведение картотеки ветеранов | |
VII. Планово-финансовая служба | 1. Ведение штатного расписания 2. Формирование сводного фонда заработной платы 3. Тарификация служащих органов социальной защиты населения 4. Составление смет 5. Контроль за исполнением бюджета | |
VIII.Бухгалтерский учет и контроль | 1. Бухгалтерский учет, контроль и отчетность по областному бюджету 2. Учет и отчетность по аппарату управления | |
IX. Нормативно-правовая служба | 1. Регистрация, систематизация и тиражирование нормативно-правовой и методической документации 2. Ведение методического кабинета | |
X. Кадры | 1. Учет личного состава структур стат-отчетности и учет учебы кадров 2. Подготовка проектов приказов и тиражирование их по структурам | |
XI. Делопроизводство | 1. Обработка корреспонденции 2. Контроль за сроками исполнения документов | |
Научно-технический прогресс связан с внедрением в управленческую деятельность автоматизированной информационной системы социальной защиты (АИС СЗ). Она предназначена для создания и ведения на объектах обоих уровней информационно совместимых баз данных (БД), содержащих информацию по всем аспектам социальной защиты населения и представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ), ориентированных на пользователей-непрограммистов, работающих на своих рабочих местах на персональной ЭВМ в диалоговом режиме.
АИС СЗ должна обеспечивать автоматизацию процесса сбора, накопления, расчета, хранения, обновления, передачи и отображения информации; высокий уровень информационного взаимодействия всех структур органов социальной защиты как по вертикали, так и по горизонтали, что позволит освободить пользователей от выполнения вручную больших объемов работ по вводу и обработке информации, увеличить оперативность формирования текстовых, выплатных, отчетно-аналитических документов и справок.
В информационном плане система представляет собой совокупность баз данных, создаваемых и ведущихся на объектах различных уровней системы с возможностью взаимообмена и взаимоактуализации данных. Заполнение и актуализация баз данных на каждом объекте системы осуществляются пользователями баз.
В наиболее загруженных обработкой информации структурных подразделениях целесообразны локальные вычислительные сети (ЛВС), в файл-серверах которых формируются базы данных, общие для сотрудников различных структур. Должна предусматриваться возможность обмена информацией между АРМами различных ЛВС в режиме «электронной почты».
При создании информационного обеспечения системы предусматривается обязательное использование общероссийских классификаторов и унифицированной системы документации, не исключая возможности использования в отдельных случаях локальных классификаторов и словарей.
В единую социальную информационную городскую сеть информация поступает от следующих городских структур:
1. Органы здравоохранения | — медицинская статистика (количество абортов, рождений несовершеннолетними, заболеваний, мертворожденные) |
2. Комитет по образованию | — социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей; — летний оздоровительный отдых детей из малообеспеченных семей; — ход выполнения программ «Дети-инвалиды» и «Дети-сироты»; — организация нестационарных учреждений в помощь семье и детству; — работа внешкольных учреждений |
3. Городской ЗАГС | — статистика (данные о смерти, браках и рождении) |
4. Комитет по труду и занятости | — трудоустройство инвалидов, беженцев, бомжей; — расчет прожиточного минимума; — статистические данные по бюджету различных типов семей; — профориентация и трудовая реабилитация детей-инвалидов |
5. Комитет по делам молодежи и спорта | — работа с подростками и молодежью по организации досуга; |
— работа подростковых клубов; — организация центров реабилитации и адаптации подростков | |
6. Комитет по делам несовершеннолетних | — статистические данные о трудоустройстве подростков до 16 лет; — информация по итогам решений комиссий |
7. Горстатистика | — статистические данные |
8. Управление внутренних дел | — статистика о выписанных, прописанных, осужденных, освобожденных из мест заключения |
Система классификации нормативно-справочной информации должна стремиться к единству по всей информационной системе органов социальной защиты населения и возможности заключения новых классификационных группировок без нарушения структуры классификации.
Кроме работы с базами данных, являющихся, по существу, работой с информационно-справочными системами, пользователи на базе этой системы будут решать задачи расчетного и расчетно-аналитического характера.
В функционально-предметном плане система представляет собой совокупность функциональных подсистем, реализуемых на единой информационно-программной и технической базе.
В связи с тем что в сфере социальной защиты появляются новые функции, а количество учреждений, работающих с различными категориями населения постоянно растет, необходима унифицированная (в рамках региона) программа, позволяющая вести единый учет граждан, являющихся объектом этой работы в каждом учреждении соцзащиты. Для этого нужно стандартизировать описание человека, пользующегося социальной защитой. Описание должно включать общие данные, позволяющие идентифицировать человека с достаточно высокой степенью точности при обращении его в любое городское учреждение и при обмене данными с базами, не входящими в Единую информационную систему (ЕИС) города.
На всех уровнях описания человека должно существовать понятие конфиденциальной информации, которое в равной степени присуще каждому объекту социальной сферы и охраняется законом. В каждой задаче степень закрытости информации должна определяться уровнем доступа пользователя и жестко регламентироваться при организации работы.
При разделении функций соцзащиты на подсистемы следует считать принцип этого деления весьма условным, задачи, входящие в подсистему, в равной степени связаны и с ресурсными задачами.
К подсистеме относятся задачи:
1. Назначение и выплата пенсий и пособий.
2. Освидетельствование ВТЭК.
3. Учет малоимущих и клиентов в центрах соцзащиты.
4. Учет пациентов центров реабилитации.
5. Учет проживающих в домах-интернатах.
6. Учет проживающих в приютах и социальных гостиницах.
7. Прикладные задачи медицинского обслуживания и психологической помощи, реабилитации детей с отклонениями в развитии и обучающие программы и т. п.
Необходимо развивать автоматизированные информационные системы по проблемам социально-бытового обслуживания. Прежде всего это создание единого городского информационного банка данных оценочно-диагностических карт семей, что позволит определять потребности в различных видах социальной помощи и вести учет ее предоставления; анализировать тенденции в социальной сфере и прогнозировать потребности города; обоснованно разрабатывать комплексные адресные программы, а также автоматизированные комплексы задач, реализующих функции учета и организации ресурсов учреждений социальной защиты (трудовых, материально-технических, финансовых, временных, информационных).
Наивысшая эффективность от автоматизации информационных технологий достигается при создании единой городской информационной системы, поддерживающей все аспекты социальной работы. При этом возможны два подхода:
1) внедрение единого программного обеспечения для решения функциональных задач социальной работы на всех уровнях;
2) создание единого информационного пространства с унифицированными входными и выходными реквизитами, достаточными для информационного обмена между городскими подразделениями.
В дальнейшем необходимы:
— единство подходов и стандартизация описания основного объекта социальной работы — человека;
— обязательный перечень параметров оценочно-диагностической карты семьи и человека как ее члена (разработать единые классификаторы социальных категорий человека,
семьи, видов социальной помощи, социальных учреждений и т.п. Их применение обеспечит однозначность и единообразие понятийного аппарата, устранит разноречивость этих понятий. Эти унифицированные параметры должны быть достаточными для информационной реализации всех функций социальной работы);
— вести библиотеки выходных отчетных форм на базе разработанных унифицированных реквизитов и показателей, что позволит снять проблемы ручного ввода и доработки выходной отчетной информации на всех уровнях.
Информационное обеспечение включает большой объем статистической информации, которая формируется в результате обобщенного анализа персональных данных. Статистическая информация является важным стратегическим ресурсом управления, поэтому она должна быть защищена.
Основные понятия и виды организационных структур управления