Автоматизация функций в социальной работе

Возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих качественного изменения технологии обработки информации по социальной защите населения. Основные из этих факторов:

— обширность системы правовых норм;

— высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов. Объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения. Отслеживание распространения изменений правовой системы не удовлетворяет требованию единообразия применения ее в практике решения правоприменительных задач, что может вызывать нарушения гарантированных законом прав физических лиц;

— необходимость налаживания должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);

— увеличение объемов обрабатываемой информации;

— потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы-минимумы и целевые программы;

— постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты, оперативное выполнение ими новых функций.

Существенным фактором прогресса информационных процессов является наметившийся как у нас в стране, так и за Рубежом кризис громоздких управленческих структур. Модернизации, адаптации к современным рыночным условиям подвергаются практически все традиционно принятые типы управленческих структур. В настоящее время в организации управления наметился переход от командно-контрольной организации к «информационно-базирующейся», к организации специалистов.

Указанные факторы обусловливают необходимость автоматизации практически всех направлений деятельности и функций органов социальной защиты населения. Основные из них следующие:

1. Социально-бытовое обслуживание инвалидов 1.Учет и распределение специального автотранспорта, мотоколясок и кресел-колясок для инвалидов 2.Организация санаторно-курортного лечения 3.Обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами, облегчающими жизнь инвалидов 4.Формирование сметы затрат на социально-бытовое обеспечение инвалидов и ветеранов
11. Пенсионное обеспечение населения 1.Назначение, перерасчет, выплата пенсий и пособий 2. Контроль за правильностью назначения и выплаты пенсий и пособий 3.Контроль за поступлением и распределением средств пенсионного фонда 4.Обеспечение единообразия применения действующего пенсионного законодательства 5.Учет и контроль исполнения пенсионного бюджета
III. Социальная защита малоимущих слоев населения 1. Назначение и выплаты социальных пособий 2. Обеспечение социальной защиты семьи, материнства и детства 3.Организация социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов 4.Мониторинг контингента социально незащищенных групп населения 5.Формирование программ социальной помощи малоимущим слоям населения 6.Контроль за предоставлением льгот и преимуществ малообеспеченным семьям с детьми 7.Распределение натуральных видов помощи
IV. Медицинское освидетельствование и врачебно-трудовая экспертиза инвалидов 1. Освидетельствование 2.Учет переосвидетельствования инвалидов по контролю 3. Анализ медико-социальных причин временной и стойкой нетрудоспособности 4.Ведение архива медико-социальной экспертизы
V. Жизнеобеспечение проживания пенсионеров и инвалидов в домах-интернатах 1. Учет материальных ценностей 2. Система стационарных учреждений 3.Обеспечение реализации программ по содержанию и развитию сети стационарных учреждений 4.Медицинское обслуживание
VI. Ветераны Ведение картотеки ветеранов
VII. Планово-финансовая служба 1. Ведение штатного расписания 2. Формирование сводного фонда заработной платы 3. Тарификация служащих органов социальной защиты населения 4. Составление смет 5. Контроль за исполнением бюджета  
VIII.Бухгалтерский учет и контроль 1. Бухгалтерский учет, контроль и отчетность по областному бюджету 2. Учет и отчетность по аппарату управления  
IX. Нормативно-правовая служба 1. Регистрация, систематизация и тиражирование нормативно-правовой и методической документации 2. Ведение методического кабинета  
X. Кадры 1. Учет личного состава структур стат-отчетности и учет учебы кадров 2. Подготовка проектов приказов и тиражирование их по структурам  
XI. Делопроизводство 1. Обработка корреспонденции 2. Контроль за сроками исполнения документов  
     




Научно-технический прогресс связан с внедрением в управленческую деятельность автоматизированной информационной системы социальной защиты (АИС СЗ). Она предназначена для создания и ведения на объектах обоих уровней информационно совместимых баз данных (БД), содержащих информацию по всем аспектам социальной защиты населения и представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ), ориентированных на пользователей-непрограммистов, работающих на своих рабочих местах на персональной ЭВМ в диалоговом режиме.

АИС СЗ должна обеспечивать автоматизацию процесса сбора, накопления, расчета, хранения, обновления, передачи и отображения информации; высокий уровень информационного взаимодействия всех структур органов социальной защиты как по вертикали, так и по горизонтали, что позволит освободить пользователей от выполнения вручную больших объемов работ по вводу и обработке информации, увеличить оперативность формирования текстовых, выплатных, отчетно-аналитических документов и справок.

В информационном плане система представляет собой совокупность баз данных, создаваемых и ведущихся на объектах различных уровней системы с возможностью взаимообмена и взаимоактуализации данных. Заполнение и актуализация баз данных на каждом объекте системы осуществляются пользователями баз.

В наиболее загруженных обработкой информации структурных подразделениях целесообразны локальные вычислительные сети (ЛВС), в файл-серверах которых формируются базы данных, общие для сотрудников различных структур. Должна предусматриваться возможность обмена информацией между АРМами различных ЛВС в режиме «электронной почты».

При создании информационного обеспечения системы предусматривается обязательное использование общероссийских классификаторов и унифицированной системы документации, не исключая возможности использования в отдельных случаях локальных классификаторов и словарей.

В единую социальную информационную городскую сеть информация поступает от следующих городских структур:

1. Органы здравоохранения — медицинская статистика (количество абортов, рождений несовершеннолетними, заболеваний, мертворожденные)
2. Комитет по образованию — социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей; — летний оздоровительный отдых детей из малообеспеченных семей; — ход выполнения программ «Дети-инвалиды» и «Дети-сироты»; — организация нестационарных учреждений в помощь семье и детству; — работа внешкольных учреждений
3. Городской ЗАГС — статистика (данные о смерти, браках и рождении)
4. Комитет по труду и занятости — трудоустройство инвалидов, беженцев, бомжей; — расчет прожиточного минимума; — статистические данные по бюджету различных типов семей; — профориентация и трудовая реабилитация детей-инвалидов
5. Комитет по делам молодежи и спорта — работа с подростками и молодежью по организации досуга;
    — работа подростковых клубов; — организация центров реабилитации и адаптации подростков
6. Комитет по делам несовершеннолетних — статистические данные о трудоустройстве подростков до 16 лет; — информация по итогам решений комиссий
7. Горстатистика — статистические данные
8. Управление внутренних дел — статистика о выписанных, прописанных, осужденных, освобожденных из мест заключения

Система классификации нормативно-справочной информации должна стремиться к единству по всей информационной системе органов социальной защиты населения и возможности заключения новых классификационных группировок без нарушения структуры классификации.

Кроме работы с базами данных, являющихся, по существу, работой с информационно-справочными системами, пользователи на базе этой системы будут решать задачи расчетного и расчетно-аналитического характера.

В функционально-предметном плане система представляет собой совокупность функциональных подсистем, реализуемых на единой информационно-программной и технической базе.

В связи с тем что в сфере социальной защиты появляются новые функции, а количество учреждений, работающих с различными категориями населения постоянно растет, необходима унифицированная (в рамках региона) программа, позволяющая вести единый учет граждан, являющихся объектом этой работы в каждом учреждении соцзащиты. Для этого нужно стандартизировать описание человека, пользующегося социальной защитой. Описание должно включать общие данные, позволяющие идентифицировать человека с достаточно высокой степенью точности при обращении его в любое городское учреждение и при обмене данными с базами, не входящими в Единую информационную систему (ЕИС) города.

На всех уровнях описания человека должно существовать понятие конфиденциальной информации, которое в равной степени присуще каждому объекту социальной сферы и охраняется законом. В каждой задаче степень закрытости информации должна определяться уровнем доступа пользователя и жестко регламентироваться при организации работы.

При разделении функций соцзащиты на подсистемы следует считать принцип этого деления весьма условным, задачи, входящие в подсистему, в равной степени связаны и с ресурсными задачами.

К подсистеме относятся задачи:

1. Назначение и выплата пенсий и пособий.

2. Освидетельствование ВТЭК.

3. Учет малоимущих и клиентов в центрах соцзащиты.

4. Учет пациентов центров реабилитации.

5. Учет проживающих в домах-интернатах.

6. Учет проживающих в приютах и социальных гостиницах.

7. Прикладные задачи медицинского обслуживания и психологической помощи, реабилитации детей с отклонениями в развитии и обучающие программы и т. п.

Необходимо развивать автоматизированные информационные системы по проблемам социально-бытового обслуживания. Прежде всего это создание единого городского информационного банка данных оценочно-диагностических карт семей, что позволит определять потребности в различных видах социальной помощи и вести учет ее предоставления; анализировать тенденции в социальной сфере и прогнозировать потребности города; обоснованно разрабатывать комплексные адресные программы, а также автоматизированные комплексы задач, реализующих функции учета и организации ресурсов учреждений социальной защиты (трудовых, материально-технических, финансовых, временных, информационных).

Наивысшая эффективность от автоматизации информационных технологий достигается при создании единой городской информационной системы, поддерживающей все аспекты социальной работы. При этом возможны два подхода:

1) внедрение единого программного обеспечения для решения функциональных задач социальной работы на всех уровнях;

2) создание единого информационного пространства с унифицированными входными и выходными реквизитами, достаточными для информационного обмена между городскими подразделениями.

В дальнейшем необходимы:

— единство подходов и стандартизация описания основного объекта социальной работы — человека;

— обязательный перечень параметров оценочно-диагностической карты семьи и человека как ее члена (разработать единые классификаторы социальных категорий человека,

семьи, видов социальной помощи, социальных учреждений и т.п. Их применение обеспечит однозначность и единообразие понятийного аппарата, устранит разноречивость этих понятий. Эти унифицированные параметры должны быть достаточными для информационной реализации всех функций социальной работы);

— вести библиотеки выходных отчетных форм на базе разработанных унифицированных реквизитов и показателей, что позволит снять проблемы ручного ввода и доработки выходной отчетной информации на всех уровнях.

Информационное обеспечение включает большой объем статистической информации, которая формируется в результате обобщенного анализа персональных данных. Статистическая информация является важным стратегическим ресурсом управления, поэтому она должна быть защищена.

Основные понятия и виды организационных структур управления

Наши рекомендации