Менеджмент и внутренняя среда организации.
Внутр. среда орг-ции формир-ся под действием переменных, оказывающих непосредств. влияние на осуществляемые в ней процессы. Мен-нт формир-ет и по необх-ти изменяет внутр. среду, а также осущ-ет управление процессами, происходящими в ней.
Внутр. среда – сочетание след. составляющих: технологии, персонала, структуры, внутриорганизац. процессов, орг. культуры.
Технология вкл. в себя тех. ср-ва и технол. процессы. Ее им. любые орг-ции, в т. числе консалтинг-е, проектные, аудиторские. Техн-я – фундамент, на к-м формир-ся система орг-ции и упр-я.
Персонал – основа любой орг-ции. Он создает продукцию, формир-ет культуру орг-ции. Только от него зависит, что предст. собой орг-ция.
Структура орг-ции отражает сложившиеся в результате разделения труда подразделения, иерархию управления и связи между ними.
Внутриорг. процессы подразделяют на общие и функциональные. К общим относят: координацию, принятие решений и коммуникацию. Координация м. осущ-ся 2-мя типами процедур: а) прямыми распоряжениями, приказами; б) созданием норм и правил создания орг-ции. Принятие решений м. осущ-ся: а) централ-но (на высшем уровне); б) делегир-ся на более низкие уровни; в) только при согласовании со всеми работниками. Коммуникации обеспеч. эф-сть информац. обмена и оказывают влияние на психологич. климат. Важной хар-кой явл. ограничение коммуникаций. От этих ограничений, устанавливающих кто, где, каким образом и в каком объеме передает инфо, зависит не только эф-сть управления, но и эф-сть самой орг-ции.
Кол-во и значимость функцион. процессов зависит от цели, задачи, вида деят-ти орг-ции и ее размера. Осн. группы функцион. процессов в любой коммерч. орг-ции: производство, маркетинг, финансы, работа с персоналом, обработка и анализ инфо о работе орг-ции (эккаутинг).
Орг. культура складывается изустойчивых позитивных норм, представлений, принципов и верований, разделяемых бол-вом раб-ков. Она проявляется за пределами орг-ции: в качестве пр-мой прод., в отнош-х с поставщиками и потребителями, в поведении раб-ков при осущ-нии внеш. контактов, в участии орг-ции в соц. программах и др. акциях. Внутри орг-ции орг. культура проявляется: в соблюдении раб-ми дисциплины, вып-нии установл-х норм и правил, поручений рук-ля, соблюдении общих этических правил и норм поведения, условиях и оплате труда, управл. культуре, мен-те.
Внутр. среда оценивается по 2-м осн. критериям:1) достоинства (сильные стороны): высококвалиф. раб-ки, передовые технологии, органич. тип орг-ции, сильная орг. культура и др.; 2) слабые стороны: изношенное обор-ние, устаревшие технологии и методы работы, неэф-ная система коммуник. и т.д.
Деят-ть мен-та направлена на усиление сильных сторон, ослабление и ликвидацию слабых мест.
Методы менеджмента.
Методы управления – сов-сть приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных орг-цией целей.
Методы: 1) орг.-административные (основаны на прямых директивных указаниях); 2) экон. (обусловлены экон. стимулами); 3) соц.-психологич. (применяются с целью повышения соц. активности сотрудников).
Орг.-админ. м-ды в основном опираются на власть рук-ля, его права, присущую орг-ции дисциплину и ответственность. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые писъм. или устно, контроль за их выполнением, с-му админ. средств поддержания труд. дисциплины.
3 формы проявления: а) обязательное предписание (приказ, запрет); б) согласительные (консультация, компромисс); в) рекомендации, пожелания (разъяснение, предложение).
Админ. воздействие связано с 3-мя типами подчинения:
1) вынужденное и внешне навязанное (сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»);
2) пассивное (для него хар-но удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самост. решений);
3) осознанное, внутренне обоснованное.
Экон. м-ды – сов-сть экон. рычагов, с пом. которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности.
Они способствуют выявлению новых возможностей, резервов. Речь идет об изменении с-мы матер. стимулирования с учетом экон. интересов всех участников произв. процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при кот. эти м-ды были бы действенны и целенаправленны. Конкретный набор и содержание рычагов экон. воздействия определяются спецификой управляемой с-мы. В соотв-вии с этим они чаще всего выступают в след. формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.
Соц. психологич. м-ды – сов-сть специфич. способов воздействия на личностные отнош-я и связи, возникающие в труд. коллективах, а также на соц. процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с пом. психологич. приемов в целях превращения админ. задания в осознанный долг, внутр. потребность чел-ка. Главная цель – формир-ние в коллективе положит. соц. психолог. климата, благодаря чему в значит. мере будут решаться воспитательные , орг. и экон. задачи. Формы такого воздействия: план-ние соц. развития труд. коллективов, убеждение как м-д воспитания и формир-ния личности, экон. соревнование, критика и самокритика, произв. совещания.
Самоуправление.