Отличительные черты менеджмента в государственном и частном секторах.

Можно выделить по 7 основаниям.

1. Условия

2. Цели

3. Ресурсы

4. Измерение производительность

5. Мотивы

6. Ответственность

7. Процедура назначения руководителей

1. Условия

Для государственного менеджмента характерен особый стиль отношений с общественностью и СМИ. Открыт для СМИ.

Большое влияние на цели и результаты деятельности государственных организаций оказывает система политического ( – через политические партии и политических лидеров) и функционального (через лоббистскую деятельность группу интересов) представительства.

2. Цели

Для менеджмента в сфере бизнеса главной, а иногда и единственной целью является прибыль. Для государственного менеджмента цели многообразны и если их источником является политика, носят обобщённый характер. Их трудно определить количественно (стабильность, законность, порядок, обеспечение обороны, уменьшение социального неравенства, борьба с бедностью и т.д.). Если же речь идёт об экономических целях, то государство призвано участвовать в решении тех задач, которые нельзя решить на основе использования невидимой руки рынка.

К таким задачам можно отнести: Регулирование деятельности предприятия или предоставление услуг в условиях естественной монополии (энергетика, коммуникации, почтовые услуги), а также контроль над поставщиками, имеющими существенное влияние перед потребителями (здравоохранение, образование).

В государственных организациях цели – внешние задания, причём нередко основанные на ценностных представлениях общества. Особое значение такие представления имеют при определении масштабов перераспределения доходов, когда доминирующие в обществе представления о справедливости являются важнейшими факторами принятия политических решений.

В коммерческих организациях цели возникают изнутри, складываясь из индивидуальных целей и превращаясь в групповые.

Здесь процесс идёт обратным путем снизу вверх.

3. Ресурсы

В отличие от добровольно-договорных отношений между партнёрами в сфере бизнеса, государственные органы обладают правом принуждения в рамках и на основе закона. Ресурсы этих органов могут формироваться за счет изъятия доходов граждан и организаций по средствам налогообложения. Государство и его органы могут осуществить принудительное перераспределение ресурсов, основываясь на политически оправданном компромиссе между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Принудительная мобилизация средств под эгидой государства позволяет финансам за счет бюджета производство таких благ, потребление которых общество желало бы сделать обязательным для всех свои членов.

4. Измерение производительности

В настоящее время практически не существует однозначных выводов по поводу становления оценки и системы измерений производительности труда государственных менеджеров.

В то время как в сфере бизнеса существуют разнообразные оценки деятельности:

Финансовая выручка

Доля рынка

Показатель эффективности и производительности для выплаты вознаграждения, четко установленные в части бизнеса и обычно определённые для конкретной управленческой должности на определённый период.

В государственном управлении нет очевидных результатов. Государственное управление сравнивают иногда с рытьём ямы, где результат всегда относителен, а бизнес сравнивают с рубкой дерева, где результат конечен и очевиден.

5. Мотивы

В государственном управлении основным финансовым источником выступает государственный бюджет, который распределяется представителями, то есть политическими организациями. Отсюда возможны ситуации, когда главный побудительный мотив будет состоять в том, чтобы удовлетворить не клиента, а тех кто распределяет и перераспределяет финансовые ресурсы. В частном секторе финансовые источники вытекают не из распределения, а из предпринимательской деятельности, поэтому существует прямая связь между коммерческим успехом и качеством предоставляемой клиенту услуги. Предоставление услуг государственным учреждением, характер этих услуг и способ их предоставления в большинстве государств, не находящихся в зависимости от диктата рынка, а определяется на основе политической оценки социальных и экономических приоритетов.

6. Ответственность

В бизнес управлении существует вполне определённая ответственность за последствия принимаемых менеджерами решений и действий. Непродуманные решения и неэффективные действия могут привести к разорению владельцев фирмы и её банкротство. В государственном управлении ответственность размыта между многими организациями вплоть до президента и парламента. Неэффективность правительственных действий может вести к увеличению дефицита бюджета и государственного долга, что отнюдь не обозначает банкротство государства и чиновничества. Государственным организациям не грозит разорение. Часто они являются монополистами в предоставлении многих услуг, которые более никем не обеспечиваются. Государственные чиновники подчиняются многим вышестоящим руководителям, в то время как частные менеджеры зависят, как правило, от одного начальника.

7. Процедура назначения руководителей

В демократических структурах руководители государственных организаций выбираются, либо назначаются кем-то, кот выбирается. Законность лица, занимающего государственный пост непосредственно или опосредованно является результатом всенародного выборочного процесса. Кадровая политика в правительстве и государственном управлении находится под большим контролем в сравнении с частным сектором, где персонал больше подвержен зависимости по горизонтали. Государственная служба, положение политического договора и прочие инструменты, усложняющие процесс набора, найма, перемещения, сокращение или увольнение персонала для достижения управленческих целей, в отличии от бизнес менеджмента, где существует большая свобода в управлении.


3. сущность, содержание, структурные элементы системы социального управления

«Что такое социальное управле­ние?» — непросто получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя и научных интересов

Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управ­ление используются понятия: регулирование, руководство, админист­рирование, менеджмент, организация и т. п.

Социальное управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политиче­ские и другие стороны управления, предмет изучения — теория и методология их взаимодействия, основанная на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаи­мовлияния.

Система — это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях, составляющих целостное образование.

Системы делятся на естественные и искусст­венные. К первым относятся природные, ко вторым — социальные, созданные человеком.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой. В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности системы делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те из них, которые построены для решения многоцелевых задач.

Системы состоят из подсистем, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности. Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: Управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся: обществен­ные отношения, общественные процессы, ресурсы общества, преж­де всего, социальные, социальные организации и входящие в них люди. К управляющей — все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на элементы управляемой подси­стемы. Важнейшим ее элементом является организационная струк­тура управления.

Все объекты управленческих воздействий в то же время в той или иной мере могут выступать и в качестве субъектов управления. Например, социальные организации создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают обрат­ное влияние на объект управления. Особое значение принадлежит человеку как субъекту управления. В целом под системой управле­ния понимается единство субъекта и объекта управления управлен­ческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности. Ее осуществляют органы управления, социальные организации в целом, отдельные управля­ющие, которые принимают и реализуют управленческие решения.

4. Дайте характеристику подсистем социальной системы.

Управляемая подсистема Управляющая подсистема
К ней относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материаль­ных и духовных благ или оказания услуг все элементы, обеспечивающие процесс целенаправлен­ного воздействия. Важнейшим элементом является организационная структура управления

В самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих сво­еобразные системы меньшего уровня: техническую, технологиче­скую, организационную, экономическую и социальную.

Техническая система пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Например, в социально-экономи­ческих системах она выражает производственные мощности пред­приятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить про­дукцию заданного качества в определенном количестве
Технологическая система основана на делении деятельности, материального и духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процедуры. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими.
Организационная система с помощью разработки и структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.
Экономическая система единство хозяйст­венных и финансовых процессов и связей
Социальная система является совокупностью социальных отно­шений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп.

Все системы — техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная — взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологиче­ская и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная — социально-экономическую. Связь между управляющей и управляемой системами осущест­вляется с помощью информации, которая служит основой для вы­работки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения. Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внеш­ние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливаются: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.

Деятельность и развитие системы в целом подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование таких систем и управление ими являются не только процессом сохранения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние.


Наши рекомендации