Рксу ад с короткозамкнутым ротором
РКСУ – это простейшие системы разомкнутого управления с приводами пост. и перем. тока, реализующие пуско-тормозные режимы ЭП.
Различают режимы пуска до номинальной ск-ти в несколько ступеней или до промежуточных скоростей, торможения и реверса (изменения направления вращения).
Наиболее простой сп-б пуска АД – прямое вкл-ие обм-ки статора в сеть с помощью коммутац. аппаратуры: реле (для маломощных АД), рубильников, контакторов, АВ, магнитных, тиристорных или и т.д.. Пуск дв-ля при этом сопровождается броском тока (до 6-7- кратного по отношению к номин. току статора). Очевидно, что макс.-токовые реле и АВ должны быть отстроены от этих пуск. токов.
При необходимости ограничения пускового тока АД средней и большой мощности используется реакторный пуск(а), а для маломощных АД - реостатный пуск(б).
При пуске вначале вкл-тся выкл-ль Q1. Пуск АД осущ-тся в режиме ограничения тока статора за счет пуск. реактора LR или пуск. резистора R. После уменьшения пуск. тока в процессе разгона дв-ля включается выключатель Q2.
Торможение АД с КЗ ротором осущ-т в режиме свободного выбега (отключения от сети и остановки под действием момента сопротивления хх) или в режиме динам. торможения. Режим динам. торможения реализуют либо подключением двух фаз АД к сети пост. тока (с возб-ем пост. током), либо подключением статора АД к батарее конденсаторов, включ. в звезду или треуг-к (в режиме самовозбуждения дв-ля). «-» второго способа торможения явл-тся возникновение тормозного эффекта внутри достаточно узкого диапазона скоростей и необходимость в использовании конденсаторов большой емкости. «+»– реализация режима компенсации реакт. мощности пит. сети в процессе динам. торможения.
Реверс АД осущ-ют в режиме динам. торможения до нул. ск-ти или с исп-м режима противовкл.
Для реализации пуско-тормозных режимов исп-тся пром. панели упр-ия: ПУ-5522. ПУ-5522 осуществляет пуск привода в выбранном ключом SA направлении, динам. торможение АД с наложением мех. тормоза при установке ключа SA в нейтральное положение (остановка АД), торможение АД противовкл-м с последующим разгоном в обр. направлении при переводе ключа SA из одного крайнего положения в противоположное положение.
Пуск АД произв-тся из неподв. состояния (начала к-т) по хар-ке 1 до точки А установивш. сост-ия. Торм-ие АД осущ-тся в режиме динам. торм-ия из установивш. сост-ния (точка А) по хар-ке 2 до неподв. состояния (начало к-т). Реверс АД происходит в режиме противовкл. из установивш. состояния (точка А) по хар-ке 3 с разгоном в обр. направлении до нового установивш. состояния (точка A¢).
РКСУ АД с фазным ротором
РКСУ – это простейшие системы разомкнутого управления с приводами пост. и перем. тока, реализующие пуско-тормозные режимы ЭП.
Различают режимы пуска до номинальной ск-ти в несколько ступеней или до промежуточных скоростей, торможения и реверса (изменения направления вращения).
АД с фазным ротором позволяет осущ-ть не только пуско-тормозные режимы, но и реализовать эффективное параметрич. рег-ие ск-ти дв-ля по цепи ротора. Применение РКСУ в этом случае позволяет достаточно просто осущ-ть многоступенчатые пуск, торможение и реверс и, тем самым, эффективнее использовать возм-ти разомкнутого упр-ия производств. установками. Многоступенчатые пуско-тормозные режимы АД с фазным ротором реализуют, как правило, в ф-ции времени, иногда – в ф-ции электромагнитного момента, тока статора или ротора.
Параметрич. рег-ие ск-ти АД с фазным ротором основано на введении добавочных сопр-ний в фазы ротора. Такой способ рег-ия имеет существ. недостаток – большие потери энергии, выделяемой в виде тепла при протекании тока в роторной цепи.
Для реализации пуско-тормозных режимов исп-тся пром. панели упр-ия: ПУ-6520.
Пуск АД производится в 3 ступени: вначале контактором KM6 отключается ступень противовключения (закорачиваются резисторы R1) и пуск происходит по искусственной хар-ке 1. Затем с выдержками времени DT1 и DT2 происходит последовательное срабатывание контакторов KM7, KM8. Пуск происходит по искусственной хар-ке 2, затем по естественной хар-ке 3 до точки А установившегося состояния. Выдержки времени формируются с помощью реле ускорения и могут вручную подстраиваться на стадии наладки СУ ЭП. Применение семипозиционного командоконтроллера позволяет осуществлять разгон не только до номинальной скорости АД, но и до 2-х промежуточных скоростей.
Динамическое торможение реализуется также в функции времени в 3 ступени (см. хар-ки 5, 6 и 7) при подключении контактором KM4 2-х фаз статора к цепи пост. тока.
Реверс АД производится торможением двигателя в режиме противовключения (см. хар-ку 9) при полностью введенных сопротивлениях в цепи ротора. При скорости АД, близкой к нулевому значению ступень противовключения отключается (закорачиваются резисторы R1) и происходит пуск Д в обратном направлении (см. хар-ки 9, 10 и 11).
В крановых электроприводах подъема применяют более сложные принципы и панели РКСУ, такие как ТСД-60. При этом для получения жестких механических характеристик АД в зоне малых скоростей подъема реализуют тиристорное широтно-импульсное регулирование.