Изменение просадки судна на мелководье

Образование одиночной волны понижает уровень поверхности воды у бортов судна, что вызывает опускание корпуса относительно поверхности воды и увеличение дифферента на корму. Это явление называется просадкой. Это вызвано тем, что на малых глубинах уменьшается площадь сечения потока воды между днищем судна и грунтом. В соответствии с уравнением неразрывности жидкости скорость течения потока жидкости обратно пропорциональна площади его сечения:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru , (4.3)

где Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – скорости потока;

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – площади его сечения.

Поэтому при уменьшении площади сечения потока его скорость увеличивается. В соответствии с уравнением Бернулли увеличение скорости потока гидродинамическое давление на этом участке уменьшается. В связи с этим судно как бы проседает на мелководном участке.

В настоящее время существует много эмпирических зависимостей для определения величины динамической просадки судов. Можно отметить некоторые из них, получившие наиболее широкое применение.

Так для морских судов Г.И. Сухомелом было предложено расчетное выражение, определяющее зависимость просадки от скорости движения и соотношения длины и ширины судна. В дальнейшем предложенные зависимости были уточнены А.П. Ковалевым и получили следующий вид:

а) при соотношении Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru , (4.4)

б) при соотношении Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru ,   (4.5)

где Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – скорость судна, уз;

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – коэффициент, выбираемый из табл. 4.1.

Таблица 4.1

Зависимость коэффициента k

от соотношения длины и ширины судна

L/B 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0 9,0
K 1,35 1,03 0,8 0,62 0,55 0,48

Предложенный К. Ремишем метод во многих источниках называют универсальным, поскольку позволяет определять просадку у судов как носом, так и кормой с учетом их геометрических обводов:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru , (4.6)

где Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – приращение осадки носом или кормой, м;

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – коэффициент, зависящий от скорости хода;

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – коэффициент, зависящий от формы корпуса.

Коэффициент Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru рассчитывается по выражению:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru , (4.7)

где Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – критическая скорость для мелководья, определяемая по формуле:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru . (4.8)

Коэффициент Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru отдельно для носовой части и для кормы определяется по выражениям:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru (4.9)

Как видно из формулы (4.7), при Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru проседание носа больше, чем проседание кормы, а при Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – больше проседание кормы. Также можно сделать вывод, что у судов с полными обводами и малым отношением Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru (например, у крупнотоннажных танкеров или балкеров) больше проседает нос, в то время как у судов с острыми образованиями корпуса больше проседает корма.

Однако данный метод не может быть применен к речным судам, поскольку у них приращение осадки по корме всегда больше, хотя величина Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru может быть больше, так и меньше 1.

В.П. Смирновым предложено расчетное выражение, которое позволяет также учитывать начальный дифферент морского судна:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru . (4.10)

Здесь Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – коэффициент пропорциональности (см.табл.4.2)

Таблица 4.2

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru 0,35 0,4 0,5 0,6 0,7 0,75 0,8 0,85
Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru 0,0146 0,0156 0,0174 0,0201 0,0232 0,0250 0,0274 0,0296

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – коэффициент пропорциональности, учитывающий длину судна. Его значения приведены в табл.4.3

Таблица 4.3

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru до 100 м 100 – 150 м более 150 м
Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru 1,05 1,25

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – коэффициент пропорциональности, учитывающий начальный дифферент на корму. Его значения приведены в табл. 4.4

Таблица 4.4

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru 1,0  
Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru 1,0 1,025 1,05

В. Г. Павленко предложен метод для определения приращения динамической просадки речных судов и толкаемых составов по корме:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru , (4.11)

где Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – числовой коэффициент:

для речных самоходных судов при водоизмещении менее 2000 т

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru ; (4.12)

для грузовых судов и составов водоизмещением более 2000 т

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru (4.13)

А. М. Полунин уточнил расчетные зависимости для судов средних размеров, эксплуатируемых в бассейнах сибирских рек:

для грузовых теплоходов

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru ; (4.14)

для пассажирских судов

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru . (4.15)

Здесь Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru и Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – числовые коэффициенты, определяемые по выражениям:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru ; (4.16)
Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru . (4.17)

Данные расчетные зависимости справедливы для Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru .

Анализ приведенных методов, проведенный М.Ю. Чуриным позволил выявить у них общий недостаток. Они не учитывают форму судовых обводов, которые несомненно оказывают влияние на величину динамической просадки. Им предложены расчетные формулы, устраняющие указанный недостаток:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru , (4.18)

где Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – отношение коэффициента полноты носовой и кормовой половин диаметрального батокса корпуса судна;

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – число Фруда.

Выражение (4.16) позволяет определить приращение средней осадки судна. При расчете просадки по корме результат расчета следует увеличить на 20%.

Дополнительно им исследован вопрос изменения просадки судов смешанного «река-» плавания, прошедших реконструкцию в виде уменьшения длины цилиндрической вставки и укрепления корпуса для улучшения их мореходных качеств. В итоге установлено, что у данных судов приращение осадки по корме на мелководье больше на 30-45% по сравнению с судами базового проекта (рис.4.7).

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru
Рис.4.7 График зависимости приращения динамической просадки по корме реконструированных судов при уменьшении длины, выраженной в процентах от первоначальной длины судна

Приведенная графическая зависимость хорошо аппроксимируется полиномной зависимостью:

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru , (4.19)

где Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – приращение просадки по корме, выраженной в процентах от о просадки по корме судна базового проекта до реконструкции;

Изменение просадки судна на мелководье - student2.ru – уменьшение длины судна, выраженное в процентах от первоначальной длины.

Наши рекомендации