Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре

Будем считать, что судно двигалось равномерно и прямолинейно со скоростью Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru и на него подействовал ветер, например, со стороны правого борта (рис. 1.2). При этом характер движения судна изменится, и оно будет двигаться со скоростью Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru в направлении, составляющем с ДП угол ветрового дрейфа Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru .

Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru
Рис.1.2. К определению истинного и кажущегося ветра

При этом на надводную часть судна будет действовать воздушный поток со скоростью Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru равный по величине скорости Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru и направленный в противоположном направлении. Чтобы сохранить первоначальное направление движения необходимо путем перекладки рулевых органов ввести поправку к курсу, равную ???.

На движущее судно при этом будет действовать так называемый кажущийся ветер Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , который представляет собой разность двух векторов – вектора истинного ветра Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru и вектора скорости судна Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , обусловленного движением судна:

Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru . (1.1)

Вектор кажущего ветра, помимо скорости, характеризуется курсовым углом Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , т.е. углом между носовой частью ДП и кажущимся направлением ветра (рис.1.1). За направление ветра принимается то, откуда дует ветер (ветер дует «в компас»).

Курсовые углы ветра измеряются от 0 до 180 градусов вправо и влево от ДП (курсовые углы правого или левого борта).

Геометрический смысл формулы (1.1) характеризуется векторным треугольником (рис.1.2 а, б, в). Из рисунка видно, что под влиянием движения судна вперед со скоростью Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru курсовой угол кажущегося ветра будет всегда меньше, чем истинного.

Вполне очевидно, что на стоянке понятия истинного и кажущего ветра совпадают ( Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru ). На ходу их разница прямо зависит от скорости судна Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru .

Связь между скоростями и направлениями истинного и кажущегося ветра определяется следующими соотношением:

Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru . (1.2)

На рис.1.3 приведена схема сил, действующих на судно при прямолинейном движении в условиях ветра.

Из рис.1.3 видно, что если Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , то судно уваливается по ветру. Если же Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , то судно приводится к ветру. В первом случае для удержания на курсе рулевой орган перекладывают на наветренный борт. Во втором – на подветренный.

При равенстве гидродинамического и аэродинамического моментов перекладки рулевых органов для сохранения прямолинейного движения не требуется.

Для оценки влияния ветра на движущееся судно обычно принимают следующие допущения:

- ветер принимается постоянным по скорости и направлению во всех плоскостях, параллельных плоскости ватерлинии;

Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru
Рис.1.3 Схема сил, действующих на судно при прямолинейном движении в условиях ветра


- силы и моменты, вызванные ветровым волнением не учитываются;

- скорость движения судна принимается постоянным;

-качка судна, ветровой крен считается пренебрежительно малым.

Основываясь на схеме сил, действующих на судно(рис.1.3), составим математическую модель его прямолинейного движения в общем виде:

Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , (1.3)

где Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru – полезная тяга движителей;

Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru – продольная и поперечная составляющие гидромической силы на погруженной части корпуса судна;

Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru – продольная и поперечная составляющие аэродинамической силы на надводной части корпуса судна;

Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru – продольная и поперечная составляющие рулевой силы,

Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru , Схематизация и математическая модель прямолинейного движения судна при ветре - student2.ru – соответственно моменты этих сил.

Решая первое уравнение системы (1.3), можно оценить влияние ветра на скорость движения судна. Из уравнения видно, что при встречно - боковых ветрах скорость движения снижается. Попутные и попутно - боковые ветра, казалось бы, должны увеличивать скорость движения, однако, в этом случае упор винта компенсируется увеличением продольных составляющих гидро- и аэродинамических усилий на корпусе, что порой также приводит к снижению скорости. Кроме того, при попутных ветрах повышается рыскливость судов.


Наши рекомендации