Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.
Профессиональная ориентация - это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Работа по профориентации имеет своей целью оказание помощи молодым людям (в основном учащимся общеобразовательных школ) и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке труда.
Основными формами профориентационной работы являются: профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор.
Качественный уровень профориентационной работы – одно из условий успешности трудовой адаптации работников. Профориентация позволяет формировать взаимосвязи работников и организаций еще на стадиях, предшествующих непосредственной адаптации.
Адаптация– это процесс и результат приспособления сотрудника к новым для него условиям жизнедеятельности.
Трудовая адаптация – приспособление работника к организации (взаимное приспособление работника и организации).
Процесс адаптации можно представить как переход от одной стадии к другой.
Стадии адаптации:
1) стадия тревоги и беспокойства;
2) стадия мобилизации внутреннего (собственного) потенциала – преодоление внутренних и внешних барьеров.
Внешние: стиль отношения руководителя, отношение в коллективе, сложность и интеллектуальность труда, объем работы, условия рабочего места.
Внутренние: личная незаинтересованность, пассивность.
3) стадия завершения адаптации, либо дезадапации (т.е. продолжение адаптации).
Дезадаптация – состояние дисстресса.
На этапе адаптации возможны 2 варианта поведения:
1) активное исследовательское – человек сам знакомится с новой средой, сокращает сроки вхождения в среду;
2) пассивное наблюдательное – новичок занимает выжидательную позицию, на происходящее смотрит со стороны.
Процесс адаптации определяется адаптивными способностями работника к обучению.
Период адаптации у всех различный, но в среднем не менее 1-1,5 лет.
Виды адаптации персонала – это составные элементы общего процесса трудовой адаптации, определяемые особенностями производственно-экономической системы и социальных отношений в организации.
Направления адаптации персонала – особенности трудовой адаптации персонала в зависимости от наличия у адаптируемого сотрудника опыта профессиональной деятельности.
Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную адаптацию. В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации.
Первичная – это когда человек не имеет трудового опыта и переходит из учебного заведения на какое-либо предприятие.
Вторичная адаптация – когда человек имеет трудовой опыт и переходит из одной организации в другую.
Более детализированные виды адаптации:
- психофизиологическая – приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда, привыкание к ритму, графику, напряженности работы. В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям относятся физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, удобство рабочего места, внешние факторы, воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.);
- профессиональная – доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.), привыкание к содержанию работы, к системе требований, рабочему месту;
- социально-психологическая – приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе, происходит изменение образа «я», привыкание к образу «я» в новой для себя роли. В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями;
- организационно-административная – усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного механизма управления организацией. Сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре;
- экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат;
- в процессе санитарно-гигиенической адаптации работник осваивается с новыми, требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившихся в организации условиях производства, придерживаясь гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономической безопасности окружающей среды.
Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации. Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников.
Человек проходит данные виды адаптации не последовательно, а параллельно.