Модели жизненного цикла ИС: каскадная, итеративная, спиральная.

Виды модернизации ИС

Информационная система состоит из:

– Сетевого оборудования;

– Сети коммуникаций.

Что касается сетевого оборудования, то модернизация информационных систем позволяет:

– уменьшить вероятность сбоев в работе и поломки оборудования;

–увеличить скорость работы сети;

– обезопаситьутечку информации;

Реинжиниринг является одним из основных видов модернизации систем. Реинжиниринг информационных сетей – это совмещения старых и новых информационных сетей, анализ их многоструктурности, а также динамики изменения структур.

В современном мире модернизация инженерных систем просто необходима для того, чтобы не отставать от своих конкурентов и повысить эффективность работы предприятия. Главной особенностью процесса модернизации является адекватная настройка необходимого оборудования, которое должны осуществлять высококлассные специалисты.

Модернизация информационных систем может включать в себя:

– расширение сети;

– закупка и замена оборудования;

– создание систем безопасности;

– использование легального ПО и многое другое;

Модернизация ИСособенно актуальна в случае:

-изменении требований к информационной системе;

-неудовлетворённости работой существующей информационной системы;

-усложнении бизнес-процессов;

-реорганизации компании;

-необходимости провести сертификацию предприятия под стандарт ISO 9000.

Цель: выработка рекомендаций по совершенствованию информационной инфраструктуры и по повышению эффективности управления компанией

Решаемые задачи:

-выявление противоречий и ошибок в работе информационной системы;

-определение степени соответствия информационной системы существующим бизнес-процессам и целям компании.

Унифицированныйпроцесс Rational (Rational Unified Process, RUP)

RUPоснован на 3 ключевых идеях:

1.весь ход работ направлен итоговыми целями проекта, которые выражены в виде вариантов использования(сценария);

2.основным решением является архитектура результативной системы;

3.весь процесс разработки делится на планируемые и управляемые итерации.

RUP является итерационной моделью разработки.

R выделяют 4 итерации(фазы):

1.Фаза начала:цель-достичь компромисса между всеми заинтересованными лицами относ.задач и ресурсов.Уход времени 10% трудоемкости 5%

2.Фаза проектирования:цель-разработать стабильную архитектуру системы.30% времени и 20% трудоемкости.

3.Фаза построения:цель-в результате получается готовая система в режиме опытной эксплуатации.50% времени и 65% трудоемкости.

4.Фаза внедрения:цель-предоставить продукт конечного польвателя.10% времени 10% трудоемкости.

Экстремальное программирование (ExtremeProgramming, XP)

К легким методом относят метод экстремального програминрования.Появилось в 2000 году.

Приемы:

1.метафора системы(концепция)-техническая концепция системы в виде одного двух предложений.

2.разработка на основе тестирования

3.программирование парами

4.коллективное владение кодом

5.40-часовая рабочая неделя

6.включение заказ.в команду

7.открытое рабочее пространство

Принципы создания ИС.

Принцип системности.

^ По принципу системности ИС следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением. (ИС рассматривается как система, что позволяет выявить многообразные типы связей между структурными элементами).

^ Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции должны быть установлены такие связи между структурными компонентами системы, которые обеспечивают цельность корпоративной системы и ее взаимодействие с другими системами.

Нельзя разрабатывать какую-либо задачу автономно от других и реализовывать только отдельные ее аспекты. Задача должна рассматриваться комплексно со всеми возможными информационными связями.

^ Принцип развития (открытости)

Принцип новых задач (развития) - возможность постоянного пополнения и обновления ИС. Число решаемых задач постоянно увеличивается и меняется методика их решения.

Заключается в том, что внесение изменении в систему, обусловленных самыми различными причинами (внедрением новых информационных технологии, изменением законодательства, организационной перестройкой внутри фирмы и т. п.), должно осуществляться только путем дополнения системы без переделки уже созданного, т. е. не нарушать ее функционирования. Реализовать данный принцип на практике достаточно сложно, так как он требует очень глубокой аналитической предпроектной работы. Необходимо разделить решаемые задачи на определенные группы и для каждой из них предусмотреть возможные направления развития (например, выход в глобальные сети, применение средств для сканирования документов, шифрование информации).

^ Принцип совместимости

Принцип совместимости – способность взаимодействия ИС различных видов, уровней в процессе их совместного функционирования.

Заключается в том, что при создании системы должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами согласно установленным правилам. В современных условиях это особенно касается сетевых связей локального и глобального уровней.

^Принцип стандартизации (унификации)

Принцип стандартизации и унификации – необходимость применения типовых, унифицированных и стандартизованных элементов функционирования ИС.

При создании системы должны быть рационально использованы типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты.

Задачи необходимо разрабатывать таким образом, чтобы они подходили к возможно более широкому кругу объектов. Игнорирование именно этого принципа привело в свое время к тому, что подсистема УК, несмотря на традиционный перечень задач и алгоритмов их решения, разрабатывалась на каждом предприятии самостоятельно, что привело к совершенно неоправданному расходу трудовых, материальных, финансовых и временных ресурсов.

^ Принцип эффективности

Принцип эффективности – достижение рационального соотношения между затратами на создание ИС и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании. (Эффективность ИС следует рассматривать как интегральный (обобщенный) показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам по созданию и эксплуатации системы).

Предусматривает достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевыми эффектами, включая конечные результаты, отражающиеся на прибыльности и получаемые по окончании внедрения автоматизации в управленческие процессы.

^ Принцип первого руководителя – на предприятии должен быть человек, одинаково заинтересованный в развитии автоматизации всех сторон деятельности предприятия.

^ Принцип устойчивости заключается в том, что ИС должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возможных факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы – быстро восстановима.

^ Принцип гибкости означает приспособляемость системы к возможным перестройкам благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

Содержание и методы проектирования ИС. Предпроектная стадия.

Предпроектная стадия. Цель - уточнить границы изучения системы, определить круг пользователей будущей ИС различных уровней и выделить классы и типы объектов, подлежащих обследованию и последующей автоматизации.

Сбор материалов обследования.

Основными целями являются:

− выявление основных параметров предметной области (напри­мер, предприятия или его части);

− установление условий, в которых будет функционировать про­ект ИС;

− выявление стоимостных и временных ограничений на процесс проектирования.

Предваритель­ное изучение предметной области. Цель - на основе общих сведений об объекте выявить предварительные размеры объемов ра­бот по проектированию и состав стоимостных и временных ог­раничений на процессы проектирования, а также найти примеры разработок проектов ИС для аналогичных систем

Выбор технологии проекти­рования. В настоящее время существует несколько типов технологий проекти­рования: технология оригинального, типового, автоматизирован­ного и смешанного вариантов проектирования. Основными ограничениями при выборе технологии могут служить: наличие де­нежных средств на приобретение и поддержку выбранной техно­логии, ограничения по времени проектирования, доступность со­ответствующих инструментальных средств и возможность обеспечения поддержки их эксплуатации собственными силами, наличие специалистов соответствующей квалификации. Ре­зультатом выполнения этой операции служит получение описания выбранной технологии, методов и средств проектирования.

Выбор метода проведения обследования. Все методы можно объединить в группы по следующим признакам (Рисунок 4):

− по цели обследования выделяют метод организации локаль­ного проведения обследования, используемый для разработ­ки проекта отдельной задачи или для комплекса задач, и ме­тод системного обследования объекта, применяемый для изу­чения всего объекта с целью разработки для него проекта ИС в целом;

− по числу исполнителей, проводящих обследование, применя­ется индивидуальное обследование, осуществляемое одним проектировщиком, и бригадное с выделением ряда бригад-исполнителей, изучающих все подразделения предприятия, и одной координирующей бригады;

− по степени охвата предметной области применяют метод сплошного обследования, охватывающего все подразделения экономической системы, и выборочное, применяемое при на­личии типовых по структуре подразделений (например, це­хов или складов);

− по степени одновременности выполнения работ первого и вто­рого этапов предпроектной стадии выделяют метод последо­вательного проведения работ, при котором проектировщики сначала собирают данные о предметной области, а затем их изучают (часто применяют при отсутствии опыта в выполне­нии такого рода работ), и метод параллельного выполнения работ, когда одновременно со сбором происходит изучение полученных материалов обследования, что значительно со­кращает время на проведение работ на предпроектной ста­дии и повышает качество получаемых результатов.

Модели жизненного цикла ИС: каскадная, итеративная, спиральная. - student2.ru

Рисунок 4. Схема классификации методов проведения обследования

Выбор метода сбора материалов обследования.

Выполнение работ по обследованию предметной области в каком-либо подразделении и сбору материалов можно проводить на основе предварительного проведения выбора методов сбора материалов обследования, которые мож­но разделить на две группы (Рисунок 5):

Модели жизненного цикла ИС: каскадная, итеративная, спиральная. - student2.ru

Рисунок 5. Схема классификации методов сбора материалов обследования

При выборе метода следует учитывать следующие критерии:

- степень личного участия проектировщика в сборе материала;

- временные, трудовые и стоимостные затраты на получение сведений в подразделениях.

Проектировщику необходимо знать и в каждом конкретном случае применять наиболее экономичный, обеспечивающий нуж­ную полноту сведений метод сбора материалов обследования.

Разработка программы обсле­дования.

Обследование проводится по заранее разработанной програм­ме, составленной по форме, представленной в Таблица 3, содержащей перечень вопро­сов, ответы на которые дадут полное представление о деятельно­сти изучаемого объекта и будут учтены при создании проекта ИС. Вопросы можно систематизировать по трем основным на­правлениям исследования объекта.

Первое направление предусматривает получение представления об объекте изучения, т.е. экономической системе (например, предприятии) в целом, включая выяснение целей фун­кционирования этой системы, выявление значений основных па­раметров деятельности предприятия и т. д.

Второе направление предусматривает изучение и опи­сание организационно-функциональной структуры объекта (как правило, относится к аппарату управления). При этом изучаются функции, выполняемые в структурных подразделениях, хозяйствен­ные процессы и процедуры, выявляются комплексы задач, обус­ловленные выполняемыми функциями, процессами и процедура­ми, определяется состав входной и выходной информации по каж­дой задаче. ВТаблица3 приведен фрагмент составления программы.

Третье направление предусматривает изучение и опи­сание структуры информационных и (или) материальных потоков: состава и структуры компонентов потоков, частоты их возник­новения, объемов за определенный период, направления дви­жения потоков, процедур обработки, в которых участвуют эти компоненты. Источником сведений являются получаемые от спе­циалистов предметной области интервью, экономическая доку­ментация и результаты расчетов. Описание информационной структуры выполняется на уровне экономических документов и показателей.

Таблица 3. Программа обследования

№ п/п   Наименование вопроса   Источник информации   Получатель информации  
  Цель функциониро­вания объекта Руководитель предприятия   Руководитель проекта  
  Основные параметры объекта Руководитель предприятия   Руководитель проекта  
  Организационная структура объекта Секретарь руководителя   Зам. руководителя проекта  
... ...

Разработка плана-графика сбора материалов обследо­вания.

Необходима для организации труда проектировщиков во время выполне­ния сбора материалов обследования и его последующего анали­за. Фрагмент плана-графика представлен вТаблица 4.

Таблица 4. План-график выполнения работ на стадии сбора материалов обследования

№ п/п   Наименование работы   Код работы   Исполнитель   Дата начала   Длитель­ность выпол­нения   Дата оконча­ния  
  Определение целей и параметров предприятия   Руководитель проекта Серов М.Р. 01.03.99     02.03.99  
  Определение организацион­ной структуры предприятия   Заместитель руководителя проекта Иванов И.П. 03.03.99     03.03.99  
  …….          
  …….          

«План-график» служит инструментом для планирования и оперативного управления выполнением работ на предпроектной стадии.

Сбор и формализация материалов обследования.

Здесь члены бригад должны проинтервьюировать специалистов подразделений изучаемой предметной области; собрать сведения обо всех объектах обсле­дования, в том числе о предприятии в целом, функциях управле­ния, методах и алгоритмах реализации функций, составе обраба­тываемых и рассчитываемых показателей; собрать формы доку­ментов, отражающих хозяйственные процессы и используемые классификаторы, макеты файлов, сведения об используемых тех­нических средствах и технологиях обработки данных; проконт­ролировать вместе с пользователем их правильность, сформиро­вать «Отчет об обследовании» и выполнить другие работы.

Сбор материалов обследования следует проводить с помощью стандартных форм и таблиц, которые удобно читать и обраба­тывать (Рисунок 6).

Модели жизненного цикла ИС: каскадная, итеративная, спиральная. - student2.ru

Рисунок 6. Формы документов для формализации материалов обследования

Анализ матери­алов обследования и разработка технико-экономического обосно­вания (ТЭО) и технического задания (ТЗ).

Цели:

- сопоставление всей собранной об объекте информации с теми требованиями, которые предъявляются к объекту, определе­ние недостатков функционирования объекта обследования;

- выработка основных направлений совершенствования рабо­ты объекта обследования на базе внедрения проекта ИС, выбор направлений проектирования (выбор инструментария) и оценка эффективности применения выбранного инструментария;

- обоснование выбора решений по основным компонентам про­екта ИС и определение общесистемных, функциональных и локальных требований к будущему проекту и его частям.

Анализ и определение состава объектов автоматизации.

Содержание и методы проектирования ИС. Техно-рабочее проектирование.

Содержание и методы проектирования ИС. Внедрение проекта.

На третьей стадии«Внедрение проекта» проводятся подготовка и по­степенное освоение разработанной проектной документации ИС заказчиками системы. В процессе выполнения работ на этой стадии осуществляется выявление частных и системных принци­пиальных недоработок в предлагаемом для внедрения проектном решении.

Внедрение проекта осуществляется в течение трех этапов:

1.2.Подготовка объекта к внедрению проекта. На этом этапе осуществляются следующие операции:

1.2.1. изменяется организационная структура объекта (предприя­тия);

1.2.2. набираются кадры соответствующей квалификации в облас­ти обработки информации и эксплуатации системы и сопро­вождения проектной документации;

1.2.3. оборудуется здание под установку вычислительной техники;

1.2.4. выполняются закупка и установка вычислительной техники с периферией;

1.2.5. в цехах, отделах устанавливаются средства сбора, регистра­ции первичной информации и передачи по каналам связи;

1.2.6. осуществляется установка каналов связи; проводится разра­ботка новых документов и классификаторов;

1.2.7. осуществляется создание файлов информационной базы с нор­мативно-справочной информацией.

На вход этого этапа поступают компоненты «Технического проекта» в части «Плана мероприятий по внедрению», решения по техническому и информационному обеспечению, техноло­гические и инструкционные материалы «Рабочего проекта». В результате выполнения этапа составляется «Акт готовности объекта к внедрению» проекта ИС. Затем формируется состав приемной комиссии, разрабатывается «Программа проведения опытного внедрения» и издается «Приказ о начале опытного вне­дрения».

На этапе «Опытное внедре­ние» вне­дряются проекты нескольких задач в нескольких подсистемах. В процессе опытного внедрения выполняются следующие работы:

1.2.8. подготовка исходных оперативных данных для задач, кото­рые проходят опытную эксплуатацию;

1.2.9. ввод исходных данных в ЭВМ и выполнение запланирован­ного числа реализации;

1.2.10. анализ результатных данных на предмет наличия ошибок.

После устранения ошибок получают «Акт о проведении опыт­ного внедрения», который служит сигналом для начала выпол­нения следующего этапа.

На этапе «Сда­ча проекта в промышленную эксплуатацию» используют следующие документы: договорная документация; «Приказ на разработку ИС»; ТЭО и ТЗ; исправленный «Техно-рабочий проект»; «Приказ о начале промышленного внедрения»; «Программа проведения испытаний»; «Требования к научно-техническому уровню проекта системы».

В процессе сдачи проекта в промышленную эксплуатацию осуществляются следующие работы:

3.3.1. проверка соответствия выполненной работы договорной до­кументации по времени выполнения, объему проделанной ра­боты и затратам денежных средств;

3.3.2. проверка соответствия проектных решений по ИС требова­ниям ТЗ;

3.3.3. проверка соответствия проектной документации гостам и ос­там;

3.3.4. проверка технологических процессов обработки данных по всем задачам и подсистемам;

3.3.5. проверка качества функционирования информационной базы, оперативности и полноты ответов на запросы;

3.3.6. выявление локальных и системных ошибок и их исправление.

Кроме того, приемная комиссия определяет научно-техничес­кий уровень проекта и возможности расширения проектных ре­шений за счет включения новых компонентов. В результате вы­полнения работ на данном этапе осуществляется доработка «Техно-рабочего проекта» за счет выявления системных и локальных ошибок и составляется «Акт сдачи проекта в промышленную эк­сплуатацию».

Содержание и методы проектирования ИС. Эксплуатация и сопровождение проекта.

Четвертая стадия «Эксплуатация и сопровождение проекта». На этой стадии решается вопрос о том, чьими силами (персо­налом объекта-заказчика или организации-разработчика) будут осуществляться эксплуатация и сопровождение проекта, и в слу­чае выбора второго варианта заключается «Договор о сопровож­дении проекта».

1.3.Эксплуатация проекта. В процессе выполнения этапа «Эксплуатация проекта» осуще­ствляются исправления в работе всех частей системы при возник­новении сбоев, регистрация этих случаев в журналах, отслежива­ние технико-экономических характеристик работы системы и на­копление статистики о качестве работы всех компонентов системы.

1.4.На этапе «Сопровождение и модернизация проекта» выполня­ется анализ собранного статистического материала, а также ана­лиз соответствия параметров работы системы требованиям ок­ружающей среды.

На сегодняшний день в программной инженерии существуют два основных подхода к разработке ИС, принципиальное различие между которыми обусловлено разными способами декомпозиции систем:

Функционально-структурный или структурный. В его основу положен принцип функциональной декомпозиции, при котором структура системы описывается в терминах иерархии ее функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами.

Объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию. При этом структура системы описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами.

SADT.

Методология SADT разработана Дугласом Россом и получила дальнейшее развитие в работе [4]. На ее основе разработана, в частности, известная методология IDEF0 (IcamDEFinition), которая является основной частью программы ICAM (Интеграция компьютерных и промышленных технологий), проводимой по инициативе ВВС США.

Методология SADT представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и связи между этими действиями. Основные элементы этой методологии основываются на следующих концепциях:

графическое представление блочного моделирования. Графика блоков и дуг SADT-диаграммы отображает функцию в виде блока, а интерфейсы входа/выхода представляются дугами, соответственно входящими в блок и выходящими из него. Взаимодействие блоков друг с другом описываются посредством интерфейсных дуг, выражающих "ограничения", которые в свою очередь определяют, когда и каким образом функции выполняются и управляются;

строгость и точность. Выполнение правил SADT требует достаточной строгости и точности, не накладывая в то же время чрезмерных ограничений на действия аналитика. Правила SADT включают:

ограничение количества блоков на каждом уровне декомпозиции (правило 3-6 блоков);

связность диаграмм (номера блоков);

уникальность меток и наименований (отсутствие повторяющихся имен);

синтаксические правила для графики (блоков и дуг);

разделение входов и управлений (правило определения роли данных).

отделение организации от функции, т.е. исключение влияния организационной структуры на функциональную модель.

Методология SADT может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций, а затем для разработки системы, которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции. Для уже существующих систем SADT может быть использована для анализа функций, выполняемых системой, а также для указания механизмов, посредством которых они осуществляются.

Существует 5 связей:

1.Управление-выход блока с большим доменом является управлением для блока с меньшим доменом

2..Вход- выход блока с большим доменом является входом с меньшим доменом

3.Обратная связь по управлению

4.Обратная связь по входу

5.Выход- механизм.

При построении SADT необходимо соблюдение 2 правил:

1.правило нумерации

2.правило балансировки:при несоблюдении появляются туннели, количество стрелок на дочерних диаграммах должно совпадать со стрелками выше лежащей родительской диаграммой.

Любая работа в SADT-модели обязательно должна иметь все 4 типа стрелок.

Моделирование потоков данных. Основные понятия.

Диаграммы потоков данных (DFD) являются основным средством моделирования функциональных требований к проектируемой системе. С их помощью эти требования представляются в виде иерархии функциональных компонентов (процессов), связанных потоками данных. Главная цель такого представления — продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами. В соответствии с данными методами модель системы определяется как иерархия диаграмм потоков данных, описывающих асинхронный процесс преобразования информации от ее ввода в систему до выдачи пользователю. Диаграммы верхних уровней иерархии (контекстные диаграммы) определяют основные процессы или подсистемы с внешними входами и выходами. Они детализируются при помощи диаграмм нижнего уровня. Такая декомпозиция продолжается, создавая многоуровневую иерархию диаграмм, до тех пор, пока не будет достигнут уровень декомпозиции, на котором процессы становятся элементарными и детализировать их далее невозможно. Источники информации (внешние сущности) порождают информационные потоки (потоки данных), переносящие информацию к подсистемам или процессам. Те, в свою очередь, преобразуют информацию и порождают новые потоки, которые переносят информацию к другим процессам или подсистемам, накопителям данных или внешним сущностям — потребителям информации. Основными компонентами диаграмм потоков данных являются:

• внешние сущности;

• системы и подсистемы;

• процессы;

• накопители данных;

• потоки данных.

^ Внешняя сущность представляет собой материальный объект или физическое лицо, представляющие собой источник или приемник информации, например заказчики, персонал, поставщики, клиенты, склад. Внешняя сущность обозначается квадратом, расположенным как бы над диаграммой и бросающим на нее тень для того, чтобы можно было выделить этот символ среди других обозначений. При построении модели сложной ЭИС она может быть представлена в самом общем виде на так называемой контекстной диаграмме в виде одной системы как единого целого либо может быть декомпозирована на ряд подсистем. Номер подсистемы служит для ее идентификации. В поле имени вводится наименование подсистемы в виде предложения с подлежащим и соответствующими определениями и дополнениями. Процесс представляет собой преобразование входных потоков данных в выходные в соответствии с определенным алгоритмом.

Физически процесс может быть реализован различными способами:

это может быть подразделение организации (отдел), выполняющее

обработку входных документов и выпуск отчетов, программа, аппаратно реализованное логическое устройство и т. д.^ Накопитель данные - это абстрактное устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в накопитель и через некоторое время извлечь, причем способы помещения и извлечения могут быть любыми. Поток данных определяет информацию, передаваемую через некоторое соединение от источника к приемнику. Поток данных на диаграмме изображается линией, оканчивающейся стрелкой, которая показывает направление потока.

Каждый поток данных имеет имя, отражающее его содержание.

Принципы построения DFD

Принципы построения DFD.

Главная цель построения иерархического множества DFD заключается в том, чтобы сделать требования ясными и понятными на каждом уровне детализации, а также разбить эти требования на части с точно определенными отношениями между ними. Для достижения этого целесообразно пользоваться следующими рекомендациями:

-Размещать на каждой диаграмме от 3 до 6-7 процессов.

-Не загромождать диаграммы несущественными на данном уровне деталями

-Декомпозицию потоков данных осуществлять параллельно с декомпозицией процессов

-Выбирать ясные, отражающие суть дела, имена процессов и потоков для улучшения понимаемости диаграмм, при эт

-Однократно определять функционально идентичные процессы на самом верхнем уровне

-Пользоваться простейшими диаграммными техниками

-Отделять управляющие структуры от обрабатывающих структур (т.е. процессов), локализовать управляющие структуры

Процесс построения DFD.

Процесс построения модели разбивается на следующие этапы:

1) Расчленение множества требований и организация их в основные функциональные группы.

2) Идентификация внешних объектов, с которыми система должна быть связана.

3) Идентификация основных видов информации, циркулирующей между системой и внешними объектами.

4) Предварительная разработка контекстной диаграммы, на которой основные функциональные группы представляются процессами, внешние объекты ≈ внешними сущностями, основные виды информации ≈ потоками данных между процессами и внешними сущностями.

5) Изучение предварительной контекстной диаграммы и внесение в нее изменений по результатам ответов на возникающие вопросы по всем ее частям.

6) Построение контекстной диаграммы путем объединения всех процессов предварительной диаграммы в один процесс, а также группирования потоков.

7) Формирование DFD первого уровня на базе процессов предварительной контекстной диаграммы.

8) Проверка основных требований по DFD первого уровня.

9) Декомпозиция каждого процесса текущей DFD с помощью детализирующей диаграммы или спецификации процесса.

10) Проверка основных требований по DFD соответствующего уровня.

11) Добавление определений новых потоков в словарь данных при каждом их появлении на диаграммах.

12) Параллельное (с процессом декомпозиции) изучение требований (в том числе и вновь поступающих), разбиение их на элементарные и идентификация процессов или спецификаций процессов, соответствующих этим требованиям.

13) После построения двух-трех уровней проведение ревизии с целью проверки корректности и улучшения понимаемости модели.

14) Построение спецификации процесса (а не простейшей диаграммы) в случае, если некоторую функцию сложно или невозможно выразить комбинацией процессов.

Словарь данных. БНФ-нотация

Словарь данных представляет собой определенным образом организованный список всех элементов данных системы с их точными определениями, что дает возможность различным категориям пользователей (от системного аналитика до программиста) иметь общее понимание всех входных и выходных потоков и компонентов хранилищ.

Ниже приведен пример описания потока данных с помощью БНФ:

@ИМЯ= ВОСЬМЕРИЧНАЯ ЦИФРА

@ТИП= дискретный поток

@БНФ= ["0"!"2"!"3"!"4"!"5"!"6"!"7"]

БНФ-нотацияпозволяет формально описать расщепление/объединение потоков. Поток может расщепляться на собственные отдельные ветви, на компоненты потока-предка или на то и другое одновременно.

Точные определения потоков содержатся в словаре данных, а не на диаграммах.

Такие определения хранятся в словаре данных в так называемой БНФ-статье. БНФ-статья используется для описания компонентов данных в потоках данных и в хранилищах.

Ее синтаксис: @БНФ=<простой оператор>!<БНФ-выражение>

<простой оператор> есть текстовое описание, заключенное в "/", а <БНФ-выражение> есть выражение в форме Бэкуса-Нуара, допускающее следующие операции отношений:

= означает "композиция из"

+ означает "И"

[!] означает "ИЛИ"

( ) означает, что компонент в скобках необязателен

{} означает итерацию компонента в скобках

" " означает литерал.

Итерационные скобки могут иметь нижний и верхний предел, например:

3{болт}7 - от 3 до 7

1{болт} - 1 и более итераций

{шайба}3 - не более трех итераций.

20. Методы задания спецификация процессов.

Спецификация процесса (СП) используется для описания функционирования процесса в случае отсутствия необходимости детализировать его с помощью DFD (если он недостаточно невелик, то его описание может занимать до одной страницы текста).

Спецификация процесса должна начинаться с ключевого слова (например, @СПЕЦПРОЦ). Требуемые входные и выходные данные должны быть специфицированы следующим образом:

@ВХОД = <имя символа данных>

@ВЫХОД = <имя символа данных>

@ВХОДВЫХОД = <имя символа данных>, где имя символа данных - соответствующее имя словаря данных.

Ситуация, когда символ данных является одновременно входными и выходными данными, может быть описана двумя способами: либо символ описывается два раза с помощью @ВХОДи@ВЫХОД, либо один раз с помощью @ВХОДВЫХОД.

Методы задания спецификаций:

q текстовое описание

q структурированный естественный язык

Применяется для читабельного, строго описания спецификаций процессов. Управляющие структуры языка имеют один вход и один выход. К ним относятся:

- последовательная конструкция:

ВЫПОЛНИТЬ функция1

ВЫПОЛНИТЬ функция2

ВЫПОЛНИТЬ функция3

- конструкция выбора:

ЕСЛИ<условие>ТО

ВЫПОЛНИТЬ функция1

ИНАЧЕ

ВЫПОЛНИТЬ функция2

КОНЕЦЕСЛИ

- итерация:

ДЛЯ<условие> ПОКА<условие>

ВЫПОЛНИТЬ функция или ВЫПОЛНИТЬ функция

КОНЕЦДЛЯ КОНЕЦПОКА

q таблица решений

Проектированные спецификаций процессов с помощью таблиц решения (ТР) заключается в задании матрицы, отображающей множество входных условий в множество действий.

ТР состоит из двух частей. Верхняя часть таблицы используется для определения условий. Обычно условие является ЕСЛИ-частью оператора ЕСЛИ-ТО и требует ответа "да-нет".

Нижняя частьТР используется для определения действий, т.е. ТО-части оператора ЕСЛИ-ТО. ЕСЛИ ИДЕТ ДОЖДЬ, Т

Наши рекомендации