Традиционная и современная трактовки понятия «развитие персонала».

Традиционная трактовка понятия «развитие персонала»

Это комплекс мер, включающих профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала

Современная трактовка понятия «развитие персонала»

Изменение структуры (численной, возрастной, квалификационной, образовательной и т.д.) персонала и приведение ее в соответствие со стратегическими целями и задачами организации

Развитие через обучение.

Обучение и развитие как бизнес-процесс

Подход к обучению и развитию в компаниях разный, он зависит от культуры, традиций, уровня развития компании и ее руководителей. Эволюцию обучения и развития можно представить примерно так:

○ Сначала появляются отдельные, спонтанные требования к обучению. Менеджеры, видя, что их сотрудники не показывают нужный результат, как правило, инициируют обучающие программы. При этом заказ, как правило, делается «на вчера», например, срочно надо обучить сотрудников отличным навыкам обслуживания. Такая потребность может быть решена с помощью внешней тренинговой или консалтинговой компании. Недостатки такого подхода — нет анализа реальных потребностей, может присутствовать эффект айсберга, так как причина кроется не только в навыках сотрудников. Как правило, в таком обучении нет комплексного и системного подхода.

○ Затем в компании может развиться отдельное подразделение по обучению и развитию персонала с закрепленными сотрудниками (внутри департамента персонала или отдельно). Здесь уже появляются первичная системность и организация.

○ Целесообразно создание в компании внутренней библиотеки.

○ Одним из высших этапов развития обучающей системы являются корпоративный университет или обучающий центр, где накапливаются и хранятся знания организации.

Как показывает анализ, «…знания у сотрудников компаний накапливаются со скоростью, которая не на 100%, а в 100 раз или на 10 000% превосходит скорость накопления знаний научными учреждениями…» [Нордстрем и Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк»].

Роль HR-менеджера также эволюционирует. От администратора обучающих программ, статиста и помощника в их организации до консультанта и эксперта в вопросах развития персонала, затем к бизнес-партнеру в вопросах планирования программ по персоналу, и наконец, к лидеру перемен, который инициирует и внедряет жизненно важные для бизнеса изменения.

Виды и формы обучения персонала

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.

Подготовка персонала — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

Повышение квалификации персонала — обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка персонала — обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Формы:

Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается как частично производительный работник.

Обучение с отрывом от производства проводится вне рабочего места, как правило, с использованием специально упрощенных учебных инструментов и оборудования. Обучаемый работник не считается производительной единицей с момента начала обучения, его работа начинается с выполнения упражнений. Обучение с отрывом от основной работы может осуществляться в производственных помещениях компании- работодателя, в центре обучения, который посещают работники нескольких различных компаний, или в колледже.

Методы обучения персонала

Методы обучения персонала - это способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся».

Метод обучения персонала - ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебно-познавательной деятельности работника с заранее определенными:

· Задачами;

· Уровнями познавательной активности;

· Учебными действиями и ожидаемыми результатами».

Выбор методов обучения персонала зависит от множества факторов, основными из которых являются: цели обучения, ожидаемые результаты обучения, индивидуальные особенности обучаемых и многие другие.

Хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого работника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо учитывать при составлении программы обучения.

К выбору метода обучения нужно подходить дифференцированно - обучающие программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени прохождения, и по длительности воздействия.

Методы обучения классифицируются на:

а) пассивные и активные;

б) индивидуальные и групповые;

в) с отрывом от производства и без отрыва от производства.

По видам обучение делится на:

а) подготовку новых работников,

б) переподготовку,

в) повышение квалификации,

г) развитие компетенции.

По формам обучение бывает:

а) групповое

б) индивидуальное

По длительности можно выделить:

а) долгосрочное

б) краткосрочное

Все методы обучения можно разделить на две большие группы:

а) методы обучения на рабочем месте

б) методы обучения вне рабочего места.

К пассивным (традиционным) относятся:

а) Лекции,

б) Семинары,

в) Учебные видеофильмы и другие.

Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений.

В настоящее время распространены:

· Тренинги,

· Программированное обучение,

· Групповые обсуждения,

· Деловые и ролевые игры и другие.

Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.

К наиболее распространенным методам обучения на рабочем месте относятся:

  • Наставничество,
  • Метод усложняющихся заданий,
  • Смена рабочего места,
  • Направленное приобретение опыта,
  • Производственный инструктаж,
  • Метод делегирования ответственности и другие методы.

К основным методам обучения вне рабочего места относятся:

  • Чтение лекций,
  • Проведение деловых игр,
  • Разбор конкретных производственных ситуаций,
  • Проведение конференций и семинаров,
  • Формирование групп по обмену опытом,
  • Создание кружков качества и другие методы.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями работника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.

Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций. Обучение вне рабочего места связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, работник отрывается от повседневных дел; обучение осуществляется в процессе чтения лекций, практических занятий тренинга (деловые игры, производственные ситуации).

Приведенная классификация методов обучения персонала обобщает несколько классификационных признаков, но она не является исчерпывающей.

Существует множество методов обучения персонала, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо помнить при построении системы обучения персонала. Главным критерием при выборе того или иного метода должна являться его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

Наши рекомендации