Кадровые процессы в организации: виды, назначение, организация
Кадровые процессы - это совокупность изменений состава персонала, кадров, их количественных и качественных характеристик, а также отношений, которые складываются в организации в процессе реализации кадровой политики, функционирования системы управления персоналом.
Содержание кадрового процесса меняется под влиянием действий субъекта управления, направленных на достижение конкретного результата и реализацию кадровой политики (программы). Это достигается путем применения кадровых технологий, изменения количественных и качественных параметров кадрового корпуса, объективной смены кадровых отношений.
Элементы структуры кадровых процессов: текучесть кадров, движение кадров, штатный некомплект, образовательный уровень, возраст, пол, уровень дисциплины и правопорядка, состояние здоровья и т. п. Поэтому кадровые процессы приобретают такое содержание, которое изменяет количественные и качественные характеристики кадров организации.
Управление кадровыми процессами происходит путем сознательного воздействия на их характеристики, направленность, структуру. Механизм, который обеспечивает протекание процесса в целом, определяет технологию управления кадровым процессом - регулирование.
Регулирование кадровыми процессами - это вид управленческой деятельности, принятие упреждающих мер на основе познания объективных законов функционирования общества.
В процессе производственной, хозяйственной, социальной, политической и других форм общественной деятельности между ее субъектами возникает система отношений, играющая определенную роль в функционировании организации, - кадровые отношения.
Кадровый процесс включает различные этапы:
– разработку концепции государственной кадровой политики, определение путей и средств кадрового обеспечения реформ;
– формулировку важнейших идей и составление целевых кадровых программ (подготовка и кадровое обеспечение властных структур, социальной и других сфер, производственных отраслей);
– кадровое обеспечение государственных и других программ;
– составление планов решения отдельных кадровых проблем и разработку механизма их реализации (организационного, профессиологического, финансово-материального и др.);
– организацию выполнения планов работы с кадрами и кадровых программ, осуществления основных направлений кадровой политики;
– своевременную корректировку концепции, программ и планов с учетом текущих реальностей кадровых процессов и прогноза развития кадрового потенциала (состава).
Кадровый процесс на уровне трудового коллектива включает:
– разработку политики подбора и расстановки персонала и ее реализацию;
– разработку и выполнение правил приема и увольнения персонала;
– организацию и соблюдение благоприятных условий труда персонала в целом и каждого работника в отдельности;
– профессиональное образование: уровень и качество; возможность расширения знаний, непрерывного повышения квалификации и профессионального мастерства;
– определение квалификации и нравственных качеств работников;
– определение состава кадров по количеству, квалификации, опыту и т.д., учет индивидуальных качеств;
– контроль результатов труда каждого работника, аттестацию и оценку, стимулирование труда;
– пути разрешения социальных конфликтов и трудовых споров.
Классификацию кадровых процессов можно проводить по различным основаниям.
1. По целям, т.е. по их направленности:
– старение – омолаживание кадрового корпуса;
– кадровое обеспечение тех или иных участков работы;
– обеспечение оптимального сочетания молодых и опытных работников – стабильность, сменяемость и т.п.
2. По наблюдаемым параметрам движущейся субстанции:
– физическим – процессы: половозрастные, физического развития, состояния здоровья и т.д.
– психическим – процессы изменений: в памяти, мышлении, речи, свойств характера, направленности личности и другие;
– социально-психологическим – процессы изменений: идеалов, убеждений, моральных норм и ценностей, потребностей и другие;
– социальным – процессы изменений: социального и семейного положения, профессии, быта, образа жизни, экономического положения, уровня образования и культуры и т.п.
3. По формам и типам протекания процессов:
- линейные,
- нелинейные,
- цикличные,
- ритмичные,
- ступенчатые,
- спиралевидные и т.д. и т.п.
Требования к постановке кадровых процессов в организации
то же самое+
Вознаграждение за повышение квалификации – оплата за овладение новыми, более высокими профессиональными знаниями и умениями.
Групповое вознаграждение – оплата из формируемого общего для данной группы (бригады, подразделения, группы проекта) фонда оплаты труда, внутригрупповое распределение заработка членами группы с помощью, например, коэффициентов трудового участия (бригадный подряд) либо на основе централизованного распределения.
Кадровая политика – краткая декларация основных намерений и обязательств компании по обеспечению эффективного взаимодействия человека и организации, формализованная в виде организационного регламента
Кадровый процесс – разновидность бизнес-процессов компании, относящихся к предметной области «Персонал». Традиционно выделяют 4 кадровых процесса: подбор, оценка, развитие и стимулирование персонала
Команда – малая группа сотрудников численностью до 10, реже до 15—20 человек, обладающая свойством самоуправляемости.
Компенсационный пакет – совокупность средств стимулирования труда, включающая в себя фиксированную часть (базовый оклад), переменную часть (премии), социальный пакет (бонусы)
Компетентность (the Competency) – способность человека совершать действия, необходимые с точки зрения эффективности компании, и с тем, чтобы они являлись причиной достижения желаемых результатов компании.
Компетенции (the Competence) – характеристика сотрудника, проявляющаяся в выполнении функций (корпоративных стандартов) и достижении производственных результатов
Лидерство – процесс спонтанного делегирования сотрудниками одному или нескольким людям прав и полномочий влияния.
Модель компетенций – набор содержательных описаний компетенций, представленный в виде дерева, индикаторов поведения и уровней выраженности.
Мониторинг персонала – организация непрерывного измерения состояний и характеристик производственного поведения персонала и социокультурных ситуаций в компании
Организационное самоопределение – процесс профессионального становления сотрудника как единицы в организационно-ролевой и административно-штатной системе организации и как личности в системе ее коллективных отношений Особенности организационного самоопределения проявляются в тех способах включения в организацию, позиционирования в ней и выхода из нее, которые избрал данный сотрудник
Организационный подход к подбору – концепция подбора, основанная на идее жесткого проектирования места человека в производственном механизме. Персонифицированный подход к подбору – концепция подбора, основанная на использовании профессионально-личностных возможностей сотрудника как одной из существенных основ организационного проектирования.
Оценка персонала – базовый кадровый процесс, обеспечивающий отслеживание соответствия профессиональных компетенций корпоративным задачам и динамики изменения профессиональных компетенций, а также состояние взаимоотношений в производственных коллективах. Включает в себя функцию оценки исполнения и функцию мониторинга производственного поведения и социокультурных ситуаций.
Планирование человеческих ресурсов – расчет количества, качества, сроков подбора требуемых сотрудников, материальных и психологических издержек на их подбор, содержание и развитие
Повременная оплата – оплата на основе учета отработанного времени и тарифной ставки/должностного оклада
Подбор персонала – базовый кадровый процесс обеспечения компании необходимыми человеческими ресурсами. Включает планирование, поиск, отбор, наем, увольнение сотрудников.
Премирование – дополнительное вознаграждение за особо высокие результаты, содействующие реализации стратегических целей компании/подразделения Обычно проводится по итогам достаточно длительного периода времени
Профиль должности (профессиограмма) – описание требований к сотруднику, занимающему определенную должностную позицию
Развитие персонала – базовый кадровый процесс, обеспечивающий рост профессиональных возможностей и компетенций сотрудников. Включает управление карьерой и корпоративное обучение.
Сдельная оплата – оплата за результаты работы (объем, выраженный в единицах выпущенной продукции и нормативах расценок на единицу).
Сотрудник как субъект взаимодействия – уникальная личность со своими целями, мотивами, отношениями.
Стимулирование персонала – базовый кадровый процесс формирования необходимой производственной мотивации сотрудников Включает в себя функции материального и нематериального вознаграждения.
Управление карьерой – комплекс действий по планомерному перемещению сотрудников по должностным позициями (вертикальная карьера) или должностным категориям (горизонтальная карьера)
Управление человеческими ресурсами – комплексное управление системой взаимодействия людей, объединенных совместной деятельностью и общим организационным пространством.