Тема 7. Определение потребности в персонале
Потребность в ЧР и меры, обеспечивающие наличие кадров в организации. Факторы, влияющие на потребность в ЧР. Методы определения качественной и количественной потребности в ЧР.
В результате изучения темы 7 студент должен:
Знать:
1. Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на потребность в персонале;
2. Методы и алгоритм бизнес-процесса определения качественной и количественной потребности в человеческих ресурсах.
Уметь:
- Анализировать связь планирования персонала с общей системой планирования на предприятии;
- Анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах;
- Прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения.
Владеть:навыками стратегического и оперативного кадрового планирования.
Требования к минимальному уровню освоения темы:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
- способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
- способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);
- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);
- владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде (ПК-2).
Тема 8. Набор персонала
Анализ факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на процесс набора ЧР. Технология анализа содержания и требований работы. Составление должностных инструкций, квалификационных карт и карт компетенции.
Внутренние и внешние источники набора персонала, их преимущества и недостатки. Методы набора персонала. Анализ эффективности набора персонала.
В результате изучения темы 8 студент должен:
Знать:
1. Содержание понятия «набор персонала»;
2. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на процесс набора персонала в организацию;
3. Источники привлечения персонала;
4. Методы набора персонала, их преимущества и недостатки;
5. Новейшие подходы к набору персонала и тенденции развития методов привлечения персонала;
6. Особенности и перспективы развития on-line рекрутинга;
7. Алгоритм бизнес-процесса набора персонала и роль в нем линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;
Уметь:
- Анализировать факторы внешней и внутренней среды организации и оценивать их влияние на процесс набора персонала;
- Разрабатывать мероприятия по улучшению имиджа организации как работодателя;
- Разрабатывать мероприятия по привлечению новых сотрудников в организацию;
- Анализировать эффективность мероприятий по набору персонала.
Владеть:современным инструментарием управления человеческими ресурсами.
Составить таблицы:
«Источники привлечения персонала»
«Методы набора персонала, их преимущества и недостатки»
Составить схемы:
Разрабатывать мероприятия по улучшению имиджа организации как работодателя
Разрабатывать мероприятия по привлечению новых сотрудников в организацию
Составить рекомендации по организации собеседования
Подготовить резюме (на себя) Выделить требования к составлению резюме
Требования к минимальному уровню освоения темы:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
- способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
- способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);
- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);
- владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде (ПК-2).
Тема 9. Отбор персонала
Анализ факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на процесс отбора ЧР в организацию.
Цели, критерии и методы отбора ЧР. Организация процедуры отбора: первичный отбор, собеседование в кадровой службе, проверка рекомендаций и послужного списка, медицинский осмотр, собеседование с руководителями подразделений, профессиональное испытание, принятие решения о найме.
Отбор менеджеров. Центры по оценке персонала. Анализ затрат и выгод, приносимых мероприятиями по отбору.
В результате изучения темы 9 студент должен:
Знать:
1. Содержание понятия «отбор персонала»;
2. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на процесс отбора персонала в организацию;
3. Цели и критерии отбора персонала;
4. Методы отбора персонала: традиционные, нетрадиционные, с использованием технических средств и т.д.
5. Цель и содержание основных этапов отбора персонала;
6. Алгоритм бизнес-процесса отбора персонала и роль в нем линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом.
Уметь:
- Анализировать факторы внешней и внутренней среды организации и оценивать их влияние на процесс отбора персонала;
- Разрабатывать мероприятия по отбору новых сотрудников в организацию;
- Анализировать затраты и выгоды, приносимые мероприятиями по отбору.
Владеть:современным инструментарием в области отбора персонала.
Составить таблицы:
Методы отбора персонала: традиционные, нетрадиционные, с использованием технических средств и т.д
Цели и критерии отбора персонала
Составить схемы:
Разрабатывать мероприятия по отбору новых сотрудников в организацию
Проанализировать затраты и выгоды, приносимые мероприятиями по отбору
Алгоритм бизнес-процесса отбора персонала и роль в нем линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом
К темам 8-9 подготовить аннотации на статьи.
Рефераты и доклады. Из раздела темы творческих работ.
Требования к минимальному уровню освоения темы:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
- способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
- способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);
- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);
- владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде (ПК-2).