Работоспособности спортсменов специализации фитнес-аэробика

различных возрастных категорий (Х±m)

ПОКАЗАТЕЛИ Возрастные категории
8 -10 лет (дев.) n=4 11 – 13 лет (дев.) n=19 14 – 16 лет (дев.) n=10 17 – 21 (жен.) n=15 17 – 21 (муж.) n=5
Баланс ВНС - - 3,4±1,8 2,4±2,1 2,7±2,6
PWC170, кгм/мин 375,2±94,3 451,2±89,1 555,8±65,4 - -
PWC170/вес 11,8±2,2 10,7±1,3 11,1±2,2 - -
ИГСТ - - - 76,9±8,6 81,2±3,1
ЧССВ1, % 126,8±20,3 140,8±16,5 157,6±16,7 173,0±15,6 175,5±10,6
ЧССВ5, % 116,0±6,9 114,6±19,1 130,2±7,4 131,0±21,2 131,0±2,8

Особенности функционального состояния кардиореспираторной системы отражаются на уровне физической работоспособности обследованных спортсменов (табл. 7). Надо отметить, что физическая работоспособность является интегративным показателем функционального состояния организма спортсменов и лежит в основе спортивных результатов во всех видах спорта.

Выявленные в ходе исследования показатели физической работоспособности свидетельствуют об её низком уровне, особенно это проявляется в относительных значениях теста PWC170, т.е. в пересчете на массу тела (Г.А. Макарова, 2002). Практически не наблюдается прироста физической работоспособности у обследованных спортсменов в возрастном диапазоне от 8 до 16 лет. А у спортсменов 17 лет и старше индекс Гарвардского степ-теста зарегистрирован в среднем на уровне 76,9±8,6 (дев.) и 81,2±3,1 (мал.) (табл. 7), что качественно трактуется оценкой как «средне» и «выше среднего» (Г.А, Макарова, 2002).

Динамика показателя восстановлении частоты пульса после выполнения стандартной нагрузки подтверждает отсутствие тенденции к экономичному типу адаптации сердечно-сосудистой системы в ходе многолетней тренировки, указывая на низкие функциональные возможности кардиореспираторной системы вследствие преобладания анаэробного механизма энергообеспечения специфической мышечной деятельности в фитнес-аэробике. Данное обстоятельство выражается в замедлении процесса возвращения показателя ЧСС к исходному уровню на этапе срочного и отставленного восстановления с увеличением возраста спортсменов (рис.1)

Работоспособности спортсменов специализации фитнес-аэробика - student2.ru

Рис. 1. Динамика восстановления пульса после выполнения стандартной нагрузки по сравнению с уровнем покоя спортсменами специализации фитнес-аэробика

Таким образом, следует заключить, что значения морфофункциональных показателей организма спортсменов специализации фитнес-аэробика и их динамика с возрастом и ростом спортивной квалификации имеют специфические особенности и требуют отличного подхода к их оценке по сравнению с другими видами спорта. Это следует учитывать в ходе врачебного контроля за процессом адаптации и при решении вопросов о допуске спортсменов к соревнованиям и тренировочным мероприятиям.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДАХ СПОРТА

Основные параметры нагрузок

Физические параметры тренировочной работы характеризуют «внешнюю» нагрузку. Информация о внешней нагрузке представляется необходимой в следующих отношениях. Во-первых, её сопоставление с «внутренней» нагрузкой (характеристика функциональных сдвигов, вызываемых тренировочной работой) позволяет оценивать уровень функциональной подготовленности спортсмена. Во-вторых, без информации о параметрах «внешней» нагрузки невозможно обоснованное и эффективное планирование и коррегирование тренировочного процесса (В.М. Ченегин и др., 1994).

К основным параметрам тренировочной работы в сложнокоординационных видах спорта относятся объём работы, её интенсивность и качество, плотность тренировки.

Определение объёма и интенсивности тренировочной работы в сложнокоординационных видах спорта представляет значительную трудность. Причиной тому является специфика гимнастических движений, связанных с перемещением в пространстве и во времени частей тела и всего тела гимнастки на различных снарядах или с различными предметами, дискретный характер работы, вариативность интервалов отдыха и т.п. (Т.С. Лисицкая, Н.И. Царькова, 1981).

Объем работы в гимнастике выражается суммарным временем работы, количеством выполненных элементов, подходов. Они отражают не только внешнюю сторону тренировочной нагрузки, но и её связь с внутренней - физиологической – нагрузкой, позволяя характеризовать направленность тренировочной работы (анаэробно-аэробный или анаэробный режим тренировки) (Т.С. Лисицкая, 1973; В.М. Ченегин и др., 1994). При этом целесообразно учитывать элементы только среднего, высокого и сверхвысокого уровня сложности, не принимая во внимание более легкие упражнения, не вызывающие функционального напряжения организма.

Наиболее информативный показатель интенсивности тренировки – количество комбинаций, выполненных целиком и в полную силу (доля работы, выполняемой по комбинациям, от общего количества элементов). Об интенсивности можно также судить по среднему за всю тренировку количеству элементов в подходе. Вычисляется этот показатель путем деления объема работы на общее количество подходов за всю тренировку.

При характеристике нагрузки в гимнастике следует также учитывать продолжительность учебно-тренировочного занятия. Этот показатель дополняет сведения об объёме и интенсивности тренировочной работы (Т.С. Лисицкая, Н.И. Царькова, 1981). Кроме того, имеет значение координационная сложность тренировочной нагрузки, т.к. большая доля сложнокоординационной нагрузки быстро утомляет спортсмена, отсутствие же ее ведет к снижению координационных способностей.

Качество работы на тренировке оценивается процентным отношением удачных подходов к общему числу подходов на тренировке.

О плотности тренировке судят по так-называемому «коэффициенту интенсивности», который измеряется средним количеством элементов, выполнявшихся за одну минуту тренировочного времени.

При планировании тренировочных режимов в гимнастике необходимо учитывать тип высшей нервной деятельности спортсменки. Гимнастки, отличающиеся большой силой нервных процессов, хорошо переносят большие по объёму нагрузки; их тренировки отличаются высокой плотностью, увеличением количества соревновательных физических упражнений и полных комбинаций. Однако спортсменки, имеющие слабую нервную систему, на тренировках выполняют работу меньшей интенсивности с большими интервалами отдыха между подходами, в результате чего увеличивается общая продолжительность тренировочных занятий.

Правильность варьирования нагрузок приобретает особое значение в соревновательном периоде, т.к. результат выступления на соревнованиях – критерий эффективности подготовки гимнастов. В связи с тем, что в этом периоде у спортсменов может быть несколько стартов, необходимо учитывать волнообразность нагрузки в микроциклах (от соревнования к соревнованию) (Ю.В.Менхин, 1985).

Продолжительность соревновательного цикла и отдельных его этапов может быть различной (от одного до трёх месяцев весь цикл). Основной вид физической нагрузки в этих условиях – непосредственно упражнения в видах многоборья. Условия тренировки должны быть приближены к условиям проведения соревнований. Это достигается применением модельных тренировок в макроцикле, повышением интенсивности тренировочных нагрузок в одном занятии по сравнению с подготовительным периодом, проведением тренировки во всех видах многоборья по комбинациям. Для обеспечения высокого уровня работоспособности целесообразно применять средства общего воздействия и четко планировать активный отдых (Т.С. Лисицкая, Н.И. Царькова, 1981; Ю.В. Менхин, 1985).

На динамику тренировочных нагрузок гимнасток-художниц в соревновательном периоде главенствующее влияние оказывает календарь соревнований, а именно сроки ответственных состязаний. В предсоревновательном мезоцикле отмечается наибольший объём тренировочной работы, к соревнованиям он снижается.

Помимо динамики нагрузки в мезоструктуре, важное значение имеет динамика тренировочных нагрузок в микроцикле, которая складывается из разных по характеру занятий: больших по объёму и интенсивности и разгрузочных. Повышенной нагрузкой характеризуется второй, пятый и шестой дни микроцикла, разгрузочным является четвертый день. При этом объём и интенсивность тренировочных нагрузок по сравнению с соревновательными возрастают в 2 раза для гимнасток 11-12 лет, и в 3 раза - для гимнасток 13-14 лет (Т.С. Лисицкая, 1982, 1989).

На структуру микроциклов существенное влияние оказывают индивидуальные особенности реакций на тренировочные нагрузки, а также биоритмические колебания функционального состояния организма гимнасток (Т.С. Лисицкая, Н.И. Царькова, 1981).

В связи с этим строгая индивидуализация тренировочного процесса является одним из основных принципов эффективности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов в гимнастике.

Для более эффективного планирования тренировочной работы необходимо учитывать не только структуру и показатели «внешней» нагрузки, но и её связь с внутренней «физиологической» нагрузкой. В данном случае пульсометрический контроль тренировочных занятий позволяет оценить интенсивность и характер выполняемой работы, которая в свою очередь, видоизменяется в связи со спортивной периодизацией.

Исследования динамики частоты пульса в тренировочных занятиях гимнасток-художниц высокой квалификации показали, что в подготовительном периоде, когда спортсменки осваивают технику, работая на первом этапе подготовки упражнения в основном над выполнением связок и элементов, а затем больше внимания уделяя связкам, меньше – элементам, средняя ЧСС составляла 147-153 уд/мин. При этом гимнастки работали главным образом на первом этапе при пульсе 120-130 уд/мин, а на втором – 140-160 уд/мин. Это нагрузка умеренной интенсивности, большого объёма, аэробного характера.

Соревновательный период характеризуется выполнением комбинаций в целом (2-3 в каждом виде многоборья), связок и отдельных элементов. Средний пульс на данном (третьем) этапе составлял 159 уд/мин, увеличивалось время работы при пульсе 150-170 уд/мин и 180 уд/мин, что требовало активации анаэробных процессов. Это нагрузка интенсивная, большого объёма, аэробно-анаэробного характера.

Непосредственно в период подготовки к соревнованиям (четвертый этап) гимнастки, согласно проведенным наблюдениям выполняли комбинации (до 6-7 в каждом виде многоборья), а также отрабатывали отдельные наиболее сложные элементы, соединения. Средний пульс на данном этапе составлял 151 уд/мин, вновь возрастало время работы при ЧСС 120-140 уд/мин и 180 уд/мин и более (около 20% всего времени тренировки в виде многоборья гимнастки работали при пульсе близком к максимальному или предельно возможном). ЧСС 120-140 уд/мин наблюдалась в интервалах отдыха при выполнении целых комбинаций и во время отработки отдельных элементов. При выполнении упражнений обязательной программы уже через 20-30 сек. ЧСС достигала 180-192 уд/мин и удерживалась на этом уровне до конца работы и в первые секунды восстановительного периода. Таким образом, тренировочная нагрузка, характерная для четвертого этапа подготовки упражнения, отличается высокой интенсивностью, средним объемом, анаэробной направленностью. Данные исследования показали, что показатели частоты пульса претерпевают существенные изменения в зависимости от периода спортивной тренировки. Нагрузки в подготовительном периоде отличаются от нагрузок соревновательного более низкими показателями среднего пульса и меньшим временем работы на высоких пульсовых частотах (Т.С. Лисицкая, 1975).

Большая часть тренировочных и соревновательных нагрузок в спортивной гимнастике выполняется в анаэробном режиме. Сразу после выполнения вольных упражнений ЧСС может достигать более 200 уд/мин, а после работы на снарядах - находиться в диапазоне от 168 до 194 уд/мин. высокая ЧСС может удерживать до полутора минут, в паузах между подходами она составляет около 120 уд/мин (Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин, 2004).

Интересны результаты пульсометрического контроля тренировочных занятий спортсменов специализации фитнес-аэробика в период учебно-тренировочных сборов под руководством высококвалифицированных тренеров (рис. 2). Анализ показал, что интенсивность применяемых упражнений и структура тренировочного занятия обеспечивают планомерный прирост ЧСС от уровня покоя и последующее её поддержание в диапазоне от 120 до 160 уд/мин в основной части и снижение до значений 80 – 110 уд/мин в заключительной части тренировки. Выявленная динамика согласно физиологии спорта способствует повышению аэробных возможностей организма и выносливости кардиореспираторной системы. Тренировки данного вида должны систематически применяться и включаться в систему подготовки спортсменов по фитнес-аэробике.

Работоспособности спортсменов специализации фитнес-аэробика - student2.ru

Рис. 2. Пульсометрический контроль тренировочного занятия дисциплины хип-хоп-аэробика, фитнес-аэробика.

По характеру биоэнергетического обеспечения возможна следующая классификация тренировочных нагрузок в фитнес-аэробике (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2003):

1. Нагрузки аэробного характера:

· хореография;

· комплексы различных видов аэробики;

· совершенствование соревновательной комбинации по элементам и соединениям.

2. Нагрузки аэробно-анаэробной направленности:

· комплексы круговой тренировки;

· комплексы аэробики, построенной по методу интенсивно-интервальной тренировки;

· комплексы аэробики силовой направленности;

· хореографические упражнения высокой интенсивности (прыжки, махи, подскоки)

· выполнение соревновательных упражнений по частям.

3. Нагрузки анаэробно-гликолитической направленности:

· выполнение соревновательных комбинаций;

· выполнение сдвоенных соревновательных комбинаций;

· комплексы специальной двигательной подготовки;

· комплексы специально-физической подготовки скоростно-силового характера.

Стоит отметить, что выполнение целого соревновательного упражнения у спортсменов высокой квалификации в фитнес-аэробике вызывает повышение пульса до околопредельных и предельных величин в диапазоне от 180 до 190 уд/мин (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2003).

В данном исследовании результаты пульсометрического контроля соревновательной композиции спортсменов показали, что значение ЧСС составляет 184±7,4 уд/мин, что соответствует анаэробному режиму энергообеспечения специфической мышечной работы и требует включения в тренировочный процесс средств и методов повышения анаэробной производительности спортсменов, в частности за счет систематического применения интервального метода тренировки на разных этапах подготовки.

Наши рекомендации