Определение миссии и целей организации
Первым и, может быть, самым существенным этапом стратегического планирования является определение миссии и целей организации.
Миссия – основная общая цель, причина существования организации. Миссия любой организации состоит в удовлетворении каких-либо потребностей общества. Хорошо сформулированная миссия должна дать ответ на три вопроса:
1. Какие потребности.
2. Чьи потребности.
3. Каким образом собирается удовлетворять организация.
Если миссия определяет смысл, общие ориентиры, направления функционирования организации, то цели – это конкретное состояние организации, достижение которого является для нее желательным. Значимость целей для организации огромна. Основными областями, в которых организации устанавливают цели, являются: доходы организации, работа с клиентами, потребности и благосостояние сотрудников, социальная ответственность.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.
Чтобы внести реальный вклад в успех организации, цели должны удовлетворять ряду условий:
Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.
Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировке в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.
В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.
В-четвертых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди.
В-пятых, цели должны быть совместимыми.Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели – долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворности. Также важно всегда помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.
В-шестых, цели должны быть приемлемымидля основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.
В-седьмых, цели должны быть ориентированныво времени. Важно не только установить: что хочет организация, но и когда должен быть получен результат.
После установления миссии и целей руководство организации должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования, первым шагом, в котором является анализ и оценка внешней среды. Целью названного анализа является выявление угроз для осуществления текущей стратегии организации, а также возможностей для успешной реализации целей путем корректировки плана.
Внешняя среда организации состоит из двух уровней, являющихся относительно самостоятельным: макросреда и среда непосредственного окружения. Факторами макросреды являются СТЭП – факторы (социальные, технологические, экономические, экологические, политически, правовые).