Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов

Основным средством обеспечения высотных полетов пасса­жирских самолетов является применение герметических кабин (ГК) и комплекса высотного оборудования, позволяющих созда­вать в ГК необходимые физиолого-гигиенические условия. Одним из основных назначений ГК является ограждение пассажиров и экипажа от воздействия внешней среды и поддержания задан­ного абсолютного давления, температуры и влажности воздуха.

В настоящее время ГК принято делить на два вида: атмо­сферные и автономные.

В атмосферных ГК наддув, поддержа­ние заданного абсолютного давления и вентиляция осуществля­ются путем непрерывной подачи в нее сжатого атмосферного воз­духа с помощью какого-либо компрессора или нагнетателя с последующим выбросом отработанного воздуха в атмосферу.

В автономных ГКнаддув и вентиляция осуществляются с по­мощью специальных источников воздуха или кислорода, непо­средственно установленных на самолете и не зависимых от атмо­сферы.

Создание в ГК пассажирского самолета требуемого абсолют­ного давления, температурных и влажностных условий, оговорен­ных выше, обеспечивается единой комплексной системой высот­ного оборудования.

Высотное оборудо­вание условно можно разделить на системы наддува, кондицио­нирования воздуха, регулирования давления в кабинах и кисло­родную аппаратуру.

Кроме того, в комплекс высотного оборудования входят раз­личные контрольно-измерительные приборы: указатель высоты и избыточного давления воздуха в кабине, указатели расхода пода­ваемого воздуха из системы наддува, термометры подаваемого воздуха, указатели температуры и влажности воздуха в кабинах, вариометр для измерения скорости изменения давления в кабине. Может применяться также различная аппаратура сиг­нализации о работе отдельных агрегатов высотного оборудования.

Требования, предъявляемые к высотному оборудованию

Высотное оборудование должно удовлетворять ряду техниче­ских требований, которые можно классифицировать следующим образом.

1. Функциональные требования, содержащие необходимые но­минальные значения физиолого-гигиенических норм параметров воздуха в ГК с указанием допустимых отклонений (физиолого-гигиенические нормативы были перечислены выше).

2.Физико-технические требования. Эта группа требований учитывает реальные условия применения агрегатов высотного оборудования на самолете. В частности, подчеркивается, что все элементы оборудования должны быть работоспособны:

а) в диапазоне температур от —60 до +80°С, а некоторые из них — и при температурах более +80° С;

б) при относительной влажности воздуха 95—100%;

в) при вибрациях с частотой от 5 до 300 Гц, и более с ампли­тудой, при которой длительные перегрузки могут достигать 4g, а кратковременные— 10g.

Если отдельные агрегаты размещены на самолете вне герме­тической части фюзеляжа, то они должны быть работоспособны при атмосферном давлении, равном давлению на наибольшей крейсерской высоте полета, вплоть до рабочего потолка.

Весь комплекс высотного оборудования должен быть тропикоустойчивым, сохранять свои параметры в пределах установлен­ных допусков после воздействия ударных перегрузок.

3. Эксплуатационные требования. Указанная группа требова­ний определяет надежность работы, размещение и удобство об­служивания оборудования как на земле, так и в полете. К ним в первую очередь относятся:

а) рациональное размещение всего оборудования на самоле­те, обеспечивающее легкий доступ и сравнительную простоту об­служивания, демонтаж и установку, удобство пользования в по­лете;

б) обеспечение плавучести самолета при вынужденной посад­ке на воду путем автоматического закрывания всех выпускных и предохранительных клапанов системы регулирования давления;

в) автоматизация всех процессов регулирования заданных физиолого-гигиенических параметров с одновременным обеспечением дублированного ручного (дистанционного) управления;

г) надежность и долговечность всех систем и отдельных агрегатов, возможность их резервирования и дублирования;

д) гарантийный и общетехнический ресурсы элементов систем, а также межремонтный срок службы, который должен быть равен межремонтному сроку службы планера самолета;

е) возможность того или иного вида непрерывного контроля за работоспособностью отдельных агрегатов и систем в целом;

ж) необходимость установки контрольно-измерительной аппаратуры и приборов для контроля и управления высотным оборудованием;

з ) взаимозаменяемость отдельных агрегатов;

и) периодичность технического обслуживания элементов высотного оборудования, которая должна соответствовать перио­дичности регламентных работ, действующей в гражданской авиации.

Кислородная система.

Кислородное оборудование предназначено для:

1.Аварийного питания кислородом членов экипажа, пассажиров и бортпроводников в случае разгерметизации.

2.Защиты органов зрения и дыхания членов экипажа и бортпроводников от действия дыма и токсичных газов, выделяющихся при пожаре.

3.Профилактического питания кислородом членов экипажа при длительном полете в загерметизированной кабине.

4.Питание кислородом пассажиров в терапевтических целях.

Для обеспечения защиты экипажа и пассажиров от кислородного голодания при разгерметизации ВС применяется кислородное оборудование: стационарное, переносное и аварийная система для пассажиров.

Для питания экипажа, пассажиров и бортпроводников применяется газообразный медицинский кислород ГОСТ-5583-78.

В военной авиации применяется жидкий кислород, преобразуемый в газообразный – газификатором.

Аварийная стационарная кислородная система для пассажиров и бортпроводников с регулятором подачи кислорода ( РПК - 42Э);

Кислородная система для пассажиров с химическими источниками АКБ-17УМ-2 и АКБ-17УМ-4.

Стационарная кислородная система для проводников. Бортпроводники питаются кислородом с помощью маски КМ-16Н по очереди из одного кислородного прибора КП-24М.

Наши рекомендации