Давление характеризует напряженное состояние жидких и газообразных сред.

За единицу давления принята техническая атмосфера (1 кгс/см2).

По назначению авиационные манометры делят на манометры, измеряющие абсолютное давление, разность давлений (дифференциальные) и отношение двух давлений.

Манометр для измерения разности между абсолютным давлением контролируемой среды, большим абсолютного давления окружающей среды и абсолютным давлением окружающей среды называют манометром избыточного давления.

Манометр для измерения давления, отсчитываемого от абсолютного нуля, называется манометром абсолютного давления. Они применяются для измерения давления во всасывающих системах поршневых двигателей. При измерении давлений атмосферы его называют барометром.

Вакуумметр - это манометр для измерения разности между абсолютным давлением окружающей среды и меньшим абсолютным давлением контролируемой среды. Если манометр одновременно является манометром избыточного давления и вакуумметром, его называют мановакуумметром.

Дифференциальный манометр - это манометр для измерения разности двух давлений, ни одно из которых не является давлением окружающей среды.

Дифференциальные манометры используются для измерения избыточных давлений жидкостей и газов в различных отсеках авиационных двигателей (в топливной системе, системе смазки и др.).

Манометры отношения давленийслужат для контроля степени сжатия газов в различных ступенях газотурбинных двигателей.

Помимо манометров со стрелочной индикацией, на летательных аппаратах широко применяются сигнализаторы и датчики давлений. Сигнализаторы давления включают электрический сигнал при выходе измеряемого давления за допустимые для нормальной работы двигателя пределы. Датчик давления выдает электрическое напряжение, пропорциональное измеряемому давлению и используемое, для автоматического управления системами авиационного двигателя или для дистанционного контроля режимов их работы.

По методам измерения давления манометры можно разделить на следующие группы:

а) механические, в том числе жидкостные, весовые и пружинные;

б) электромеханические, основанные на тех же принципах, что и механические, но отличающиеся тем, что механический чувствительный элемент сочетается с электрической дистанционной передачей;

в) электрические, в том числе электронные, газоразрядные, радиоактивные, тепловые и пьезорезисторные.

Давление к механическим манометрам подводиться с помощью трубопровода непосредственно к приборной доске самолета. Наличие трубопроводов снижает эксплуатационную надежность системы (из-за возможной разгерметизации системы в случае поломки трубопровода).

От этих недостатков свободны дистанционные электромеханические манометры, в которых датчик, содержащий механический чувствительный элемент с электрическим преобразователем, устанавливается непосредственно на соответствующем агрегате авиадвигателя.

Механические манометры

Жидкостные манометры с U-образной трубкой исполь­зуются в лабораторных условиях в качестве образцовых приборов, но они практически непригодны для измерения давления на движу­щихся объектах из-за изменения их показаний при наклонах и при наличии ускорений.

Весовые манометры представляют собой рычажные весы, в кото­рых сила, развиваемая поршнем или сильфоном, уравновешивается эталонным грузом. Весовые манометры могут быть использованы в качестве наземных образцовых приборов, но неприменимы на движущихся объектах по тем же причинам, что и жидкостные.

Пружинные манометры основаны на деформации упругого чув­ствительного элемента (мембраны, сильфона, трубчатой пружины и др.), возникающей под действием измеряемого давления.

В дифференциальном манометре (рис.а) давление р1 подается во внутреннюю полость упругого чувствительного элемента 1а, а давление р2 в корпус 2 прибора. Под действием разности давлений q = p1 — р2чувствительный элемент прогибается, его подвижный центр перемещается на некоторую величину зависящую от величины q.

1 2

Давление характеризует напряженное состояние жидких и газообразных сред. - student2.ru в)

Схемы пружинных манометров (вариант 1):

а — дифференциальный манометр;

б — манометр абсо­лютного давления

в— дифференциальный пружинный манометр (вариант 2)

Далее кривошипно-шатунная передача 3, 4 преобразует поступательное движение во вращательное, которое затем передается на указывающую стрелку 7 с помощью зубчатой передачи 5, 6. Вместо кривошипной передачи используют и другие виды передач (поводковую, кулачковую и др.).

Манометр абсолютного давления имеет аналогичную схему, но отличается тем, что из внутренней полости чувствительного элемента 1б откачен воздух (p1 = 0).

Наши рекомендации