Аспекты трудовой адаптации выпускника вуза.
Суть трудовой адаптации – во взаимном приспособлении человека и окружающей среды, как предметно-вещественной, так и социальной. Скорость прохождения адаптационных процессов зависит от:
– Степени совпадения параметров взаимодействующих субъектов (есть ли знакомые, узнаваемые элементы в новых обстоятельствах);
– Их направленности на взаимную адаптацию (методы и техника организации взаимодействия субъектов организации);
– Степени совпадения ожидаемого и предъявляемого поведения;
– Наличия системы помощи в адаптации.
В современных условиях организация предъявляет жёсткие требования к новичку в части сроков адаптации, иногда вообще не отводя времени на этот этап. В то же время от успеха адаптации зависит последующая отдача и стабильность положения работника в организации, его отношение к труду. В течение жизни человеку часто приходится адаптироваться: смена места учёбы, работы, рабочего места, состава коллектива, изменение состояния здоровья, семейного положения и т.д. при этом процесс адаптации двусторонний: как новичок приспосабливается к новым трудовым и психологическим факторам, так и коллектив, руководство приспосабливаются к новичку, отводят ему ту или иную социальную роль, устанавливают статус, включают в систему взаимодействия, иногда производят ролевое перераспределение в группе.
Социологи различают три взаимосвязанных аспекта трудовой адаптации.
1. Профессиональный аспект заключается в овладении умениями и навыками, развитием некоторых личностных качеств, требуемых на рабочем месте, таких как ответственность, деловитость, внимательность. Зачастую работник должен приобрести и контекстуальные навыки, определяемые особенностями организации и разделения труда, применяемым оборудованием и технологией. Объективными факторами успешности и скорости профессиональной адаптации могут служить имеющаяся у работника квалификация, образование и опыт, а субъективными – отношение его к профессии, ожидания, связанные с новым рабочим местом. Важную роль играют и политика предприятия в вопросах управления персоналом, наличие программ и механизмов, обеспечивающих поддержку новичку, например наставничество.
2. Психофизиологический аспект трудовой адаптации связан с освоением психофизиологических и санитарно-гигиенических условий труда. Основным объективным показателем динамики этого процесса являются степень утомляемости работника, изменение производительности его труда во время работы, а субъективными – оценка работником самочувствия, условий труда, его трудоёмкости.
3. Социально-психологическийаспект адаптации связан с включением работника в систему взаимоотношений коллектива, освоением его традиций, норм, правил и других элементов субкультуры, а также с привыканием работника к социальной роли и статусу, которые ему устанавливает группа. Динамику этого процесса определяют личностные свойства работника, его характер, стиль деятельности, воспитание, уровень притязаний, степень совпадения культур прежнего и нового коллективов. Способствует ускорению адаптации и грамотное руководство, заботящееся о сплочении коллектива и знающее, как этого добиться.
Грамотная, основанная на чётком представлении о требуемых и предъявляемых качествах работников профориентационная и адаптационная деятельность службы управления персоналом способствует прохождению этого этапа с максимальной скоростью и минимальными потерями. В настоящее время определены факторы экономической и социальной эффективности мероприятий по адаптации работников. Они связаны с отрицательными последствиями «стихийной» адаптации. Вероятность несчастного случая на производстве у новичков намного выше, чем у опытных рабочих, а несчастные случаи имеют значительные материальные и социальные последствия.
Кроме этого фактора исследования показали, что новички чаще опытных работников увольняются с предприятий: наибольший удельный вес среди уволившихся составляют рабочие, не проработавшие и полугода.
На скорость и эффективность трудовой адаптации влияет ряд организационно-экономических и социальных факторов, являющихся объективными по отношению к работнику. Это неблагоприятные условия труда, монотонность, чрезмерная интенсивность труда, нечёткость распределения прав и обязанностей между работниками, несбалансированность прав и обязанностей, завышенные нормы времени выработки, обслуживания, управляемости, нерациональность структуры управления, несоответствие квалификации работника требованиям рабочего места, необеспеченность труда ресурсами, несовершенство системы оплаты труда и стимулирования, нарушение принципа справедливости и др.
Отечественные и зарубежные организации имеют достаточный опыт в разработке и реализации специальных профориентационных и адаптационных программ. Одной из важнейших задач адаптации в японской фирме «Хонда» является усвоение культуры фирмы, стандартных приёмов поведения, усвоение ценностей фирмы. При этом усвоение культуры фирмы должно не только показать человеку её «великолепие», но и возвысить работника в собственных глазах как члена великолепной компании, совместить чувство причастности с гордостью за фирму и самоуважением.
Важную роль играют организация контроля и регулирования процесса адаптации. В современных условиях функции контроля за процессом адаптации возглавляются на службы управления персоналом, линейных руководителей, профсоюзную организацию. Процесс адаптации касается не только молодых, но и всех других категорий работников, у которых часто меняются рабочее место, коллектив, жизненные обстоятельства. Поэтому процесс адаптации в случаях изменений у работников фирмы заслуживает должного контроля и организации.
Контрольные вопросы
1. Что является атрибутом востребованности профессии?
2. Какова роль имиджа в профессиональной деятельности?
3. Какие типы собеседования с работодателем выделяют?
4. Какие существуют этапы подготовки к собеседованию?
5. Приведите рекомендации, которым необходимо следовать при получении работы?
6. Охарактеризуйте основные аспекты трудовой адаптации.