Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера.

Древняя мудрость гласит: «Есть люди, под чьим управлением гибнет всякое начинание. Есть люди, под чьим управлением свершается невозможное. Есть люди, которые могут отличать одних от других». Эту мудрость следует понимать так, что для более или менее масштабного начинания, проекта особое значение, даже большее, чем знание и владение управленческим инструментарием, имеет мировоззрение руководителя.

При рассмотрении мировоззрения и его связи с эффективностью деятельности руководителя необходимо исходить из смысла следующих основополагающих понятий – убеждения, идейность и мировоззрение. Убеждения есть укоренившиеся в сознании человека моральные, этические представления (нормы, принципы, идеалы), которым он считает насущно необходимым для себя следовать в повседневной жизни. Применительно к управлению речь идёт не просто об информированности, осведомлённости менеджера о наличии неких нравственных, моральных норм деловых отношений, профессиональной этики, высших идеалов (в частности, идеала организации, руководителя), но и о его убеждённости в них, т.е. в наличии соответствующей рациональной основы деятельности. Убеждённость позволяет руководителю осуществлять управленческий процесс сознательно, с глубоким пониманием необходимости и целесообразности определённого управляющего, корректирующего воздействия на ситуацию.

Мировоззрение – это система взглядов и представлений человека о мире, об окружающей действительности, о своём месте в этом мире, а также обусловленные

этими взглядами основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Мировоззрение как совокупность ощущений, чувств, стремлений, потребностей, интересов, воли, побуждений возникает в раннем возрасте в сфере ещё не осознанных, стихийных, практических отношений, в том числе социальных, индивида.

Процесс формирования мировоззрения подвергается значительным внешним целенаправленным общественным воздействиям со стороны общепринятой идеологии, корпоративной этики и т.д.

Важнейшими элементами мировоззрения, имеющими значение для руководства людьми, являются следующие:

– Система взглядов на социальное управление (в частности, школа менеджмента, принципам которой руководитель следует);

– Представления о месте и роли руководителя в процессе социального управления;

– Ценностные ориентации, определяющие, в частности, особенности восприятия менеджером различных видов корпоративной этики;

– Отношение руководителя к партнёрам (ориентация на сотрудничество или соперничество) и предпринимательской среде (приятие, отторжение и т.д.);

– Отношение к подчинённым и вышестоящему руководству, к возглавляемой им организации (подразделению) и др.

Идейность – приверженность человека к определённой целостной системе взглядов, идей и соответствующему ей социальному, нравственному, эстетическому идеалу; последовательная и безусловная верность этим взглядам и идеям в теории и на практике. Следует подчеркнуть, что одно только знание менеджером теории, если оно не превратилось в убеждённость, а также одно только практическое следование менеджером определённым жизненным правилам, процедурам, бездумное выполнение требований, если всё это не основано на сознательном усвоении соответствующего идейного содержания, идейности не составляют.

Важным является то, насколько мировоззрение руководителя закреплено в его поступках, конкретной деятельности, в подходах и осуществлённых этических выборах.

Для более высокого уровня мировоззрения руководителя (более продвинутого, широкого характерны правильное понимание происходящего, позволяющее выявить движущие силы, факторы, взаимозависимости, причинно-следственные связи; способность предвидеть развитие событий, самостоятельно определить критерии эффективности организации, построить мысленную модель выполнения поставленных задач, тонко отследить возможные отклонения, исправить положение, гармонизировать ситуацию, помочь работникам и, возможно, партнёрам соподчинить свои цели и мотивы, найти своё место в организации и в конкретной ситуации, при необходимости в случае изменения обстановки самостоятельно скорректировать управленческое решение, сформировать корпоративную этику и т.д.

Для менее высокого уровня мировоззрения руководителя (более приземлённого, узкого) свойственны неспособность выявить тенденции, причинно-следственные связи, предвидеть развитие событий, повышенная конфликтность, затруднения при необходимости отойти от традиций, стереотипных решений, разработать и применить на практике принципиально новые подходы к оценке ситуации и её разрешению, скорректировать управленческое решение, неадекватность поведения в нестандартной управленческой ситуации, несамостоятельность в определении критериев оценки деятельности, целей и задач организации и т.д.

Эти и иные различия принципиального характера, имеющиеся во взглядах и деятельности менеджеров с более продвинутым, широким мировоззрением и с более приземлённым, чрезмерно прагматичным, узким мировоззрением иллюстрирует табл. 6.

Таблица 6

Наши рекомендации