Миссия организации и цели менеджмента.

Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, её подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, финансы, производство, кадры и т.д.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

Миссия организации – это её общая (генеральная цель, смысл существования и предназначение. Правильно сформулированная миссия обязательно несёт в себе то, что делает её уникальной в своём роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Однако организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и эффективное функционирование в будущем.

Миссия организации должна учитывать:

– Основные направления деятельности организации;

– Рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношения к потребителю, ведение деловых связей);

– Культуру организации, её традиции, рабочий климат и др.

В миссии организации отражаются интересы различных групп людей, оказывающих влияние на её деятельность, в их числе: собственники организации; потребители продукта, производимого организацией; работники организации; партнёры организации; государственные органы; а также общество в целом.

Миссия выполняет функции:

– Внешнюю (информативную), заключающуюся в том, чтобы проинформировать деловых партнёров, клиентов и других заинтересованных лиц о том, что может дать им рассматриваемая организация;

– Внутреннюю, заключающуюся в том, чтобы сформулировать у работников представление о соответствующем поведении.

Если миссия задаёт общие ориентиры, направления функционирования деятельности и развития организации, выражающие смысл её существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде её целей.

Таким образом, цели организации представляют собой конкретное состояние характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

Основная цель менеджмента – обеспечение согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Можно сказать, что цель менеджмента включает в себя ряд аспектов: рациональную организацию производственного процесса, обеспечение прибыльности (доходности) фирмы, постоянное преодоление рисков и адаптацию к изменениям внешней среды, совершенствование управления производством, а также эффективное использование человеческого потенциала организации.

Цели управления организацией есть идеальное представление о тех его результатах, которые рассматриваются руководителем как ожидаемые и желаемые. Цель играет роль организующего и мобилизующего фактора, она во многом определяет все аспекты управления – формы и методы, средства, структуры, процессы и, конечно, результаты управления. Цели управления материализуются в результате совместных усилий, прилагаемых руководителем и его подчинёнными.

Важнейшим аспектом цели управления организацией является поиск и реализация таких путей и форм достижения целей и решения задач организации, которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.

Цели управления вторичны по отношению к миссии и целям деятельности организации, вытекают из них и определяются их приоритетами. Конкретизация целей управления предполагает декомпозицию цели деятельности организации (построение «дерева целей»), в результате чего появляется иерархическая система частных целей (подцелей), образующих в совокупности систему целей управления организацией. Декомпозицию целей осуществляет руководитель организации, поэтому указанное дерево целей носит субъективный характер. Его структура, а значит, и эффективность деятельности организации, зависит прежде всего от знаний, опыта и индивидуальных особенностей субъекта управления.

В зависимости от сроков достижения цели управления деятельностью организации могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет), краткосрочными (от года до трёх лет), текущими (менее года). Чем выше уровень управления, тем более менеджеры этого уровня озабочены разработкой целей на перспективу. Определение долгосрочных и среднесрочных целей предполагает учёт развития сложной совокупности факторов политической и экономической обстановки.



  1. Постановка профессиональных целей как основа жизненного успеха.

В жизни человека можно выделить несколько периодов, соответствующих определённому возрасту, характеризующихся общими для всех проблемами:

– 18-30 лет – самый важный в жизни человека возраст, т.к. именно в это период можно начать профессиональную жизнь;

– 30-40 лет – строительство карьеры, поиск семейной гармонии, достижение успеха;

– 40-50 лет – подведение жизненных итогов, создание новой жизненной структуры;

– 50-60 лет – изменение представлений о времени, любви, здоровье и состояния гармонии, период, когда человек наконец-то получает возможность делать именно то, что хочет;

– После 60 лет – большинство добились успеха в материальной сфере и могут, наконец, заняться самореализацией.

Движение вперёд – это цель жизни, при этом позитивное продвижение происходит намного легче, если используется метод формулировки цели. Самой главной идеей определения цели является самопознание. В этом может помочь выполнение следующих шагов:

Шаг 1. Определите свои цели.

Шаг 2. Начните с фантазий.

Шаг 3. Записывайте ваши цели.

Шаг 4. Сформулируйте ваши цели с указанием сроков их достижения.

Шаг 5. Описания целей должны быть подробными и конкретными.

Шаг 6. Поставьте реальные цели и обеспечьте возможность для сравнения.

Шаг 7. Просматривайте ваши записи не реже одного раза в месяц.

Шаг 8. Руководите определением целей, ведь вы же их выполняете.

Шаг 9. Будьте настойчивы.

Шаг 10. Спросите себя сами: «Почему я хочу этого?».

Шаг 11. Начните эту работу сейчас.

Формулирование целей превращает вас из мыслителя и философа в «производителя» и «исполнителя». Но при этом следует отличать «эффективную» работу от «продуктивной». Работать продуктивно – значит делать как можно больше в течение минимального времени с наименьшими затратами. Сделать как можно больше и заниматься делом, ведущим к определённой цели, - это не одно и то же.

Если вы, например, поставили цель пройти собеседование на должность менеджера отдела маркетинга и через шесть месяцев действительно справились с этим, приложив разумные усилия, вы эффективны. Вы добились цели. А вот если по истечении запланированного срока вы не стали проходить собеседование, а вместо этого научились водить автомобиль, усовершенствовали знание иностранного языка, вы продуктивны, но не эффективны.

Так бывает и процессе работы. Человек много работает, многое делает быстро и хорошо. Ежедневно возвращается домой, удовлетворённый собой, исправно выполнив работу. И если сделано не то, что нужно, т.е. не то, что ведёт к достижению цели, то человек, возможно, продуктивен, но не эффективен.

Тот, кто работает эффективно:

– Определяет цель, чтобы знать, к чему он стремиться, какого результата хочет добиться;

– Может решить, что очень важно, а что менее важно, какие пути ведут к целенаправленным результатам, а какие нет;

– В первую очередь уделяет внимание ожидаемому результату (что должно быть достигнуто), а уж затем – методу (как это должно быть сделано);

– Создаёт общее представление, учится видеть вес лес, а не только отдельные деревья, стоящие на переднем плане;

– Старается беречь свою энергию и прочие ресурсы;

– Опирается на сильные стороны, свойственные ему самому и другим, пытается использовать преимущества любой ситуации;

– Старается принять, по возможности, решения, затрагивающие важные вопросы, т.е. сосредотачивается на стратегии, а своим сотрудникам предоставляет право принимать решения по многим тактическим вопросам;

– Знает, на что уходит время, и систематически занят совершенствованием методов его эффективного использования.

  1. Методы поиска и формулирования жизненных целей.

Для нахождения личных и профессиональных ориентиров в первую очередь выясните, чего именно вы хотите, т.е. добейтесь ясности цели. Это является предпосылкой успехов в деловом плане и в личной жизни. Найдите личные жизненные цели и дайте им определение, т.е. придайте своей жизни направление. Например, одним из условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. В этом случае вы можете воплотить в действительность свои собственные ценности.

Крах или отсутствие жизненной цели – сильнейшая психотравма. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живёт, не удовлетворён судьбой. Часто разочарование постигает и тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по субъективным и объективным причинам цели.

Обычно цели устанавливаются на определённый период, поэтому полезно наблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие в последовательности.

Шаг 1. Прояснение потребностей. Нужно устанавливать цели в ситуации, которая уже не удовлетворяет или может стать таковой. Установление личных целей требует анализа текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Это требует воображения и определённой свободы от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких вопросов.

Шаг 2. Прояснение возможностей. Большинство руководителей осуществляют выбор из ряда возможностей во всех сферах жизни. Некоторые из этих возможностей могут противоречить вашим ценностям или вызывать избыточные трудности для тех, кто вас окружает. Разумный выбор нельзя осуществить, пока не установлены все имеющиеся возможности.

Шаг 3. Принятие решения о том, что вам нужно. Списка возможностей недостаточно; необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться. Необходимо ответить на три ключевых вопроса:

– Что является для вас важным;

– На какой риск вы готовы пойти;

– Как ваши решения повлияют на окружающих?

Шаг 4. Выбор. Когда уже определён диапазон имеющихся возможностей и ясны потребности и желания, необходимо сделать выбор. Установление цели представляет собой активный шаг, поэтому в момент осуществления выбора вы берёте на себя обязательство, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Это означает, что можно осуществить следующие шаги и направить свои силы и навыки решения проблем на то, чтобы выполнить обязательства и оправдать надежды.

Шаг 5. Уточнение цели. Цели полезны в качестве напоминания о том, для чего предпринимаются действия. Часто для достижения одной цели необходим целый ряд разных действий, так что можно потерять из виду желательный конечный результат и погрузиться в текучку. Если это случается, руководитель обычно может часами работать, напрягая все силы, чтобы добиться успеха, и всё же у него мало что получается. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными рабочими усилиями помогает сэкономить силы.

Шаг 6. Установление временных границ. Время – это ресурс, с которым можно разумно обращаться, но которым можно и серьёзно злоупотреблять. Занимаясь слишком многим одновременно, трудно добиться результата во всём, поэтому нужно выбрать, как распределить время.

Люди должны относиться ко времени как ценному ресурсу, подобному деньгам в банке. Время предоставляет возможности, и управление временем обеспечит расширение этих возможностей. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности следить за своими успехами.

Шаг 7. Контроль своих достижений. В результате чего:

– Появляется обратная связь с эффективностью работы;

– Возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;

– При неудаче возникает мрачное настроение;

– Создаётся возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий.

Семь шагов, рассмотренных выше, могут послужить контрольным средством для прояснения целей.

На основании анализа основных этапов своей жизни можно составить баланс личных успехов и неудач. Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трёх важнейших сильных и слабых сторон (табл. 3).

Таблица 3

Наши рекомендации