Методика обучения математике в МКНШ
1. Место и значение дисциплины «Методика обучения математике в малокомплектной начальной школе».
2. Цель и задачи МКНШ.
3. Особенности работы в условиях МКНШ.
4. Особенности политики и системы образования в Республике Казахстан, связанные с функционированием МКНШ.
5. Социальные условия, влияющие на создание МКНШ.
6. Место и значение МКНШ в системе среднего образования Республики Казахстан.
7. Особенности уроков в МКНШ.
8. Урок как основная форма организации учебной деятельности в условиях МКНШ.
9. Типы и структура уроков математики на разных этапах обучения в МКНШ.
10. Особенности построения уроков математики в начальных классах МКНШ.
11. Специфика уроков в МКНШ. Особенности проведения урока в МКНШ.
12. Подготовка учителя к уроку в МКНШ. Ее особенности.
13. Планирование работы учителя по математике в МКНШ.
14. Типы уроков в МКНШ.
15. Однопредметные уроки математики в МКНШ, их особенности.
16. Разнопредметные уроки, их особенности.
17. Особенности в организации и проведении однопредметных и разнопредметных уроков.
18. Особенности организации учебной деятельности в МКНШ. Принципы организации и проведения уроков математики в МКНШ.
19. Уроки объяснения нового материала, повторения и закрепления.
20. Комбинированные уроки. Уроки проверки ЗУН.
21. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при планировании учебной деятельности в МКНШ.
22. Самостоятельная работа. Особенности самостоятельной работы учащихся младших классов в МКНШ.
23. Виды самостоятельной работы. Место и значение самостоятельном работы на всех этапах урока.
24. Сочетание объяснения нового материала и самостоятельной работы учащихся на уроках МКНШ.
25. Своеобразие организации проверки знаний, умений и навыков.
26. Особенности учебных дисциплин в МКНШ.
27. Особенности организации уроков закрепления по математике.
28. Особенности организации устного счета в 1-4 классах.
29. Особенности организации взаимопроверки в условиях МКНШ на уроках математики.
30. Особенности организации уроков изучения нового материала в условиях МКНШ.
Вопросы для подготовки к экзамену по предмету
Методика обучения русскому языку в МКНШ
1. Цель и задачи МКНШ.
2. Особенности работы в условиях МКНШ.
3. Особенности политики и системы образования в Республике Казахстан.
4. Социальные условия, влияющие на создание МКНШ.
5. Место и значение МКНШ в системе среднего образования Республики Казахстан.
6. Особенности урока в МКНШ.
7. Урок как основная форма организации учебной деятельности св условиях МКНШ.
8. Типы и структура уроков русского языка на разных этапах обучения в МКНШ.
9. Особенности построения уроков русского языка в начальных классах МКНШ.
10. Специфика уроков в МКНШ. Особенности проведения урока в МКНШ.
11. Подготовка учителя к уроку в МКНШ.
12. Планирование работы учителя по русскому языку в МКНШ.
13. Тип урока в МКНШ.
14. Однопредметные уроки, их особенности.
15. Разнопредметные уроки, их особенности.
16. Особенности в организации и проведении однопредметных и разнопредметных уроков.
17. Особенности организации учебной дисциплины в МКНШ. Принципы организации и проведения уроков русского языка и чтения в МКНШ.
18. Уроки объяснения нового материала, повторения и закрепления.
19. Комбинированные уроки. Уроки развития речи.
20. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при планировании учебной деятельности в МКНШ.
21. Самостоятельная работа. Особенности самостоятельной работы учащихся младших классов в МКНШ.
22. Виды самостоятельной работы. Место и значение самостоятельном работы на всех этапах урока.
23. Сочетание объяснения нового материала и самостоятельной работы учащихся на уроках МКНШ.
24. Своеобразие организации проверки знаний, умений и навыков.
25. Особенности учебных дисциплин в МКНШ.
26. Особенности организации уроков по обучению грамоте.
27. Особенности организации уроков русского языка во 2-4 классах.
28. Особенности организации уроков внеклассного чтения.
29. Особенности организации уроков классного чтения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерная схема общедидактического анализа современного урока (М.М. Поташник)
Любая структура анализа урока готовится под конкретные задачи.
1. Оценка реализации основных принципов обучения. (С точки зрения соблюдения оптимальной меры в их сочетании: научности с доступностью, наглядности с абстрактностью и т.д.).
2. Оценка проектирования задач урока. (Педагогических, развития образовательного процесса, саморазвития учителя).
3. Оценка конкретизации задач на основе выводов педагогического или психолого-педагогического или медико-психолого-педагогического или педологического консилиума.
4. Умение поставить задачи урока перед учащимися.
5. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала: выделен ли объект прочного усвоения (главное и существенное).
6. Выбор и применение учителем разных источников сообщения ученикам новых знаний. Оценивается не то, что выбрано, а обоснованность этого выбора!
7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе урока.
Оцениваются не сами методы, а обоснованность выбора методов!
8. Использование различных приемов учебной работы.
Оценивается их целесообразность!
9.Воспитание интереса к предмету и в целом к процессу обучения.
10. Оценка культуры труда учителя и учеников.
11. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся
Формы контроля:а) оценка содержания вопросов и заданий;
б) соответствие оценок уровню знаний учащихся.
Обоснование оценок, выставленных за урок.
12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объема и степени сложности (только в пределах программы), но, прежде всего, степени помощи, оказываемой учащимся.
13. Владение учащимися навыками рациональной организации учебного труда, т.е. надпредметными способами деятельности.
14. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания. Обязательный учет в расписании дня других предметов.
15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах.
16. Оценка взаимоотношения учителя и учащихся.
17. Оценка личностного отношения учителя к труду, к детям; оценка личностного воспитательного влияния учителя на детей. (От внешнего вида до отношения к труду.)
18. Использование возможностей учебного кабинета (высоко оценивать любое применение НИТ).
19. Оценка гигиенических требований на уроке (освещенность,
температурный режим, воздушный режим, посадка учащихся).
20. Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
21. Выводы, рекомендации и предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.
2. Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.
3. Каковы задачи урока?
4. Какова их результативность к концу урока?
5. Тип урока и соответствие его дидактическим целям.
6. Охарактеризовать использованные методы обучения, их соответствие изучаемому материалу.
7. Каков результат качества знаний? Что повлияло на результат?
8. Показать связь дидактических задач урока с содержанием учебного материала, методами преподавания и способами организации учебной деятельности учащихся.