Учебно-воспитательный процесс в МКНШ и особенности его организации.
В современных условиях попытки перестройки разных типов школ убедительно показали, что при существующей системе организации учебного процесса сложно осуществить демократизацию школьной жизни, сделать гуманными взаимоотношения учителей и учащихся, обеспечить их полное взаимодействие. Поэтому сейчас очень важно найти такую систему организации учебного процесса, способную создать творческую атмосферу в школе любого типа.
Проблемы МКНШ обусловлены особенностями этих типов общеобразовательных учреждений, социально-экономическим положением села, их можно классифицировать в три группы:
1. Проблемы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса.
2. Проблемы, связанные с квалификацией учителей МКНШ и существующей системой их подготовки, переподготовки.
3. Проблемы, связанные с учебно-методическим, материально-техническим обеспечением МКНШ.
Процессы, происходящие в обществе и в системе образования свидетельствуют о нарастающей тенденции к снижению социального статуса сельской школы. Существующая система образования хаpактеpизуется наличием в ней целого ряда взаимосвязанных недостатков и пpотивоpечий. Анализ системы образования показывает, что она переживает кризис и нуждается в основательной помощи государственных органов и общественности.
Подготовка учителей в педагогических учебных заведениях должна быть направлена не только на крупную среднюю и начальную школу, но и на возможность работы в малокомплектных сельских школах. Пpогpаммно-методическое обеспечение образования на селе не всегда направлено на диффеpенциpованный подход и pазноуpовневость преподавания предметов; не всегда учитывается специфика сельских образовательных учреждений.
Важным направлением для различных сфер педагогической деятельности является способность осуществлять личностно-оpиентиpованное обучение, развитие и воспитание, овладение современными технологиями педагогической деятельности, способствующими pазвитию мышления и творческого потенциала личности. Одной из ценностей педагогического обpазования на селе становится способность педагога органически связать обязательный компонент содержания образования с местными особенностями, их исторической, географической, экономической, социальной спецификой, эффективно использовать школьный (местный) компонент содержания образования.
Изменение педагогического процесса в школе обусловлено глобальными тенденциями, протекающими в мире в целом, социально-политической и экономической ситуацией в нашей стране. Однако инновационные явления в области образования наталкиваются в первую очередь на внутреннее сопротивление - конечно, для реализации новой цели и содержания образования необходимы изменения форм и методов обучения и воспитания, необходимо новое мышление, называемое некоторыми авторами "нелинейным". Педагоги, способные меняться в ходе занятий, учиться, обучая, готовые работать над открытием нового для себя, могут формироваться только в среде, постоянно подверженной флуктуациям внешней информации. Такое познавательно-деятельностное пространство, в котором проектируется современный педагогический процесс, может быть создано только при использовании мирового информационного пространства нтернет, открытого доступа к богатейшим информационным ресурсам и возможностям свободных межличностных коммуникаций.
Малокомплектная школа в силу своей специфики обладает рядом преимуществ перед обычной: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совместной работы с семьёй, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником и др. Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на учебную деятельность и преподавание в малокомплектной школе оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий образовательный уровень населения и др. Отсутствие в малокомплектной школе параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Использование общей методики обучения в классах с малой наполняемостью приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей и низкой эффективности учебно-воспитательных методов. Несмотря на известные недостатки и высокие экономические затраты на содержание малокомплектной школы, их наличие в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.
Процесс обучения математике в МКШ имеет ряд особенностей, отличающих его от аналогичного процесса в начальной школе обычной школы. Это обусловлено спецификой организации педагогического процесса в МКШ, т.к. работа в нестандартна и порой неповторима, сложна.
Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся МКШ - сложная задача, требующая от учителя большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, гибкости в выборе методов, приемов и средств, обучения и воспитания. Ведь в каждый момент урока он должен реализовать как общее, целое, так и его части; одновременно руководить работой одного класса и самостоятельной работой другого класса. Он должен готовить в 2 -3 раза больше уроков и в тоже время сочетать их друг с другом в единое целое, чтобы оптимальным был педагогический эффект.
Существенная особенность МКШ любого типа - малая наполняемость или предельно малая наполняемость. В этих условия учитель психологически должен быть готов к тому, что подготовленный им урок надо будет “на ходу” перестраивать, менять его тип, структуру, сочетание видов учебно-познавательной деятельности в зависимости от того какие ученики отсутствуют на уроке.
Работа учителя начальных классов имеет свои преимущества и ряд негативных особенностей, которые должны учитываться при организации процесса обучения.
Положительные стороны МКШ:
1. классному руководителю легче работать, быстрее узнает учеников, их интересы, семьи.
1. хорошая дисциплина;
2. обучение в МКШ сближает детей.
3. Классу МКШ свойственно явление “камерности”, “групповой изоляции”. В условиях МКШ диапазон разнообразий в представленности индивидуально-психических особенностей детей любого класса (восприятие, память, воображение и т. д.) выглядит совсем иначе, чем в обычных школах. Он значительно меньше по размерам, менее плотен по насыщенности различными характеристиками, что значительно упрощает работу учителя, позволяет индивидуализировать процесс обучения. Исходя из реальных возможностей, можно выделить и типологические группы учащихся: учащиеся с высшими, высокими, средними и низкими учебными возможностями. Для МКШ характерно отсутствие учащихся 1 группы, в основном присутствуют учащиеся со средними и низкими учебными возможностями. Малочисленность учащихся позволяет учитывать и лучше изучить индивидуальные особенности детей, хорошо знать домашние условия, в течении урока можно опросить каждого ученика, тем самым своевременно определить уровень его ЗУН.
4. Существенно сокращается время для проверки тетрадей, для подбора индивидуальных заданий.
5. Снимается вопрос дисциплины, хотя он в сельской школе не является острым.
6. учащиеся более старших классов оказывают помощь младшим, т.к. они ежедневно находятся в одном помещении.
7. учитель начальных классов МКШ может широко использовать межпредметные связи (возможность широкого использования МПС исключает дублирование учебного материала разными предметами; использование МПС по вертикали и по горизонтали)
Однако МКШ имеет больше отрицательного:
8. отсутствие или малочисленность учительского коллектива, который способствует росту творческой активности учителя.
9. повышенная нагрузка учителя при подготовке к урокам.
10. учитель вынужден работать с каждым классом не более половины урока, а остальное время организовывать самостоятельную работу.
11. внимание учителя рассредоточивается между двумя и более классами.
12. при выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить помощь учителя.
13. затруднена коллективная работа, т.к. нет полноценного одновозрастного коллектива.
14. учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех сор стороны других классов.
15. учащиеся МКШ на протяжении длительного времени имеют минимальную возможность говорить, рассуждать на уроке, не учатся выражать свои мысли, слушать других.
16. В исследованиях Фетискина Н.П. установлено, что в процессе обучения в МКШ осуществляется на фоне достаточно выраженных отрицательных психо-эмоциональных состояний. Доминирует безразличие (у 35% обследованных), скука (30%), аффект в форме плаксивости (18%), напряженность (14%), психологическое пресыщение (6%), монотония (10%).
Уместно охарактеризовать некоторые из них. В частности монотония - неспецифическое психическое состояние, связанное с состоянием однообразия и обусловленное отрицательным изменениями на мотивационно-целевом уровне, негативно отражающееся на психофизиологической и трудовой активности личности.
Психологическое пресыщение - психологическое состояние, возникающее на фоне крайне негативного отношения к деятельности и проявляющееся в непреодолимом стремлении прервать ее продолжение, чрезмерной психофизиологической напряженности и ухудшения эффективности работы.
Фетискиным Н.П. Выделены следующие причины низкого эмоционального фона учебного процесса:
1. Дидактические детерминанты:
17. трудность усвоения учебного материала, этому “способствует” слабая материальная оснащенность процесса обучения, отсутствие наглядных пособий, методической литературы;
18. однообразие в структуре уроков;
19. отрицательное отношение у учащихся к самостоятельной работе (от 42 до 66% учащихся).
2. Организационно-методические детерминанты:
20. высокая плотность педагогического общения, приводящая к возникновению психологического перенасыщения;
21. одновременное обучение учащихся разных возрастных групп и классов;
22. неразработанность оптимальной структуры урока и адекватных методов обучения, свойственных МКШ.
3. Психологические детерминанты.
23. отсутствие интереса к учению;
24. снижение познавательного интереса - следствие психологического пресыщения, эмоциональных и физических перегрузок.
25. неумение слушать, организовать себя;
26. отсутствие полноценного классного коллектива.
Несмотря на определенные трудности работы учителя в МКНШ многие учителя работают без второгодничества, дают глубокие и прочные знания ученикам, навыки самостоятельной работы. Учителя малокомплектных школ имеют богатый опыт организации внеклассной работы, в частности по математике. Ими практикуются такие мероприятия как КВН, смотры знаний, взаимопомощь и дополнительные занятия, игры соревнования типа “Считай, отгадывай смекай”, математические олимпиады.
Проблемы организации учебно-воспитательного процесса связаны с:
- необходимостью проведения одним учителей учебных занятий с учащимися двух (трех, четырех) классов одновременно в одном помещении;
- необходимостью преподавания учителями в основной и средней школе разных предметов;
- психической нагрузкой, которой подвергается и учитель, и ученик, связанной с работой в условиях классов-комплектов;
- невозможностью создания внутришкольных предметных объединений для обмена опытом преподавания и повышения профессионального уровня педагогических кадров в связи с малокомплектностью педагогического коллектива;
отсутствием возможностей для систематического обмена опытом преподавания между учителями опорных (базовых) и малокомплектных школ;
- варьированием коллектива учащихся и классов, что влияет на комплектацию классов, технологию планирования и составление расписания уроков.
Серьезные трудности также связаны с тем, что дети, приходящие в первый класс школы, не готовы к организованной познавательной деятельности, так как в сельской местности отсутствуют дошкольные образовательные учреждения. Большинство детей приходят в первые классы, не имея предшкольной подготовки. В этих условиях, для обеспечения результата обучения в соответствии с Государственным стандартом образования, учителям приходится прибегать к дополнительным мерам
Выполнение в полном объеме учебной программы остается наиболее сложной проблемой в МКШ, хотя методика изучения учебного материала в каждом классе в ней не отличается от обычной школы. Качественное выполнение программы в условиях МКШ возможно при выполнении следующих условий:
· Если учитель осознает специфику уроков в МКШ.
· Если учитель имеет соответствующую теоретическую и практическую подготовку по проблеме организации процесса обучения предмету в МКШ.
· Если учитель оснащен необходимыми ЗУН по методике организации своей обучающей и учебной деятельность учащихся.
· Если разработан оптимальный вариант работы каждого класса в рамках отдельного урока.