Принцип действия по позициям контроллера водителя.

«ХА-1». Контакт КВ (М-1) по 26 проводу замыкается, но контакт РК 15-18 по 27 проводу будет оставаться разомкнутым, так как вал ГРК ещё не дошел до 15 позиции. Поэтому на катушку СР питание не поступает, стоп-реле выключено, серводвигатель работает и вращает вал ГРК по позициям до 15 включительно. Когда вал ГРК дойдёт до 15 позиции, контакт РК 15-18 замкнётся, стоп-реле включится, его блок-контакты переключаются, создаётся тормозной контур и серводвигатель останавливается вместе с валом ГРК на 15 позиции. При этом в кабине на пульте водителя загорится лампочка 15 позиции ГРК, а значит троллейбус набрал скорость 40 км/ч.

«ХА-2». Контакт КВ (М-1) по 26 проводу размыкается и катушка СР перестаёт получать питание, а значит серводвигатель начинает вращать вал ГРК с 15 на последующие позиции. По 41 проводу контакт КВ 2 замкнётся, но по разомкнутому контакту РК 17-18 ток на катушку СР не идёт, а значит вал ГРК вращается с 15 по 17 позицию. Когда вал ГРК дойдёт до 17 позиции, по 41 проводу замкнётся контакт РК 17-18 и включится стоп-реле, его блок-контакты переключатся, создаётся тормозной контур и серводвигатель останавливается вместе с валом ГРК на 17 позиции. При этом в кабине на пульте водителя загорится лампочка 17 позиции ГРК, а значит троллейбус набрал скорость 55 км/ч.

«ХА-3». Контакт КВ 2 по 41 проводу разомкнётся и стоп-реле выключится, а значит серводвигатель начинает вращать вал ГРК с 17 на 18 позицию. Когда вал ГРК дойдёт до 18 позиции, контакт РК 18 замкнётся и по замкнутому контакту КВ 3, стоп-реле включится, его блок-контакты переключаются, создаётся тормозной контур и серводвигатель останавливается вместе с валом ГРК на 18 позиции. При этом в кабине на пульте водителя загорится лампочка 18 позиции ГРК, а значит троллейбус набрал скорость 65 км/ч.

«ХА 3 -> 0». При отпуске пусковой педали размыкаются контакты КВ по 26, 31, 40, 41 проводах, но по 24 проводу контакт РК 2-18 остаётся замкнутым. Через него по замкнутому блок-контакту ЛК-1, ток поступает на обмотку возбуждения серводвигателя «назад». В это время катушка СР, его блок-контакты принимают положение как нарисованы по схеме, серводвигатель работает получая питание через замкнутый блок-контакт ЛК-3, вал ГРК проворачивается в обратном направлении. Когда вал ГРК дойдёт до 1 позиции, контакт РК 2-18 по 24 проводу разомкнётся и выключит обмотку возбуждения серводвигателя «назад», вместе с ним размыкается блок-контакт ЛК-3 по 25 проводу и серводвигатель отключается. Одновременно по 35 проводу замыкается контакт РК 1, создаётся тормозной контур, серводвигатель останавливается вместе с валом ГРК на 1 позиции. В кабине на пульте водителя лампочки позиций ГРК гаснут. Контакт РК 1 по 5 проводу замыкается и 5 провод снова готов к работе.

Неисправности.

Если стоп-реле неисправно, то серводвигатель не отключается, а вал ГРК вращается без остановки по позициям. В результате сопротивления выводятся быстро без разделения по блокам, а сила тока в силовой цепи резко увеличивается. Троллейбус начинает движение резкими рывками, что может привести к падению пассажиров в салоне или срабатыванию аппаратуры защиты (РТ или АВ), которое отключает тяговый двигатель, но тем неменее на таком троллейбусе работать запрещается, требуется возврат в депо только на буксире.

РВ (реле времени).

Специальное реле, у которой на сердечнике имеется дополнительная втулка. Она даёт задержку по времени включения реле около 0,8 секунды, при включении и отключении катушки РВ. Таким образом реле времени включается не сразу как включилась катушка и отключается тоже не сразу. Реле времени обеспечивает очерёдность при включении параллельных проводов в цепи управления, чтобы избежать перегрузок в электрических цепях. На троллейбусе данный тип реле применяется в качестве РВ и РВ 1.

Принцип действия.

Катушка РВ находится на 7 проводе цепи управления, блок-контакты находятся по 5, 8, 31 проводах. При нажатии на пусковую педаль по 5 и 7 проводам замыкаются контакты КВ (М-3). По 5 проводу ток поступает на катушки ЛК-1 и ЛК-2, их блок-контакты в цепи управления переключаются, в том числе и блок-контакт ЛК-2 по 7 проводу подавая питание на катушку РВ. Она включается, а её якорь срабатывает только через 0,8 секунды. В это время в силовой цепи замыкаются силовые контакты ЛК-1 и ЛК-2 и ток с левого (+) токоприёмника поступает на тяговый двигатель, подключая сопротивления Р 12 и Р 21. Чтобы небыло рывка, при страгивание троллейбуса с места используется оттяжка по времени 0,8 секунды.

После этого реле времени включается, его блок-контакт по 8 проводу замыкается и подключает катушку ЛК-3, его силовой контакт замыкается и выводит сопротивления Р 12 и Р 21, тем самым сила тока на тяговый двигатель немного увеличивается и позволяет троллейбусу, преодолевая сопротивления качению плавно стронуться с места.

При отпуске пусковой педали, блок-контакты РВ по 5 и 7 проводу размыкаются вместе с контактами КВ (М-3), следовательно по 7 проводу выключается катушки РВ и ЛК-3, а по 5 проводу катушки ЛК-1 и ЛК-2 продолжают получать питание так как блок-контакт РВ под 5 проводом ещё замкнут (оттяжка по времени 0,8 секунды). При выключении катушки ЛК-3, его силовой контакт размыкается и вводит обратно в силовую цепь тягового двигателя пуско-тормозные сопротивления Р 12 и Р 21, следовательно сила тока в обмотке якоря тягового двигателя будет снижаться.

Само реле времени выключится только через 0,8 секунды, его блок-контакты при этом размыкаются, а значит блок-контакт РВ по 8 проводу повторно отключит катушку ЛК-3, а блок-контакт РВ под 5 проводом выключит питание всего провода и следовательно питание катушек ЛК-1 и ЛК-2, поэтому их силовые контакты размыкаются раньше чем силовой контакт ЛК-3. Таким образом при «нулевом» значении силы тока, ток в обмотке якоря тягового двигателя не изменяется ещё 0,8 секунды.

РВ-1.

Реле используется только при сбросе тормозной педали. Катушка РВ-1 находится в цепи управления на 43А проводе, а его блок-контакт под 20 проводом.

Принцип действия.

При сбросе тормозной педали контакт ТК 1-2 на 43А проводе размыкается и отключает питание катушек РВ 1 и Ш 3. Контактор Ш 3 отключается сразу, а РВ-1 остаётся включенным ещё 0,8 секунды, поэтому блок-контакт РВ-1 по 20 проводу будет замкнут и ток обходя разомкнутый контакт ТК 1-2 будет поступать на катушку Т, его силовой контакт будет замкнут и на тяговом двигателе будет существовать тормозной контур ещё 0,8 секунды. Силовой контакт Ш 3 размыкается и отключает питание шунтовой обмотки тягового двигателя, в результате в тормозном контуре быстро снижается сила тока. Спустя 0,8 секунды выключается РВ-1 и блок-контакт РВ-1 по 20 проводу размыкается и отключает катушку Т, силовой контакт Т размыкается и при «нулевом» значении силы тока тормозной контур на тяговом двигателе исчезает.

РУ (реле управления).

Служит для плавного вывода пусковых сопротивлений, путём остонавливания вала ГРК на промежуточных позициях, при разгоне троллейбуса на позициях ХА-1, ХА-2 и ХА-3.

На общем горизонтально расположенном сердечнике реле крепятся три катушки, две низковольтные и одна высоковольтная. Сверху над ними имеется подвижный якорь подтянутый регулировочной пружиной. На конце якоря имеется пара подвижных контактов, а неподвижные закреплены на пластмассовой рамке сбоку от катушек. Блок-контакты РУ находятся в цепи управления по 25 и 34 проводу. Когда реле выключено его блок-контакты такие как изображены на схеме, по 25 проводу (питающий) нормально замкнутый, а по 34 проводу (тормозящий) нормально разомкнутый, он создаёт тормозной контур серводвигателя.

Наши рекомендации