Методика расчета конструкций на сопротивление усталости
Расчет на сопротивление усталости проводится для всех РЗ (п. 10.1.6) с учетом режима и длительности эксплуатации машины. Расчет является проверочным, так как для его выполнения необходимо знать геометрические параметры и конструктивно-технологическое исполнение конструкции. Если условие сопротивления усталости не будет выполнено, то требуется провести конструктивно-технологические мероприятия, обеспечивающие повышение долговечности конструкции (п. 10.4). После этого производится повторный расчет.
Далее изложены методика и алгоритм расчета на сопротивление усталости в той последовательности, в которой его целесообразно выполнять при проектировании конструкции.
10.3.1. Выбор расчетных зон и определение их усталостных характеристик
Расчетными зонами (РЗ) считают такие места конструкции, в которых имеет место большой размах номинальных напряжений от внешней нагрузки и присутствует значительная концентрация напряжений. В большинстве случаев РЗ представляет собой сварной или болтовой узел, расположенный в области действия высоких переменных растягивающих напряжений. По характеру нагружения и последствиям усталостного повреждения расчетные зоны делятся на два типа.
К первому типу относятся расчетные зоны (назовем их РЗ-1), расположенные в основных сечениях конструкции,
Рис. 10.12. Схемы конструкций грузоподъемных машин с указаниями основных сечений и расчетных зон первого и второго типов (РЗ-1, РЗ-2) |
в области наибольших растягивающих напряжений. Основным сечением будем считать поперечное сечение элемента конструкции (балки, рамы или стержня), количество циклов нагружения которого пропорционально количеству циклов работы машины, а разрушение приводит к потере несущей способности конструкции в целом. Примеры РЗ-1 в основных сечениях конструкций грузоподъемных машин показаны на рис. 10.12.
Расчетные зоны второго типа (РЗ-2) представляют собой узлы, для которых размах действующих напряжений и (или) количество циклов нагружения не пропорционально основной эксплуатационной нагрузке и количеству циклов работы машины. Это узлы, воспринимающие местные нагрузки от ходовых колес или роликов, узлы статически неопределимых конструкций, загруженность которых в основном обусловлена перекосом, неровностями основания, погрешностями путей, а также узлы крепления кронштейнов, поддерживающих механизмы, и т. п. (рис. 10.12). Усталостные повреждения в РЗ-2 менее опасны, чем в РЗ-1, так как обычно не приводят к значительным авариям. Их долговечность не поддается достоверному прогнозированию из-за неопределенности параметров циклического нагружения. Поэтому при проектировании используют сравни-
Рис. 10.13. Примеры идентификации базовых концентраторов в сварных конструкциях. Цифрами указаны номера по табл. 10.3. Двойными кружками выделены узлы, при расчете которых необходимо учитывать конструктивный коэффициент |
тельные оценки долговечности узлов при различных вариантах конструктивного решения, на основании которых выбирают наиболее рациональный из них.
Расположение РЗ в конструкции выявляют на основании анализа напряженно-деформированного состояния и опыта эксплуатации подобных конструкций. Обычно в конструкции имеется несколько РЗ первого и второго видов. Для каждой РЗ производится отдельный расчет на сопротивление усталости. Основной расчет выполняется по РЗ-1, далее в процессе конструкторской доработки проекта выполняются расчеты по РЗ-2.
Усталостными характеристиками РЗ являются пределы выносливости и , которые определяются порекомендациям п. 10.2.1 с использованием табл. 10.2 и 10.3. Примеры назначения групп узлов по табл. 10.2 приведены на рис. 10.13.
Расчетные нагрузки
Для расчета процесса нагружения РЗ необходимо составить таблицу нагрузок (см. п. 6.1, табл. 6.1, 17.1, 17.2). В ней должны быть представлены все комбинации нагрузок, учитываемые в расчете на сопротивление усталости по I расчетному случаю. Для вычисления минимальных напряжений используются дополнительные комбинации, в которых учитываются только нагрузки от собственного веса машины или рассматриваются ситуации, в которых действующие нагрузки в максимальной степени разгружают расчетную зону (табл. 6.1, комбинация Imin). Кроме того, задается назначенный ресурс С, т. е. количество ХТЦ за срок службы машины при заданном режиме нагружения.
Если машина может эксплуатироваться в различных режимах, то обычно наиболее опасным является режим, при котором возникает наибольший размах напряжений в РЗ. Например, расчет конструкции кранов мостового типа на сопротивление усталости целесообразно производить для режима нагружения Q4(работа с номинальным грузом), а количество циклов работы крана за срок службыС — находить по классу использования , который соответствует заданной группе классификации крана (А1 - А8) (см. табл. 6.2). При этом гистограмма рабочей нагрузки будет состоять из одной ступени.