Режимы работы грузоподъемных машин

Долговечность ГПМ в основном определяется долговеч­ностью ее несущей конструкции. Поэтому режимы работы ГПМ нормированы именно по интенсивности циклического нагружения металлической конструкции. Согласно дей­ствующим российским нормам ПБ 10-382-00 и международным нормам ISO4301, группу режима работы крана (табл. 6.2) определяет сочетание класса использования (Uq- U9), который характеризуется количеством циклов рабо­ты крана за нормативный срок службы (Ст), и режима нагружения (Q1-Q4), характеристикой которого является коэффициент распределения нагрузок

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru

Здесь Ci— количество циклов работы крана с грузом массой Рi.; Рmах — максимальная допустимая масса груза; т= 3 — показатель степени усталостной кривой.

Информацию о значениях Сi- и Piберут из гистограммы нагружения крана, которая входит в состав данных по I расчетному случаю. Данные о режиме работы крана используют для расчета конструкции на сопротивление уста­лости (п. 10.3).

Если приведенные напряжения в основном сечении конструкции пропорциональны массе груза, то сочетания клас­сов использования и режимов нагружения, соответствующие одной группе режима работа крана, обеспечивают примерно одинаковую долговечность конструкции. Это допущение приближенно соответствует условиям нагруже­ния несущих конструкций кранов мостового типа, но не корректно для более сложных конструкций [2].

Весовые нагрузки

Собственный вес конструкции и постоянно находящего­ся на ней оборудования задается с использованием инфор­мации по машинам-аналогам, с учетом накопленного опы­та проектирования и известных рекомендаций. Оценку весов балочных элементов несущей конструкции выполня­ют по формуле

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru

где р — плотность материала: для стали р= 7,8 т/м3, железобетона ρ= 2,4+2,6 т/м3 в зависимости от степени ар­мирования; kG— коэффициент, учитывающий массу ре­бер, диафрагм, фланцев, рельсов, накладок, соединитель­ных планок и прочих деталей, не входящих в расчетное сечение, kG= 1,1 +1,3; Z,(и Ai— длина и площадь сечения элемента; g— ускорение свободного падения.

Коэффициент надежности по собственному весу маши­ны в СРПС Y(j= 1,05+ 1,20.Меньшие значения принима­ются для расчета конструкций типовых машин, большие — для предварительных расчетов при проектировании изде­лий оригинальной конструкции и с параметрами, суще­ственно отличающимися от известных аналогов.

Динамические нагрузки

Методы расчета динамических нагрузок рассмотрены в п. 5.4. При использовании СРПС коэффициент надежности по горизонтальным инерционным нагрузкам ур = 1,1 + 1,5. Меньшие значения для механизмов, оборудованных систе­мой плавного регулирования скорости, большие — для ста­рых машин с нерегулируемыми двигателями с коротко- замкнутым ротором или с релейно-контакторной системой управления.

Наиболее эффективным средством снижения динамических нагрузок является использование приводов, обеспечивающих плавные управляемые разгон и торможение механизмов. В машинах с электроприводом для этого используют систе­мы управления на базе частотных преобразователей.

Климатические нагрузки

Поток ветра создает распределенную нагрузку на откры­тые элементы машины. Для стационарных сооружений, расположенных на открытом воздухе, ветровые нагрузки вычисляются по методикам СНиП 2.01.07-85* или СНиП 2.05.03-84. Для расчета подъемно-транспортных, строительных и подобных им машин следует использовать ГОСТ 1451-77.

Ветровая нагрузка на г-ю площадку вычисляется как сумма Pwi= Pwsi+ Pwdiстатической (средней) Pwsiи дина­мической (пульсационной) Рwdiсоставляющих или по формуле (ГОСТ 1451-77)

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru (6.2)

где Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru — коэффициент пульсаций ветра; Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru — динамический коэффициент ветровой нагрузки. Нормативные значения этих коэффициентов при высоте конструкции до 100 м могут быть вычислены приближенно (с точностью ± 5 %) как

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru .

Здесь Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru — высота расположения центра i-й навет­ренной площади, для подстановки в формулу htокругля­ется до 10 м в большую сторону; т — период собственных колебаний конструкции низшей частоты, Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru . Для конструкций с частотой собственных колебаний Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru динамическую составляющую ветровой нагрузки Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru не учитывают.

Статическая ветровая нагрузка на элемент машины с наветренной площадью Atвычисляется как (ГОСТ 1451)

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru (6.3)

Здесь Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru — распределенное ветровое давление; где Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru — коэффициент надежности по ветровой нагрузке,

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru — коэффициент влияния высоты Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru ,на которой расположен i-йэлемент или груз; Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru — аэродинамический коэффициент для этого элемента; qw— динамическое давление ветра на высоте 10 м над уровнем земли. Значение наветренной площади груза для крюковых кра­нов с грузоподъемностью Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru можно вычислятькак Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru .При расчете в СРПС по нагрузкам II расчетного случая принимают Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru , а для III — Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru = 1,1.

Динамическое давление ветра рабочего состояния qw, т. е. II расчетного случая, для грузоподъемных машин за­висит от назначения машины:

· для кранов всех типов, используемых на промышлен­ных, транспортных и строительных объектах, qw= 125 Па;

· для кранов всех типов, работающих в речных и мор­ских портах, qw= 250 Па;

· для кранов на морских судах qw= 400 Па;

· для кранов, эксплуатируемых в условиях, не допуска­ющих перерыва в работе, qw= 500 Па.

Динамическое давление ветра нерабочего состояния, т. е. III расчетного случая, зависит от индекса ветрового райо­на, в котором расположен кран (ГОСТ 1451):

Индекс ветрового района … I II III IV V VI VII
Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru …………

Если район установки крана не известен, то можно при­нимать qw= 450 Па.

Аэродинамический коэффициент для объектов различ­ной конфигурации составляет:

· для балок с выступающими ребрами и поясными све­сами при отношениях h/b,соответственно равных 0,3-2,0, Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru ;

· для ферм из прямоугольных профилей при коэффици­ентах заполнения Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru соответственнос4= 1,61,9;

· для ферм с трубчатыми стержнями при коэффициен­тах заполнения Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru соответственно Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru ;

· для коробчатых конструкций с гладкими поверхно­стями, кабин, противовесов, груза ct= 1,2.

Наветренная площадь фермы вычисляется как

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru .

Здесь Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru — площадь, ограниченная внешним контуром фермы; Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru — коэффициент заполнения фермы, для раскосных и треугольных ферм со стойками Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru d— средняя ширина стержней фермы (рис. 6.2, а, б).

Если конструкция состоит из нескольких ферм или балок одинаковой площади Aw,расположенных одна за другой, то суммарная ветровая нагрузка вычисляется по формуле

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru Рис. 6.2. Схема для расчета ветрового давления на ферму

где i— количество ферм; η — коэффициент ослабления ветрового давления.

Для расчетов по II расчетному случаю при 0,5 <u/h< 2 приближенно можно считать (рис. 6.2, в)

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru

Специфическим видом ветрового воздействия являются силы, возникающие в результате периодических срывов вихрей при обтекании стержня ветровым потоком. Вихри последовательно срываются с одной и другой сторон стержня и создают переменные поперечные нагрузки (рис. 6.3). Если частота срывов вихрей оказывается близкой к часто­те собственных колебаний стержня или фрагмента конст­рукции, то они могут вызвать весьма существенные колебания. Это явление называется флаттер. Критическое зна­чение скорости ветра vc(м/с), при котором возникнут ре­зонансные колебания в стержне, имеющем собственную частоту колебаний fl(Гц), вычисляется по формуле

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru

Рис. 6.3. Схема стержня в потоке воздуха

Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru

где d— диаметр стержня, м; S— число Струхаля, для стержней цилиндрического сечения S= 0,22, для прямо­угольного — S~ 0,11.

Для дробления ветровых вихрей на трубчатых стерж­нях используют гасители, представляющие собой спираль­ные ребра, приваренные к стержню.

Снеговые и гололедные нагрузки обычно не учитывают­ся при проектировании машиностроительных конструкций, но при необходимости их можно задать, руководствуясь нормами СНиП 2.01.07-85*.

Технологические нагрузки

Технологические нагрузки возникают при выполнении машиной технологических операций, для которых она пред­назначена. Для ГПМ технологической нагрузкой является вес груза, во всех расчетах принимаемый как Режимы работы грузоподъемных машин - student2.ru ,где Q— номинальная грузоподъемность крана на канатах. Если задана грузоподъемность на грузозахватном органе, то от­дельно учитывается вес грузозахвата (траверсы, клещей, спредера и др.). Коэффициенты надежности по весу груза Yqзависят от грузоподъемности и назначения крана (п. 17.1.2).

Максимальные нагрузки на рабочем органе одноковшо­вых экскаваторов, ковшевых погрузчиков, бульдозеров ограничиваются условиями пробуксовки или опрокидыва­ния машины. Нагрузки на стенки сосудов давления, тру­бопроводов, резервуаров, бункеров для сыпучих материа­лов рассмотрены в работе [5]. Расчетные нагрузки для кон­тейнеров зависят от допустимого количества рядов установки контейнеров и способов захвата контейнера при погрузке. Расчетные нагрузки для универсальных контей­неров указаны в ГОСТ 20259. Для специальных металлур­гических кранов, землеройных, строительно-дорожных и других машин методы определения расчетных нагрузок описаны в специальной литературе.

Специальные нагрузки

Специальные нагрузки возникают в ситуациях, выхо­дящих за рамки нормальной эксплуатации машины. Это могут быть монтаж, транспортировка, сейсмические воздействия или аварийные условия, связанные с отказом тех­нологического оборудования в зоне работы машины, и т. п. Перечень таких ситуаций и комбинации нагрузок, кото­рые необходимо учитывать, устанавливаются в техниче­ском задании на машину.

Сейсмические воздействия рассмотрены в СНиП II-7-81*. Транспортные нагрузки возникают при перемещении ма­шины или ее элементов к месту монтажа либо эксплуата­ции на различных видах транспорта. При этом следует учитывать собственный вес перевозимых элементов, усло­вия крепления на транспортном средстве, вертикальные и горизонтальные инерционные нагрузки, возникающие при проходе неровностей пути, на поворотах (п. 5.4.1, 5.4.3) и при соударениях вагонов.


Наши рекомендации