Регулирование координат в разомкнутых структурах

3.5.1. Реостатное регулирование

Реостатное регулирование — самый простой и самый неблагоприятный способ регулирования скорости и (или) момента. В якорную цепь последовательно, если питание осуществляется от источника напряжения (рис. 3.11, а), включаются дополнительные резисторы.

В соответствии с (3.4) и (3.5) скорость идеального холостого хода при Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru и включении Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru не изменится:

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

а наклон характеристик Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru будет увеличи-

ваться пропорционально Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru Воспользовавшись (3.12), получим

при Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

где Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Соотношение (3.13) позволяет легко решить прямую задачу — построить характеристики, если задано Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru и обратную — найти Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru и Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru для заданной характеристики. Так, на рис. 3.11, б

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

В электроприводе с двигателем последовательного возбуждения при Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru (рис. 3.12, а) и известной естественной характеристике

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

можно использовать уравнение искусственных характеристик при реостатном регулировании

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

и получить соотношение для расчета Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru для любого тока:

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Механическая характеристика может быть построена по известной зависимости Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru Примерный вид механических характеристик при реостатном регулировании показан на рис. 3.12,6.

Итак, если воспользоваться показателями регулирования, изложенными в гл. 2, то получим для традиционного варианта Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru следующие оценки реостатного способа регулирования.

1. Регулирование однозонное — вниз от основной скорости, так как,вводя Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru мы увеличиваем Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru и все искусственные характеристики вI квадранте располагаются ниже естественной.

2. Диапазон реостатного регулирования невелик (2 + 2,5): 1 при изменении Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru на 40 — 50 %.

Стабильность скорости — низкая, жесткость характеристик падает с ростом Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru Из (2.5) имеем

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

где Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru (в дальнейшем, желая подчеркнуть неизменность потока

возбуждения двигателя, мы будем часто пользоваться символом с).

Тогда Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru Это свойство реостатного регулирова-

ния часто существенно осложняет его использование при Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru не-

большое случайное изменение Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru на низких скоростях приводит к значительному изменению Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

3. Реостатное регулирование — ступенчатое, так как сопротивлениерезистора в якорной цепи допускает лишь дискретное изменение. Получение большого числа ступеней затруднено, так как требует большого количества коммутирующих аппаратов (контакторов).

4. При принятых ранее допущениях (внешний обдув) можно считать,что Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru на любой реостатной характеристике, так как магнитныйпоток неизменен.

5. Потери энергии при регулировании значительны и связаны с глубиной регулирования. Это непосредственно вытекает из способа регулирования: скорость изменяется за счет включения резистора — элемента,превращающего поступающую в него электрическую энергию в тепло.Найдем количественную оценку потерь мощности (энергии) при реостатном регулировании. Умножив обе части уравнения (3.3) на /, получимуравнение баланса мощностей

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

где Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru — мощность, потребляемая из сети; Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru — электромаг-

нитная мощность, преобразуемая в механическую; Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru — потери

мощности в якорной цепи.

Выразив Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru через магнитный поток и скорость в соответствии

с (3.1) и использовав (3.2), будем иметь:

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Этот результат — потери мощности пропорциональны относительному перепаду скорости — очень важен и, как мы увидим далее, универсален, применим к ряду других случаев.

6. Капитальные затраты на реостатное регулирование сравнительноневелики: к двигателю добавляются лишь резисторы и коммутационнаяаппаратура.

Оценивая реостатное регулирование по всем показателям, нетрудно видеть, что это весьма несовершенный способ регулирования. Вместе с тем, он все еще применяется на практике (подъемно-транспортные установки, общепромышленные механизмы и т.п.), когда источником питания является сеть постоянного тока. Это объясняется практическим отсутст-

вием до недавнего времени других возможностей регулировать скорость вниз от основной при питании от сети постоянного тока Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Разновидностью реостатного регулирования при U = t/HOM являются схемы с шунтированием якоря двигателя, несколько расширяющие регулировочные возможности.

Отличие этого способа от ранее рассмотренного состоит в том, что в первом случае при идеальном холостом ходе двигателя напряжение на якоре равно напряжению сети для всех реостатных характеристик и не зависит от сопротивления якорной цепи. В схеме с шунтированием якоря при Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru напряжение на якоре двигателя меньше напряжения сети и по-

этому скорость идеального холостого хода снижается в зависимости от соотношения сопротивлений добавочного Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru и шунтирующего Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Включение резисторов в якорную цепь при Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru и Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru ис-

пользуется для ограничения тока при пуске и реверсе электропривода, поскольку, как подчеркивалось, Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru тогда как на естест-

венной характеристике Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Пример схемы силовых цепей при пуске и реверсе приведен на рис. 3.13, а, соответствующая диаграмма Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru — на рис. 3.13, б.

Построив естественные характеристики и назначив Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru подби-

рают искусственные характеристики так, чтобы Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru в примере ука-

заны две пусковые Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru и одна тормозная Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru ха-

рактеристики. Резистор Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru включается в режиме противовключения. Контакты контакторов В и Я определяют направление вращения, контакты Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru размыкаясь, вводят в цепь соответствующие резисторы. Стрелками на диаграмме указан ход процессов пуска и реверса. Резисторы Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru могут использоваться и для регулирования скорости.

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Задача схемы управления состоит в своевременной подаче сигналов на замыкание и размыкание контактов Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru В простых элек-

троприводах, подобных приведенному в примере, схемы управления обычно строятся на основе электромагнитных реле, в более сложных используются контроллеры на средствах современной микроэлектроники.

В приведенной схеме исходное состояние всех контактов — разомкнутое. Процесс пуска может быть начат при включенной предварительно обмотке возбуждения подачей сигнала на замыкание В или Я, что должно вызвать замыкание контактора противовключения Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru и разбег привода при введенных Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru . При достижении точки пе-

ресечения первой пусковой характеристики с вертикалью Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru должен быть подан сигнал на замыкание Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru Это может быть сделано в функции времени, когда реле отсчитает предварительно заданную выдержку времени и подаст сигнал, в функции тока якоря — он должен уменьшиться до величины, определяемой Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru в функции скорости — она должна вырасти до величины, определяемой пересечением характеристики и вертикали Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru в функции ЭДС якоря и т.д. Очевидно вместе с jcm, что в схеме должен быть датчик, сообщающий информацию о величине, в функции которой осуществляется управление.

Замыкаясь, контакты Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru шунтируют ступень пускового резистора Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru и переводят привод на характеристику, соответствующую Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru затем на естественную, где привод работает в установившемся режиме.

Для реверса подается сигнал на размыкание контактов контактора В, если было вращение «Вперед» и сразу следующий за ним сигнал на замыкание Я; одновременно должны быть поданы сигналы, приводящие Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru в разомкнутое состояние. После торможения процесс пуска повторяется, но при обратном направлении вращения.

Изложенное может рассматриваться как краткий алгоритм работы схемы на рис 3.13, а безотносительно к аппаратной реализации: в качестве контактов-ключей В, Ни других могут использоваться различные технические средства.

Логические и вычислительные операции в реальном времени может выполнять программированный логический контроллер (ПЛК). Выпускаются и считаются вполне рентабельными ПЛК с 5—10 дискретными входами/ выходами, заменяющие всего несколько реле. Кроме того, ПЛК может выполнять много других необходимых в современных технологических структурах функций: обеспечивать работу привода в общей информационно-управляющей сети предприятия с визуализацией выполняемых операций, использоваться для диагностики неисправностей и т.д. [5].

Программируемые логические контроллеры, выпускаемые в различных форматах (малые, средние и мощные ПЛК), стали универсальным и весьма эффективным современным средством автоматизации технологических процессов и управления электроприводами, обслуживающими технологические процессы,

3.5.2. Регулирование скорости изменением магнитного потока

Схема включения двигателя для регулирования скорости изменением магнитного потока приведена на рис. 3.14. Будем полагать, что якорная цепь двигателя без каких-либо добавочных резисторов подключена к источнику с напряжением Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru а цепь возбуждения питается от усилителя-возбудителя В (рис. 3.14) или в простейшем случае оттого же источника через добавочный резистор. Электрические машины общего назначения рассчитаны таким образом, что номинальному току возбуждения соответствует магнитный поток на колене кривой намагничивания. Типичная усредненная кривая намагничивания для ряда машин показана на рис. 3.15. Так как Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru соответствует допустимому нагреву обмоток возбуждения, то при регулировании скорости в условиях продолжительной работы ток возбуждения можно только уменьшать.

Электромеханические и механические характеристики двигателя при ослаблении поля показаны на рис. 3.16, а, б (нерабочие участки изображены штриховыми линиями). Скорость идеального холостого хода Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru растет с уменьшением потока. Так как ток короткого замы-

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

кания не зависит от степени ослабления поля, все электромеханические характеристики пересекаются в одной точке Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru (следует пом-

нить, что ток короткого замыкания для машин общего назначения может во много раз превосходить допустимый). Момент короткого замыкания Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru уменьшается с уменьшением потока (рис. 3.16, б).

Произведем оценку регулирования изменением магнитного потока.

1. Регулирование скорости при Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru однозонное — вверх от основной скорости. Это главный недостаток способа, существенно ограничивающий область его применения. Способ обычно применяется в сочетании с другими, позволяющими регулировать скорость вниз от основной. Стабильность скорости относительно высокая — характеристикижесткие (следует помнить, что Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru ).

2. Диапазон регулирования скорости может быть значительным —до (3+4): 1.

3. Регулирование скорости плавное, можно получить характеристики,расположенные как угодно близко друг к другу.

4. В связи с тем что регулирование скорости при Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru достигаетсяуменьшением магнитного потока, Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru на искусственных характеристиках (линия со штриховкой на рис. 3.16, б). Из уравнения(3.4), в котором Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru следует:

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

или

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

т.е. при данном способе регулирования неизменна допустимая мощность, снимаемая с вала машины на искусственных характеристиках.

5. Простота реализации рассматриваемого способа регулирования иотсутствие дополнительных элементов в силовой цепи, в которых рассеивается энергия, делают способ весьма эффективным с экономической

точки зрения: регулирование не сопровождается дополнительными потерями энергии.

6. Капитальные затраты на регулирование также весьма низкие, что связано с малой мощностью цепи возбуждения, которая на 1,5—2 порядка меньше, чем мощность двигателя.

3.5.3. Регулирование скорости изменением напряжения на якоре

Схема электропривода, обеспечивающая регулирование напряжения на якоре, показана на рис. 3.17, о. Этот способ.регулирования предполагает использование силового управляемого преобразователя УП, установленная мощность которого не меньше мощности двигателя. Из уравнений (3.4) и (3.5) следует, что при изменении U (в данном случае ЭДС преобразователя Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru ) пропорционально изменяется лишь Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru а Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru не зависит от Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru т.е. семейство искусственных характеристик при Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru — параллельные прямые с наклоном несколько большим, чем у естественной характеристики двигателя, поскольку Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru сопротивление преобразователя), — рис. 3.17, б; предполагается, что УП имеет двустороннюю проводимость.

Уравнения характеристик при входном напряжении Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru равном

напряжению задания Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

и

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

где Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru — коэффициент передачи УЯ.

Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

Свойства У77 оказывают влияние на вид характеристик. Так, при использовании преобразователей с односторонней проводимостью Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru характеристики располагаются лишь в I и IV квадрантах.

Для Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru выполненных в виде управляемых выпрямителей на полупроводниковых элементах (тиристорах), при малых токах характерен режим прерывистых токов, что проявляется в изменении жесткости характеристик в этой зоне.

Проведем оценку рассматриваемого способа регулирования скорости.

1. Регулирование однозонное, вниз от основной скорости.

2. Диапазон регулирования в разомкнутой структуре (8 +10): 1, стабильность скорости достаточно высокая.

3. Регулирование плавное.4. Регулирование координат в разомкнутых структурах - student2.ru

5. Способ экономичен в эксплуатации, поскольку не используются дополнительные резисторы, рассеивающие энергию. Кроме того, как будетпоказано ниже, при управлении напряжением удается существенно снизить потери энергии в переходных процессах и обеспечить наиболее благоприятное их протекание.

6. Капитальные затраты определяются типом используемого управляемого преобразователя. Следует отметить, что при управлении напряжением отпадает необходимость в пусковых и тормозных резисторахс соответствующей коммутационной аппаратурой. Способ часто используется в сочетании с ослаблением поля и является основным при построении замкнутых структур электропривода.

Наши рекомендации