Номинальный режим. Допустимые значения координат

Рассматривая свойства и режимы электроприводов постоянного тока, мы интересовались лишь общими соотношениями и главными соразмерностями, не обращая внимания на реализуемость тех или иных режимов, на технические ограничения, играющие решающую роль в любых практических задачах.

Далее мы рассмотрим кратко определение допустимых значений основных координат — тока, момента, скорости.

В основе всех этих оценок лежат номинальные данные двигателя, указываемые обычно на заводском шильдике или в паспорте двигателя. К таким данным для двигателей, предназначенных для работы в продолжительном режиме, относятся номинальные напряжение Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru мощность на валу Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru кВт; частота вращения

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru об/мин Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru напряжение возбужде-

ния Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru В; ток возбуждения Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru (для двигателей независимого воз-

буждения), момент инерции Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru исполнение двигателя Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru Дру-

гие сведения обычно в паспорте не приводятся.

Номинальные данные соответствуют одной точке в плоскости Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru с допустимыми и благоприятными значениями всех основных величин в оговоренном (в нашем случае, продолжительном) режиме, хотя в действительности электропривод работает в любых точках и совсем не при номинальных данных.

Номинальные данные используются для построения основных -естественных — характеристик двигателя, служащих, как отмечалось ранее, основой для получения искусственных характеристик при регулировании координат.

В электроприводах с двигателями независимого возбуждения все механические и электромеханические характеристики —• прямые линии, и для их построения достаточно двух точек, например точки идеального холостого хода Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru и номинального режима Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru Две из указанных координат Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru должны быть опреде-

лены по номинальным данным, причем Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru и

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru т.е. нужно знать величину Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru Для ее определения

удобно воспользоваться уравнением (3.4) с номинальными величинами, откуда получим

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

здесь неизвестно сопротивление якорной цепи Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru — обмотки якоря, щеточного контакта, дополнительных обмоток, если они используются.

Лучше всего иметь надежную оценку Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru однако часто это связано с трудностями. Тогда прибегают к грубой (иногда очень грубой) оценке, построенной на предположении, что половина номинальных потерь Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru — это потери в меди обмотки:

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

откуда

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

Номинальный электромагнитный момент Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru определенный как

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

больше номинального момента на валу

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

на величину Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru что следует иметь в виду при расчетах.

Естественные характеристики двигателей последовательного возбуждения, как отмечалось, строятся с использованием универсальных характеристик в относительных величинах.

Относительные величины часто удобны и в обращении с двигателями постоянного тока независимого возбуждения. Так, приняв за базовые величины Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru получим

после простых преобразований

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

и

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

где все относительные величины определены как

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

Тогда, приняв Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru получим

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

или при Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru (при номинальном токе)

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

Последнее соотношение позволяет очень просто строить характеристику при заданном Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru или, наоборот, определять Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru если известна характеристика.

Отметим здесь, что обычно относительное сопротивление собственно якорной цепи очень невелико: Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru = 0,02 •*- 0,05, и жесткость естественной характеристики Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru весьма высокая: Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru - (-50) + (-20).

Рассмотрим теперь допустимые (безопасные) пределы изменения основных координат.

Напряжение ограничивается номинальным значением. В реверсивных электроприводах допускается на время реверса двухкратное превышение номинального значения.

Магнитный поток также ограничен номинальным значением, поскольку при его длительном превышении ток возбуждения, превышающий номинальный, может вызвать недопустимый перегрев обмоток. При форсировках — ускоренном нарастании магнитного потока — допустимо кратковременное двух- и трехкратное превышение номинального напряжения возбуждения.

Скорость по условиям механической прочности ограничена номинальным значением с небольшим (20 — 30 %-ным) допустимым превышением; специальные двигатели, предназначенные для работы с ослабленным полем, допускают трех- и четырехкратное превышение номинальной скорости.

Ток якоря — координата, определяющая надежность работы электропривода. В продолжительном режиме ток на всех скоростях не должен превышать номинального значения при независимом охлаждении двигателя — сплошные линии со штриховкой на рис. 3.10. В двигателях, охлаждаемых собственным вентилятором, в продолжительном режиме во избежание недопустимого перегрева необходимо снижать ток на 30 — 40 % при низких скоростях (штриховые кривые на рис. 3.10). Кратковременные (секунды) перегрузки по току ограничиваются условиями коммутации машины; допустимые перегрузки обычно не превышают Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru

вертикальные линии на рис. 3.10. Из изложенного следует недопустимость пуска электропривода постоянного тока (кроме микроприводов) прямым включением на номинальное напряжение.

Момент при полном потоке имеет те же ограничения, что и ток якоря.

Таким образом, зона допустимых значений

Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru сравнительно невелика, и рис. 3.10 дает о ней некоторое представление: внутренняя область относится к продолжительному режиму, внешняя — к кратковременным (секун Номинальный режим. Допустимые значения координат - student2.ru ды) перегрузкам.

Наши рекомендации