Характеристики и режимы при последовательном возбуждении

В электроприводах постоянного тока иногда используются двигатели с последовательным возбуждением, когда специально выполненная обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря (рис. 3.4).

Для двигателя последовательного возбуждения, как и для других двигателей постоянного тока, при питании якоря от источника напряжения Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru справедливы уравнения (3.4) и (3.5), однако если для двигателя независимого возбуждения поток не зависит от тока нагрузки, то для двигателя последовательного возбуждения поток является функцией тока нагрузки.

Зависимость Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru — характеристика намагничивания — не имеет

простого аналитического выражения, ее примерный вид изображен на рис. 3.5.

В первом приближении зависимость между скоростью двигателя и развиваемым им моментом в установившемся режиме можно найти в предположении, что поток возбуждения и ток в якоре двигателя связаны между собой линейной зависимостью (штриховая линия на рис. 3.5):

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

где Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru — коэффициент пропорциональности.

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

Тогда

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

где Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru — конструктивная постоянная двигателя, а поскольку

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

то

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

Таким образом, при сделанном допущении механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения изображается гиперболой (рис. 3.6); одной из ее асимптот является ось ординат, а другой — прямая, параллельная оси абсцисс,

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

Жесткость механической характеристики Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru двигателя последо-

вательного возбуждения переменна и возрастает с увеличением нагрузки.

Полученные уравнения дают лишь общее представление о характеристиках электропривода с двигателем последовательного возбуждения, так как в действительности магнитная система машины насыщена и кривая намагничивания весьма далека от прямой. Поэтому в практических целях обычно пользуются универсальными характеристиками для серии

машин (рис. 3.7), построенными в относительных величинах Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru — номинальные величины двигателя, Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

Электропривод с двигателем последовательного возбуждения при Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru может работать в тех же энергетических режимах, что и привод

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

с двигателем независимого возбуждения, за исключением режима идеального холостого хода и генераторного режима параллельно с сетью (рекуперативное торможение), поскольку при нагрузке, стремящейся к нулю, к нулю стремится и магнитный поток, ось Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru — асимптота механической характеристики.

Некоторые особенности при последовательном возбуждении имеет режим динамического торможения. Если якорь вращающейся машины отключить от источника напряжения и замкнуть на внешний резистор (рис. 3.8, схема слева), то под действием потока остаточного магнетизма Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru в проводниках якоря возникнет некоторая ЭДС Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru которая вызовет в замкнутой цепи ток. Этот ток, протекая по обмотке возбуждения в обратном против исходного направлении, размагнитит машину Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru и тормозного момента создано не будет.

Для того чтобы получить тормозной момент, ток, созданный Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru должен протекать в том же, что и раньше, направлении, усиливая магнитный поток, т.е. создавая самовозбуждение. Это условие выполнится, если при переходе на режим торможения переключить обмотку возбуждения, как показано на рис. 3.8, схема справа.

Ток, создаваемый увеличивающейся ЭДС, изменит знак, момент будет направлен против движения, т.е. станет тормозным.

Работа машины постоянного тока с самовозбуждением возможна лишь при определенных условиях, а именно при таких значениях скорости и сопротивления Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru цепи якоря, чтобы имело место равенство

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

Существованию этого равенства отвечает наличие точки пересечения кривых Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru (при данной скорости) и прямой Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru рис. 3.9, а. Очевидно, что чем больше R, тем при большей скорости произойдет самовозбуждение машины.

. Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

Наименьшая скорость, при которой машина может самовозбуждаться, будет при добавочном сопротивлении Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru т.е. при замкнутой накорот-

ко якорной цепи машины.

Построение механической характеристики в режиме динамического торможения при самовозбуждении можно произвести, исходя из уравнения баланса мощностей.

Мощность, развиваемая двигателем в режиме динамического торможения, целиком рассеивается в сопротивлениях якорного контура, т.е.

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

откуда

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru

Зная Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru и задаваясь током Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru по универсальной характеристике определяют соответствующий этому току момент Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru вычисляют скорость Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru и т.д. Характер зависимости Характеристики и режимы при последовательном возбуждении - student2.ru в тормозном режиме при самовозбуждении

изображен на рис. 3.9, б.

В электроприводах постоянного тока иногда используются двигатели смешанного возбуждения, имеющие две обмотки возбуждения, одна из которых включена последовательно в якорную цепь, а другая имеет независимое питание.



Наши рекомендации