Основы механики электропривода

Уравнение движения

Рассмотрим самую простую механическую систему, состоящую из ротора двигателя и непосредственно связанной с ним нагрузки — рабочего органа машины (рис. 2.1). Система вполне реальна: именно так реализована механическая часть ряда насосов, вентиляторов, многих других машин. Далее в § 2.3 показано, что к такой модели может быть приведена механическая часть большинства электроприводов, рассматриваемых в курсе.

Будем считать, что к системе на рис. 2.1 приложены два момента — электромагнитный момент основы механики электропривода - student2.ru , развиваемый двигателем, и статический момент основы механики электропривода - student2.ru , создаваемый нагрузкой, а также потерями в механической части (трение); каждый момент имеет свое значение и направление. Движение системы определяется вторым законом Ньютона:

основы механики электропривода - student2.ru

где основы механики электропривода - student2.ru — угловая скорость; основы механики электропривода - student2.ru — суммарный момент инерции. Правая часть уравнения (2.1) — динамический момент основы механики электропривода - student2.ru

Он возникает, если алгебраическая сумма моментов основы механики электропривода - student2.ru и основы механики электропривода - student2.ru отлична от нуля; знак динамического момента и его значение определяют ускорение.

Режимы, при которых основы механики электропривода - student2.ru , т.е. моменты основы механики электропривода - student2.ru равны и противоположно направлены, называют установившимися или статическими, им соответствует основы механики электропривода - student2.ru в том числе основы механики электропривода - student2.ru

Режимы, когда основы механики электропривода - student2.ru , называют переходными или динамическими

(ускорение, замедление).

В уравнении (2.1) момент основы механики электропривода - student2.ru практически полностью определяется свойствами нагрузки, а момент М, который можно принять за независимую переменную, формируется двигателем. Скорость со — зависимая переменная; основы механики электропривода - student2.ru определяется в динамических режимах решением (2.1) для любых конкретных условий, а в статических режимах находится из условия

основы механики электропривода - student2.ru основы механики электропривода - student2.ru

Механические характеристики

Моменты основы механики электропривода - student2.ru и основы механики электропривода - student2.ru в (2.1) могут зависеть от времени, от положения, от скорости. Наиболее интересна и важна связь моментов основы механики электропривода - student2.ru и основы механики электропривода - student2.ru со скоростью основы механики электропривода - student2.ru Зависимости основы механики электропривода - student2.ru и основы механики электропривода - student2.ru называют механическими характеристиками соответственно двигателя и нагрузки (механизма). Механические характеристики будут служить очень удобным и полезным инструментом при анализе статических и динамических режимов электропривода.

Поскольку как моменты, так и скорость могут иметь различные знаки, механические характеристики могут располагаться в четырех квадрантах плоскости основы механики электропривода - student2.ru Квадранты принято нумеровать римскими цифрами

I—IV, начиная с правого верхнего против часовой стрелки, как показано на рис. 2.2. Там же приведены характеристики асинхронного двигателя (М) и центробежной машины основы механики электропривода - student2.ru

основы механики электропривода - student2.ru Знаки величин определяют, принимая одно из направлений движения за положительное, например по часовой стрелке + или вверх + и т.п. Моменты, направленные по движению (движущие), имеют знак, совпадающий со знаком скорости (участок скорость идеального холостого хода основы механики электропривода - student2.ru — момент короткого замыкания основы механики электропривода - student2.ru характеристики

двигателя); моменты, направленные против движения (тормозящие), имеют знак, противоположный знаку скорости (остальные участки характеристик).

Моменты принято делить на активные и реактивные.

Активные моменты могут быть как движущими, так и тормозящими, их направление не зависит от направления движения: момент, созданный электрической машиной (М на рис. 2.2), момент, созданный грузом, пружиной и т.п. Соответствующие механические характеристики могут располагаться в любом из четырех квадрантов.

Реактивные моменты — реакция на движение, они всегда направлены против движения, т.е. всегда тормозящие: момент от сил трения, момент, создаваемый центробежной машиной ( основы механики электропривода - student2.ru на рис. 2.2) и т.п. Механические характеристики всегда располагаются во втором и четвертом квадрантах.

Механические характеристики принято оценивать их жесткостью основы механики электропривода - student2.ru Они бывают (рис. 2.3) абсолютно жесткими основы механики электропривода - student2.ru , абсолютно мягкими основы механики электропривода - student2.ru , могут иметь отрицательную основы механики электропривода - student2.ru или положительную основы механики электропривода - student2.ru жесткость.

основы механики электропривода - student2.ru Механические характеристики двигателя и нагрузки, рассматриваемые совместно, позволяют очень просто определить координаты — скорость и моменты — в установившемся (статическом) режиме основы механики электропривода - student2.ru и основы механики электропривода - student2.ru Действительно, если отразить зеркально относительно оси скорости характеристику основы механики электропривода - student2.ru (рис. 2.4, а), то точка основы механики электропривода - student2.ru пересечения отраженной кривой основы механики электропривода - student2.ru с характеристикой двигателя Л/ определит установившийся режим, поскольку выполнится условие основы механики электропривода - student2.ru или основы механики электропривода - student2.ru , отрезки АВ и ВС будут равными.

Легко видеть, что здесь мы выполнили одну операцию — перенесли основы механики электропривода - student2.ru из второго квадранта в первый. Эту операцию можно исключить, если записать уравнение движения (2.1) в виде

основы механики электропривода - student2.ru

где знак « - » перед основы механики электропривода - student2.ru и означает зеркальный перенос характеристики нагрузки (рис. 2.4, б). Этот прием традиционно используется в электроприводе, т.е. вместо общей и, конечно, правильной записи (2.1) применяют измененную форму (2.2), помня, что это лишь удобный прием, при котором установившийся режим получается при простом пересечении характеристик основы механики электропривода - student2.ru

Далее характеристика основы механики электропривода - student2.ru всегда будет строиться отраженной от

оси ординат, знаки основы механики электропривода - student2.ru будут опускаться, а уравнение движения приобретет вид

основы механики электропривода - student2.ru

Координаты установившегося режима основы механики электропривода - student2.ru определяют мощ-

ность на валу машины в установившемся режиме в рассматриваемый момент времени:

основы механики электропривода - student2.ru

Мощность может быть положительной, т.е. переданной с вала машины механизму (двигательный режим), или отрицательной, т.е. полученной машиной от механизма, когда момент машины и скорость имеют разные знаки (тормозной режим).

Если в некотором промежутке времени основы механики электропривода - student2.ru рабочая точка в плоскости основы механики электропривода - student2.ru занимает несколько положений, т.е. электропривод работает в нескольких установившихся режимах, механическую энергию, переданную нагрузке (положительную) или полученную от нагрузки (отрицательную), можно определить как

основы механики электропривода - student2.ru

индекс «уст» здесь опущен, так как установившихся режимов может быть сколько угодно, и основы механики электропривода - student2.ru — любая функция времени.

Механические характеристики двигателя и нагрузки позволяют определить, будет ли статически устойчив установившийся режим, т.е. вернется ли система после действия любого случайного возмущения к исходному статическому состоянию — рис. 2.5, а, или не вернется — рис. 2.5, б.

В первом случае (рис. 2.5, а) показано, что любое случайное, например, снижение скорости основы механики электропривода - student2.ru сопровождается преобладанием

движущего момента основы механики электропривода - student2.ru над тормозящим основы механики электропривода - student2.ru и равновесие восстанавливается, система возвращается в исходное состояние. Во втором случае (рис. 2.5, б) такое же случайное изменение скорости приводит к преобла-

основы механики электропривода - student2.ru

данию тормозящего момента и равновесие не восстанавливается — система статически неустойчива.

Механические характеристики будут важным и очень эффективным средством в решении многочисленных несложных задач динамики электропривода, рассматриваемых в гл. 5.

Наши рекомендации