Вопрос 4. Методы управления конфликтами в коллективе.

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Прежде чем приступить к разрешению конфликта, менеджер исследует обстановку и определяет причину конфликта, цели конфликтующих, сферы сближения, субъекты конфликта.

Таблица 2

Шкала глубины конфликта

Стороны осознают причину конфликта 1 2 3 4 5 Стороны не осознают причину конфликта
Причина конфликта имеет эмоциональный характер 1 2 3 4 5 Причина конфликта имеет материальный (служебный) характер
Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости 1 2 3 4 5 Цель конфликтующих — получение привилегий
Есть общая цель, к которой стремятся все 1 2 3 4 5 Общей цели нет
Сферы сближения выражены 1 2 3 4 5 Сферы сближения не выражены
Сферы сближения касаются эмоциональных проблем 1 2 3 4 5 Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем
Лидеры мнений не выделяются 1 2 3 4 5 Замечено влияние лидеров мнений
В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения 1 2 3 4 5 В процессе общения оппоненты не придерживаются норм общения

35-40 баллов — конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию; 25-34 балла указывают на колебания в отношениях конфликтующих; менее 24-х баллов говорит о случайности возникшего конфликта.

Вопрос 4. Методы управления конфликтами в коллективе. - student2.ru
Варианты поведения менеджера представлены треугольником, на вершинах которого обозначаются роли субъекта и тактика его деятельности.

Рис. 2. Варианты поведения менеджера

Вопрос 4. Методы управления конфликтами в коллективе. - student2.ru
35-40 баллов — обвинителя; 25-34 — консультант; менее 24 баллов — воспитатель. В первом случае для разрешения конфликта прибегают главным образом к административным мерам, во втором — к психологическим, в третьем — к педагогическим.

Рис. 3. Способы разрешения конфликта

Среди методов управления конфликтами выделяют:

· внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность

· структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов

· межличностные методы или стили поведения в конфликте

· переговоры

· ответные агрессивные действия — эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ методы заключаются в умении правильно прогнозировать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

СредиСТРУКТУРНЫХ методов выделяют следующие:

1. Разъяснение требований к работе — реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций, распределения прав и ответственности по уровням управления.

Координационные механизмы.

3. Организационные цели —идея, заложенная в эти цели, — направить усилия всех участников к достижению общей цели.

4. Система вознаграждений — важно, чтобы благодарности, премии, повышение по службе не поощряли неконструктивное поведение.

Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются ПЕРЕГОВОРЫ, которые выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления.

Переговоры — это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия.

Таблица 3

Возможности переговоров в зависимости от этапа развития конфликта

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ
напряженность, несогласие переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились
соперничество, враждебность переговоры рациональны
агрессивность переговоры с участием третьей стороны
насилие, военные действия переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия

Наши рекомендации