Тема 5. Организация внедрения управленческих нововведений

Восприятие нововведения в организациях. Инерция поведения иорганизационный консерва­тизм. Различные концептуальные подходы к внедрению управленческих нововведений. Основные эта­пы (фазы) процесса внедрения управленческого нововведения. Оценка подготовленности организации к внедрению нововведения. Разработка и реализация программы внедрения. Контроль за ходом реализации программы и модификация управленческого ново- введения. Преодоление сопротивления и институционализация нововведения. Создание системы стимулирования управленческих нововведений. Орга­низационные перестройки и служба внутренних консультантов. Стратегии инновационного развития. Центральная инновационная стратегия и государственная политика в инновационной области. Средства инновационной стратегии государства. Стимулирование инновационных процессов. Роль специалистов-экспертов в инновационном развитии. Полевые организационные эксперименты как способ внедрения управленческих нововведений.

Тема 6. Методический аппарат организационного развития

Организационное развитие как задача организационных изменений ("клинический подход»). Понятие "агента изменения", содержание и основные этапы его деятельности. Виды базовых систем в организа­ционном развитии, стратегии изменения и концепция "ролей вмешательства". Парные и групповые тех­ники в организационном развитии. "Лабораторная подготовка" как метод оргразвития: тренировка чув­ствительности, формирование команд и группы инструментального обучения как методы улучшения отношений в организации. Понятие о "фасилитаторе" и его функциях. "Управленческая матрица" как инструмент оргразвития. Метод конфронтации и процесс анализа ролей. Межгрупповые встречи и консультиро­вание по процессу в решении проблем организации. Обследование с обратной связью, параллельная организация и лаборатория планирования карьеры как средство повышения эффективности организа­ции. Метод "кейсов" (анализ конкретных проблемных ситуаций, требующих рассмотрения, расследова­ния или действия государственного учреждения). Управленческие (организационно-деятельностные) деловые игры как метод анализа и решения организационных проблем.

Тема 7. Социотехнические методы в организационном развитии

Метод рассредоточенных постепенных изменений ("инкрементализм") в организационном раз­витии. "Анализ политики" в процессах принятия решений о нововведениях. Всесторонние стратегии и программы организационного развития. Системы стратегического планирования и управления. Внедре­ние управленческих информационных систем. Организация управления по результатам. Социотехни­ческие конструкции и критерии социотехнической оптимизации. Создание автономных рабочих групп. Условия перехода к управлению, основанному на участии. Основные этапы трансформации организа­ции. Командное программно-целевое управление. Внедрение кружков по контролю качества. Програм­мы изменения и "обогащения содержания" труда. Проекты улучшения "качества рабочей жизни".

Тема 8. Управление конфликтами и развитие организации.

Управленческий нововведения как источник конфликтов на микро- и макроуровнях. Внутриорганизационные конфликты. Конфликты между организациями. Геополитические конфликты инноваци­онного процесса. Сетевая модель организации и динамика сети. Силовые отношения в организациях. Деловые ("инструментальные") и социоэмоциональные отношения. Отношения при ведении перегово­ров. Стратегии организационных изменений. Виды конфликтов и рамки вмешательства. Консультаци­онный подход и программы по осуществлению вмешательства. Оценка проблем. Анализ динамики си­туации. Определение целей, задач и стратегии. Сбор информации. Установление первичных контактов. Заключение рабочего соглашения (контракта). Формирование рабочей системы и управление её дейст­виями. Осуществление вмешательства в конфликт. Оценка результатов. Стабилизация достигнутых из­менений. Прекращение рабочих отношений.

Наши рекомендации