Последовательность открытия основного парашюта

- Парашютист вытаскивает правой рукой и выбрасывает в поток «вытяжной парашют».

- «Вытяжной парашют» подхватывается потоком и расчековывает ранец.

- Клапаны ранца раскрываются, вытяжной парашют вытягивает из контейнера камеру основного парашюта, стропы выходят из резиновых сот, камера расчековывается, основной парашют выходит из камеры и начинает наполняться.

- Поток воздуха попадает в слайдер, слайдер удерживает купол от резкого раскрытия и постепенно сползает вниз по стропам

- После полного раскрытия парашютист расчековывает стропы управления, осматривает парашют по схеме (НАПОЛНЕН, УСТОЙЧИВ, УПРАВЛЯЕМ) и начинает управляемое снижение.

КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПАРАШЮТА ТИПА "КРЫЛО"

Парашют типа "крыло" представляет собой сшитые вместе два полотнища, разделенные вертикальными перегородками, нервюрами, на сопла. Пара сопел образует секцию. Купола бывают 7-ми, 9-ти и 11-ти секционные. Студенческие и большинство спортивных парашютов девятисекционные. 7-ми и 11-ти секционные купола имеют специальное назначение, их мы здесь рассматривать не будем.

Каждая нервюра пришита к верхней и нижней оболочкам. Часть нервюр усилены и несут нагрузку. При наполнении воздухом сопла образуют полужесткое крыло с верхней и нижней поверхностями и аэродинамическим профилем. Стропы и нервюры сохраняют профиль купола в процессе полета парашюта. Крайнее правое и левое сопло имеют стабилизаторы, "уши".

Купол имеет четыре ряда строп и стропы управления, прикреплённые к задней кромке (к хвосту). Все стропы разделены на четыре группы, каждая группа строп продета в одно из колец слайдера. Группы строп крепятся к свободным концам подвесной системы, которых также четыре.

последовательность открытия основного парашюта - student2.ru

Слайдер представляет собой прямоугольник из ткани с четырьмя кольцами по углам. Он служит для упорядочивания и торможения раскрытия. При раскрытии поток воздуха прижимает слайдер к нижней оболочке купола, в то же время воздух, попадая в сопла, начинает наполнение парашюта. Далее по мере наполнения купола поток воздуха ослабевает и слайдер сползает по стропам вниз. Таким образом, обеспечивается наиболее мягкое раскрытие без рывков и чрезмерных перегрузок.

На концах строп управления находятся петли, клеванты. При укладке купола клеванты зачековывают на задних свободных концах. Там же они находятся после раскрытия парашюта. После расчековки строп управления, нельзя выпускать клеванты из рук.

Парашют типа крыло, полностью оправдывая свое название, работает по тем же принципам, что и крылья самолета, т.е. использует набегающий поток воздуха для создания подъемной силы. Соответственно, подчиняется тем же законам аэродинамики, что и обычные крылья.

последовательность открытия основного парашюта - student2.ru

Как же работает крыло, откуда берется подъемная сила?

Профиль крыла образован двумя поверхностями: верхней и нижней. Верхняя поверхность более выгнута, нижняя – менее. При движении, крыло разрезает воздух, и поток, огибающий крыло сверху, проходит более длинный путь, чем нижний. Поэтому воздух, находящийся над крылом, становится более разрежённым, а воздух под крылом остается той же плотности. Возникает разница давлений, которая и толкает крыло вверх. Чем быстрее крыло двигается вперед, тем сильнее становится поток, увеличивается разница давлений и, соответственно, возрастает подъемная сила.

В зависимости от того, как, под каким углом и с какой скоростью воздушный поток обтекает поверхность крыла, различают множество режимов работы крыла: планирование, парашютирование, свал и другие.

последовательность открытия основного парашюта - student2.ru

Рис.4. Устройство парашюта типа крыло

О режимах работы парашюта речь пойдет ниже, а сейчас стоит запомнить главное отличие купола типа крыло от обычного, круглого парашюта. Это значительная горизонтальная скорость. Если круглый парашют работает, грубо говоря, как парус и просто замедляет падение, то парашют типа крыло способен преодолевать довольно большие расстояния и дает широкую свободу маневра.

Горизонтальной и вертикальной скоростью парашюта типа крыло можно управлять, натягивая или отпуская стропы управления. Чем сильнее натянуты стропы управления, тем медленнее парашют летит вперед. Вертикальная и горизонтальная скорости крыла обратно пропорциональны. Иными словами, чем медленнее крыло летит вперед, тем быстрее оно летит вниз и наоборот. Это основной принцип, который следует запомнить в первую очередь. Разумеется, все несколько сложнее, и в седьмом разделе книги мы еще раз затронем эту тему.

Если натягивать только одну стропу управления, то парашют будет разворачиваться в соответствующую сторону. Чем сильнее натянута стропа, тем быстрее происходит разворот. Быстрый разворот означает также потерю горизонтальной скорости и, соответственно, потерю высоты. Не стоит энергично разворачивать купол низко над землей.

Горизонтальная скорость всегда измеряется относительно воздуха, из-за того, что ветер изменяет горизонтальную скорость парашюта относительно земли. Чтобы лучше понять это, можно сравнить парашют с лодкой, плывущей в реке с сильным течением. Если плыть против течения, то скорость лодки относительно берега будет медленной, если плыть по течению, то быстрой. Также и парашют, летящий против ветра, будет двигаться относительно земли медленнее, чем парашют, летящий по ветру, хотя относительно воздуха их скорость будет одинакова.

Чтобы внести ясность, о какой горизонтальной скорости идет речь, различают воздушную скорость и путевую. Воздушная - это скорость относительно воздуха, путевая - относительно земли.

Свободно летящий купол студенческого парашюта развивает воздушную скорость 8-9,5 метров в секунду и скорость снижения около 2,5 метра в секунду. Таким образом, даже при полностью отпущенных стропах управления, если приземляться против ветра, скорость будет безопасной. При полностью натянутых стропах управления купол практически не летит вперед, и падает со скоростью 7 метров в секунду.

СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР

Страхующий прибор (AAD Automatic Activation Device) - это устройство, единственной задачей которого является спасение жизни парашютиста. Приборы бывают разной конструкции и отличаются алгоритмом работы, но основной принцип у всех одинаков: принудительное открытие запасного парашюта на заданной высоте.

Наиболее известны приборы CYPRES, ASTRA, VIGIL. Однако наиболее распространенным на сегодняшний день является CYPRES. Именно CYPRES используется в студенческих системах в нашем клубе, поэтому именно о нем и пойдет речь далее.

СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР CYPRES

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

"CYPRES" ("Сайпрес"), название прибора является аббревиатурой слов "Кибернетическая Система Раскрытия Парашюта" (Cybernetic Parachute Release System). Несмотря на кажущуюся простоту, прибор является сложным и полностью автономным электронным устройством. Существуют три версии прибора, "Студент", "Эксперт" и "Тандем", как нетрудно догадаться, для студентов, опытных парашютистов и тандемов соответственно. Они различаются только программой, алгоритмом работы и цветом кнопки включения: желтый, красный и синий соответственно.

Обращаться с CYPRES очень просто - достаточно включить его один раз утром, прибор настроится и будет в течение всего дня работать самостоятельно.

При включении прибор протестирует сам себя, измерит атмосферное давление и перейдет в режим нормальной работы. После этого о нем, в принципе, можно и забыть, хотя, разумеется, проверять его состояние визуально перед каждым прыжком не будет лишним, а для студентов такая проверка обязательна.

Только превышение скорости 13 м/с (25 м/с для версии "Эксперт") на высоте ниже 225 метров приведет к тому, что CYPRES вступит в работу. В этой ситуации CYPRES раскроет запасной парашют приблизительно за 4,5 секунды до падения на землю.

КОМПОНЕНТЫ ПРИБОРА

«CYPRES» состоит из самостоятельно тестирующегося микропроцес­сорного прибора, контрольной панели, при помощи которой производится управление, и пиропатрона.

последовательность открытия основного парашюта - student2.ru

ПРИНЦИП РАБОТЫ CYPRES

При включении прибор проходит процедуру самотестирования и измеряет атмосферное давление. Пока CYPRES включен, он постоянно следит за изменениями давления и, если это необходимо, автоматически вводит поправки в соответствии с изменением погоды. Очень тонкая регулировка помогает определению точной высоты работы прибора и активации пиропатрона в случае наступления соответствующих условий.

Прибор содержит специально запрограммированный микропроцессор, который способен в режиме реального времени вычислять высоту и скорость снижения парашютиста на основании изменения атмосферного давления. Постоянно отслеживая эти данные, процессор формирует определенные значения, на основании которых автоматика принимает решения. Если определено, что парашютист находится в опасной ситуации (быстро снижается на малой высоте), то прибор подаст импульс в пиропатрон.

Пиропатрон является полностью независимым от конструкции ранца, так как он не выдергивает шпильку запасного парашюта, а просто перерезает петлю зачековки отсека внутри ранца ПЗ с помощью резака, который приводится в действие пороховым зарядом.

Система открытия CYPRES имеет следующие преимущества:

• Ранец ПЗ может быть открыт двумя различными способами. Один способ используется парашютистом - выдергивание кольца ПЗ, второй способ - когда CYPRES перерезает петлю зачековки ПЗ.

• Единственными механическими частями в приборе является болт-резак в пиропатроне и кнопка управления. Все остальные части прибора являются электронными.

• Весь прибор находится внутри ранца ПЗ, что практически устраняет возможность механических повреждений и загрязнений.

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ

CYPRES работает от батареи, которая рассчитана на его работу в течение 2-х лет. После включения прибора, он производит самостоятельное тестирование, во время которого показывает цифры с 9999, быстро уменьшающиеся до 0. Этот отсчет прерывается примерно на три секунды в диапазоне от 6900 до 5700. Это и есть напряжение батареи. Например, если остановка произошла на 6300, то это значит, что действительное напряжение батареи равно 6,3 вольта.

Если батарея неисправна или ее напряжение ниже необходимого, CYPRES определит это самостоятельно. Тогда, в конце проверки CYPRES остановится, покажет на дисплее код ошибки 8999 или 8998 и не перейдет в рабочий режим. Это показывает, что данная батарея не пригодна для дальнейшего использования.

CYPRES "СТУДЕНТ"

У версии CYPRES "Студент" кнопка включения контрольной панели желтого цвета с надписью "Student". Его пиропатрон срабатывает в случае, если скорость снижения превысит 13 м/с. Высота срабатывания различная. В случае скорости снижения равной скорости свободного падения, высота срабатывания приблизительно 225 м. Однако, если скорость снижения меньше скорости свободного падения, но все еще больше 13 м/с (такое может произойти при частично открытом куполе), тогда CYPRES "Студент" включит пиропатрон, когда высота снизится до 305 м. над уровнем земли. В этом случае у студента будет немного больше времени, чтобы приготовиться к приземлению.

Если вы не прыгнули и снижаетесь в летательном аппарате, обязательно выключите CYPRES "Студент"! Берегите труд укладчиков.

Помните, что можно превысить скорость 13 м/с. и под полностью наполненным куполом. Не стоит закладывать резкие виражи на высоте ниже 300 метров.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ CYPRES

последовательность открытия основного парашюта - student2.ru

Кнопка на контрольной панели должна нажиматься только пальцем. Во избежание повреждений кнопки, не используйте, пожалуйста, для нажатий острые предметы. Нажатие должно быть коротким и производиться в центр кнопки (похожее на "клик").

Кнопка контрольной панели является для пользователя единственным способом управления прибором. Используя ее можно выполнять следующие четыре операции:

- Включение

- Выключение

- Увеличение высоты коррекции

- Уменьшение высоты коррекции

ВКЛЮЧЕНИЕ CYPRES

CYPRES, включается короткими нажатиями на кнопку четыре раза. Первым нажатием кнопки начинается процедура включения. Примерно через секунду загорится красная лампочка. Как только это произойдет, нужно немедленно нажать кнопку еще раз. Эту последовательность - немедленное нажатие кнопки после того, как загорелась красная лампочка - придется повторить еще два раза. После четвертого, общего по счету, нажатия Сайпрес переходит в рабочий режим.

последовательность открытия основного парашюта - student2.ru

Если Вы не нажали кнопку сразу после того, как загорелась красная лампочка или сделали это слишком рано, CYPRES будет игнорировать дальнейшие попытки включения. Придется дождаться, когда он выключится и попробовать снова - это очень легко, если удалось сделать хотя бы один раз.

Такая процедура включения путем четырех нажатий была разработана для того, чтобы предотвратить случайное включение.

После того как выполнена процедура включения, CYPRES переходит в режим самостоятельного тестирования. Сначала на дисплее появляется число 9999, которое затем начинает быстро уменьшаться до 0. Общее время тестирования занимает около 29 секунд и будет прервано три раза. Первая 3-х секундная пауза будет сделана в интервале между числами 6900 и 5700. Число, которое будет на дисплее во время этой паузы, показывает напряжение батареи (например, 6300 значит, что напряжение составляет 6,3 вольта). Вторая и третья паузы произойдут на числах 5000 и 100. Эти остановки выполняются исключительно по техническим причинам и для пользователя ничего не значат.

Во время самостоятельного тестирования CYPRES несколько раз замеряет атмосферное давление. Если прибор обнаружит, что результаты измерений сильно отличаются друг от друга, он решит, что возникла какая-то проблема и не перейдет в рабочий режим. В этом случае самостоятельное тестирование прерывается, и на дисплее появляется число 100.

При возникновении любых функциональных неисправностей CYPRES также прерывает самостоятельное тестирование и в течение 2-х секунд показывает на дисплее номер, являющийся кодом ошибки, после чего выключается.

После того, как самостоятельное тестирование завершено, или после того, как прибор был выключен вручную, он будет игнорировать любые попытки его включения или выключения в течение 1 секунды.

После того, как CYPRES включен, он находится в рабочем состоянии в течение 14 часов. По истечении этого времени он самостоятельно выключается. Кроме того, Вы можете выключить его сами в любое время.

Процедура выключения полностью идентична процедуре включения, производится четырьмя нажатиями кнопки, для предотвращения случайного выключения.

РАЗДЕЛ 3. ПОВЕДЕНИЕ НА ЛЕТНОМ ПОЛЕ, В ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ (ЛА), ОСОБЫЕ СЛУЧАИ И АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ С ЛА.

СТАНДАРТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Студент приходит на борт ЛА вместе со своим инструктором первыми, и покидают ЛА в числе крайних.

Проверка оборудования производится до посадки в ЛА и на высоте 3000 метров.

Нужно помнить и строго выполнять: самолёт следует обходить сзади, а вертолёт спереди.Посмотрите, где находятся опасно вращающиеся винты у самолета и вертолета, обходите их с обратной стороны.

Во время движения по аэродрому, регулярно осматривайтесь, чтобы вовремя заметить заходящих на посадку ЛА и парашютистов, не создавайте помеху их движению. Если Вы оказались на траектории садящегося ЛА, не надо метаться по полю в поисках спасения. Или продолжайте двигаться, увеличив скорость движения в том же направлении, или остановитесь, пилот сам примет решение садиться или уйти на второй круг.

- Во время подъема постарайтесь расслабиться, избавиться от ненужных волнений. Еще раз подумайте о том, что будете делать во время прыжка, посмотрите в иллюминатор, пообщайтесь с инструктором. Ясность мысли перед отделением - залог успешного прыжка.

- На высоте 3000 метров студент встает, надевает очки, шлем. После этого поворачивается к инструктору спиной и инструктор еще раз проверяет состояние парашютной системы.

- Когда ЛА находится на высоте прыжка, основной инструктор даёт студенту команду "приготовиться".

- По команде инструктора студент занимает своё место для отделения и убеждается, что основной и резервный инструкторы (упражнения 61-63), основной инструктор (упражнения 64-67) заняли свои места и готовы к отделению. Получив разрешающий сигнал (утвердительный кивок головы) от основного инструктора, студент начинает отсчёт перед отделением.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ В ЛА

- Находясь в ЛА, убедитесь, что втулка ВП, подушка отцепки, кольцо запасного парашюта находятся на своих местах.

- Затягивая ремни подвесной системы, старайтесь добиться симметричности обхватов. Закончив регулировку, попробуйте встать, поднять руки, прогнуться, подвесная система должна плотно обхватывать тело, но не должна мешать движениям. Не стесняйтесь просить помощи у инструктора.

- Если контейнер основного или запасного парашютов неожиданно расчековался (раскрылся), необходимо взять в руки всё, что выпало из ранца и ни в коем случае не подходить к открытым выходам.

- Если вытяжной парашют оказался за бортом, нужно немедленно покинуть ЛА, проверить раскрытие парашюта и быть готовым к отцепке основного парашюта.

- Если парашют зацепился за ЛА, следует немедленно отцепить основной парашют и ввести в действие запасной. Если отцепка невозможна, нужно сохранять спокойствие и ждать помощи из ЛА.

АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ С ЛА

Прерванный взлёт.Высота до 500 м. Надеть шлем и принять положение тела для аварийного приземления в ЛА (пригнуть голову к коленям, обхватить её обеими руками). Слушать и выполнять указания инструкторов и пилотов.

Высота 500-1000м. Рекомендуется использовать запасной парашют. Необходимо следовать указаниям инструкторов. Встать на обрез двери, взять двумя руками кольцо ПЗ, выпрыгнуть, немедленно выдернуть кольцо ПЗ.

Высота 1000-4000м. Отделение с двумя инструкторами, с одним основным инструктором или самостоятельно в зависимости от упражнения подготовки (с 61 по 67 упражнение). Использовать основной парашют.

В любой аварийной ситуации

студент должен неукоснительно следовать

указаниям инструкторов и пилотов!

РАЗДЕЛ 4. ПОДГОТОВКА К ОТДЕЛЕНИЮ, ОТДЕЛЕНИЕ

ОТДЕЛЕНИЕ В ДВЕРЬ (упражнения 61-63):

На высоте прыжка основной инструктор даёт команду приготовиться, резервный инструктор занимает своё место снаружи двери и придерживает студента за левый ножной обхват правой рукой.

- Студент встаёт на обрез двери: правая нога впереди, левая сзади; ноги согнуты в коленях, корпус расслаблен; правая рука на переднем обрезе двери и расслаблена; левая согнута в локте, голова прямо.

- Основной инструктор внутри ЛА придерживает студента за правый ножной обхват, а также за захват на рукаве.

- Студент смотрит на основного инструктора, получает сигнал "ОК" (кивок головы). Смотрит на резервного инструктора, получает сигнал "ОК".

- ГОЛОВА: Поднять подбородок вверх.

- Сохраняя прогиб в пояснице выполнить движения вверх-вниз и прогнувшись, отделиться от ЛА.

ЗАПОМНИТЬ:

ОСНОВНОЙ -> РЕЗЕРВНЫЙ -> ВВЕРХ->ВНИЗ

- > ОТДЕЛЕНИЕ- > ПРОГНУТЬСЯ

ОТДЕЛЕНИЕ В ДВЕРЬ(упражнения 64-66):

Студент делает то же самое, но с одним основным инструктором. Последовательность действий:

ПРИГОТОВИТЬСЯ -> ИНСТРУКТОР "ОК" ->

ВВЕРХ->ВНИЗ -> ОТДЕЛЕНИЕ- > ПРОГНУТЬСЯ

последовательность открытия основного парашюта - student2.ru

ОТДЕЛЕНИЕ ПОД ХВОСТ В ДВЕРЬ ИЛИ РАМПУ(упражнения 67):

- В дверь:Встать на обрез двери, левая нога впереди, получить сигнал "ОК" от основного инструктора, движение вверх-вниз– отделение – прогнуться.

- В рампу:Встать на край рампы, руки в положении свободного падения, получить сигнал "ОК" от основного инструктора. Выполнить движение вверх-вниз– отделение – прогнуться.

ЗАПОМНИТЬ:

ПРИГОТОВИТЬСЯ -> ИНСТРУКТОР "ОК" ->

ВВЕРХ->ВНИЗ -> ОТДЕЛЕНИЕ- > ПРОГНУТЬСЯ

РАЗДЕЛ 5. СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ

При отделении, впервые три – пять секунд падения в косом потоке студент должен, принять и поддерживать стандартную позу для стабильного свободного падения, как на рисунке 5.

Отрабатывая эту позу на земле, следует хорошенько запомнить, какие мышцы тела напрягаются, чтобы поддерживать позу, а какие должны быть расслаблены. Точек напряжения должно быть всего две: участок между лопатками: лопатки должны быть сведены, голова откинута назад, чтобы глаза смотрели параллельно земной поверхности; и пояснично-бедренная область: таз нужно подать вперед, так чтобы пупок (он же центр тяжести тела) был самой нижней точкой фигуры, бедра должны быть приподняты, ноги разведены, носки оттянуты. Симметричность положения ног и отсутствие перекосов корпуса являются наиболее важными, так как на ноги и корпус приходится большая часть поверхности тела и в потоке воздуха они мощными рулями. Все остальные мышцы должны быть расслаблены.

Наиболее распространенными ошибками начинающих бывают напряженные руки, неправильная точка прогиба (грудь вместо таза), опускание бедер, перекосы корпуса. Не стоит пренебрегать отработкой позы свободного падения на земле, "на табуретках". Несмотря на кажущуюся бесполезность, это упражнение весьма эффективно. На земле поддерживать такое поло­жение гораздо труднее, чем в потоке. Поэтому учас­твующие в поддержке позы мышцы, которые почти не испытывают подобных наг­рузок в повседневной жизни, интенсивно работают и развиваются.

Когда мышцы запомнили это положение и тело само принимает его после любого маневра, то беспорядочное падение ему уже не грозит.

Наши рекомендации