Методики обучения по программе
В современном парашютном спорте подавляющее большинство дисциплин выполняется в свободном падении. Поэтому, именно развитие навыков поведения в свободном падении является главнейшей целью программ обучения парашютистов. У человека, созданного для жизни на поверхности планеты, изначально таких навыков нет. Во всей истории развития человеческого рода до последнего столетия (а это как доля секунды в сравнении с сутками) не было случая, чтобы подобные навыки как-то могли развиться. По сути, это примерно то же самое, что и заново научиться ходить. Положение еще ухудшается тем, что те рефлексы, которыми снабдила нас природа, отчаянно сопротивляются непривычному для тела состоянию свободного падения. А теперь помножьте все на сильнейший психологический стресс, испытываемый новичком во время прыжка, и получите полную картину того, через что придется пройти студенту.
Для того чтобы помочь начинающему парашютисту приобрести необходимые навыки наиболее безопасно и безболезненно, были разработаны различные методики обучения.
Эти методики создавались и развивались вместе с самим спортом, с уровнем парашютной техники. В настоящий момент существуют три программы, которые были разработаны последовательно.
Самый первый, классический методобучения предлагает постепенное развитие навыков студента. Так, первые прыжки студент выполняет с простым круглым куполом, с принудительным раскрытием, практически без задержки, приобретая, таким образом, навык правильного отделения от ЛА. Затем учится самостоятельно раскрывать парашют, далее постепенно увеличивает задержку раскрытия, обучается маневрированию в свободном падении. Наконец, став уже довольно опытным парашютистом, студент начинает осваивать купол типа "крыло".
Единственный, пожалуй, плюс этого метода – относительная дешевизна прыжков, но этот же плюс оборачивается несколькими серьезными минусами. Во-первых, для прохождения обучения необходимо выполнить довольно большое количество прыжков, и это быстро "съедает" выгоду дешевого подъема и довольно много времени. Во-вторых, студент во время выполнения прыжка предоставлен самому себе, его никто не страхует и никто не помогает. На практике, это означает возможность повторения студентом одних и тех же ошибок до тех пор, пока не "дойдет".
Второй метод прыжки с принудительным раскрытием. Идея состоит в том, что студент сразу использует парашют типа "крыло", оборудованный приспособлением для принудительного раскрытия купола. В остальном метод практически идентичен классическому, соответственно наследует его недостатки.
Третий метод при производстве прыжков в аэроклубах РОСТО называется: «Программа прогрессивного обучения свободному падению». На сегодняшний день данная программа является наиболее совершенным и передовым методом обучения. Идея этого метода - погружение студента в среду "настоящего" прыжка с парашютом, сразу с первого прыжка. Так, все прыжки выполняются с современным оборудованием (разумеется, адаптированным для обучения), с высоты не менее 3000 метров и большим временем задержки раскрытия.
Преимущества очевидны: во-первых, длительное свободное падение позволяет с первого прыжка преодолеть практически все психологические барьеры (во время первых прыжков стресс бывает настолько сильным, что первые три-пять секунд после отделения студент потом просто не может вспомнить). Во-вторых, такой подход сразу дает возможность отрабатывать необходимые навыки, потратить минимальное время на переучивание и доучивание с целью догнать стремительно развивающийся спорт.
Но самой ценной составляющей метода является контроль. Инструктор всегда находится рядом со студентом, и на земле и в воздухе. Каждый прыжок по программе интерактивен. Инструктор постоянно поддерживает обратную связь со студентом с помощью сигналов, помогает, исправить ошибки. На земле, во время разбора прыжка и подготовки к следующему, инструктор работает со студентом индивидуально над конкретными проблемами и задачами.
Трудно переоценить и возможность взглянуть со стороны на свои прыжки, если, конечно, воспользоваться услугами видеосъемки. Увидеть собственные ошибки часто бывает гораздо полезнее, чем десять раз услышать о них от инструктора. Таким образом, в методике достигается наилучшая эффективность обучения.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 7-ми упражнений, которые разделены на три этапа. Ниже дано структурное описание каждого этапа, а подробно с программой курса можно ознакомиться в приложении.
I Этап. «Первые Навыки».Этот этап состоит из трех упражнений и предназначен для того, чтобы студент познакомился с ощущениями свободного падения и техникой. Первый прыжок так и называется "ознакомительный", он выполняется в тандеме с инструктором. Многие делают ознакомительный прыжок раньше, чем узнают о программе, в таком случае курс начинается сразу с прыжка 61-го упражнения. При выполнении этого прыжка (и всех последующих) студент пользуется уже собственным парашютом. С первого по третий упражнение, во время свободного падения, студента поддерживают два инструктора, помогая закрепить правильное, стабильное положение тела. В ходе выполнения прыжков первого этапа студент получает навыки отделения от ЛА, стабильного свободного падения, пользования оборудованием, открытия на заданной высоте и безопасного управления парашютом. Как правило, первый этап проходит быстро и приносит массу удовольствия.
II Этап. "Маневрирование".Этот этап состоит из четырех упражнений с 64 по 67 упражнение, которые, как следует из названия, предназначены для выработки навыков и умений маневрирования в свободном падении. Прыжки проходят с одним инструктором, а при выполнении прыжков двух крайних упражнений инструктор контролирует поведение студента уже визуально, прибегая к тактильному воздействию только в случае грубых ошибок.
Рис.1. Прыжок первого этапа программы.
При выполнении прыжков второго этапа студент развивает навыки маневрирования: повороты на 360°, сальто, перемещение вперед.Попутно закрепляются базовые навыки, приобретенные на первом этапе.
Второй этап, в особенности четвертое и пятое упражнения курса часто вызывают наибольшие трудности у студентов. Переход на новое упражнение происходит только при успешном выполнении задания и не зависит от количества выполненных прыжков. Эйфория первых успехов быстро проходит, необходимость повторять прыжки по упражнения раз за разом может заставить отчаяться кого угодно. Поэтому следует приложить к подготовке к прыжкам второго этапа максимум усилий, и труд непременно принесет результаты.
МАСТЕРСТВО В ВОЗДУХЕ - КУЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ!
В ходе первого и второго этапов, студент интенсивно занимается на земле, отрабатывает положение тела и движения на тренажерах, изучает технику, основы безопасности, действия в особых случаях.
Освоив все упражнения программы, студент должен продемонстрировать знания и умения парашютиста:
- полную самостоятельную подготовку снаряжения;
- знание мер безопасности при выполнении прыжков;
- навыки свободного падения;
- умение приземляться в заданном районе.
После прохождения 67-го упражнения его статус "студента" меняется на статус "начинающего парашютиста".
Ill Этап. "Сертификация".После окончания семи упражнений программ, студент является полноправным парашютистом, может прыгать самостоятельно и выбирать, чему учиться дальше. Но для того, чтобы иметь возможность прыгать в других клубах, необходимо получить лицензию парашютиста. Для этого необходимо программу сертификации, состоящую из десяти прыжков.
На этом этапе парашютист закрепляет основные навыки маневрирования, совершает прыжки в группе с инструктором и получает ознакомление с элементами групповой акробатики, улучшает навыки управления куполом и приземления в заданную цель.