Раздел 1. Краткая история парашютизма.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………...…..2

Раздел 1. Краткая история парашютизма.

Методики обучения …………………………………3

Раздел 2. Работа и устройства парашютной

системы………………………………………………16

Раздел 3. Поведение на летном поле, в ЛА,

особые случаи и аварийные ситуации с ЛА…….29

Раздел 4. Подготовка к отделению, отделение….32

Раздел 5. Свободное падение………………………33

Раздел 6. Взаимодействие с инструкторами.……38

Раздел 7. Управление куполом, ориентирование

в воздухе, приземления и особые случаи………...43

Раздел 8. Меры безопасности при выполнении

парашютных прыжков…………………………….54

Раздел 9. Действия в особых случаях……………60

Приложение 1……………………………………….73

Приложение 2……………………………………….76

Приложение 3………………………………………105

Приложение 4………………………………………106

Приложение 5………………………………………107

Приложение 6………………………………………108

Приложение 7………………………………………109

Приложение 8………………………………………110

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель данного методического пособия – помочь студенту-парашютисту наиболее полно воспринять информацию, получаемую от инструктора. Фактически, это наглядное пособие, в котором можно найти ответы на большинство вопросов, возникающих у начинающих парашютистов.

Иллюстрации и пояснения помогут воплотить слова инструктора в конкретные образы, помогут самостоятельно проработать то обилие новых знаний и впечатлений, что обрушиваются на человека, выполняющего свои первые прыжки с парашютом.

Перед тем, как приступить к основному материалу, хотелось бы дать читателям несколько простых, но весьма полезных советов:

- Помните, каждый прыжок по программе претворяет значительное количество наземных тренировок.

- Гарантия успешного выполнения задания отдых перед прыжком и мысленный повтор задания на прыжок во время самостоятельной подготовки.

- Использовать одежду и обувь, соответствующую погоде, будьте готовы к холодному утру и жаркому солнечному дню.

- Будьте готовы к тому, что в интересах Вашей безопасности инструктор назначит вам повтор упражнения по программе.

- Видеосъёмка прыжков окажет вам неоценимую помощь.

- Не стесняйтесь задавать вопросы.

- Старайтесь самостоятельно готовиться дома, используя это пособие и рекомендации инструктора.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа состоит из 7-ми упражнений, которые разделены на три этапа. Ниже дано структурное описание каждого этапа, а подробно с программой курса можно ознакомиться в приложении.

I Этап. «Первые Навыки».Этот этап состоит из трех упражнений и предназначен для того, чтобы студент познакомился с ощущениями свободного падения и техникой. Первый прыжок так и называется "ознакомительный", он выполняется в тандеме с инструктором. Многие делают ознакомительный прыжок раньше, чем узнают о программе, в таком случае курс начинается сразу с прыжка 61-го упражнения. При выполнении этого прыжка (и всех последующих) студент пользуется уже собственным парашютом. С первого по третий упражнение, во время свободного падения, студента поддерживают два инструктора, помогая закрепить правильное, стабильное положение тела. В ходе выполнения прыжков первого этапа студент получает навыки отделения от ЛА, стабильного свободного падения, пользования оборудованием, открытия на заданной высоте и безопасного управления парашютом. Как правило, первый этап проходит быстро и приносит массу удовольствия.

II Этап. "Маневрирование".Этот этап состоит из четырех упражнений с 64 по 67 упражнение, которые, как следует из названия, предназначены для выработки навыков и умений маневрирования в свободном падении. Прыжки проходят с одним инструктором, а при выполнении прыжков двух крайних упражнений инструктор контролирует поведение студента уже визуально, прибегая к тактильному воздействию только в случае грубых ошибок.

Раздел 1. Краткая история парашютизма. - student2.ru

Рис.1. Прыжок первого этапа программы.

При выполнении прыжков второго этапа студент развивает навыки маневрирования: повороты на 360°, сальто, перемещение вперед.Попутно закрепляются базовые навыки, приобретенные на первом этапе.

Второй этап, в особенности четвертое и пятое упражнения курса часто вызывают наибольшие трудности у студентов. Переход на новое упражнение происходит только при успешном выполнении задания и не зависит от количества выполненных прыжков. Эйфория первых успехов быстро проходит, необходимость повторять прыжки по упражнения раз за разом может заставить отчаяться кого угодно. Поэтому следует приложить к подготовке к прыжкам второго этапа максимум усилий, и труд непременно принесет результаты.

МАСТЕРСТВО В ВОЗДУХЕ - КУЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ!

В ходе первого и второго этапов, студент интенсивно занимается на земле, отрабатывает положение тела и движения на тренажерах, изучает технику, основы безопасности, действия в особых случаях.

Освоив все упражнения программы, студент должен продемонстрировать знания и умения парашютиста:

- полную самостоятельную подготовку снаряжения;

- знание мер безопасности при выполнении прыжков;

- навыки свободного падения;

- умение приземляться в заданном районе.

После прохождения 67-го упражнения его статус "студента" меняется на статус "начинающего парашютиста".

Ill Этап. "Сертификация".После окончания семи упражнений программ, студент является полноправным парашютистом, может прыгать самостоятельно и выбирать, чему учиться дальше. Но для того, чтобы иметь возможность прыгать в других клубах, необходимо получить лицензию парашютиста. Для этого необходимо программу сертификации, состоящую из десяти прыжков.

На этом этапе парашютист закрепляет основные навыки маневрирования, совершает прыжки в группе с инструктором и получает ознакомление с элементами групповой акробатики, улучшает навыки управления куполом и приземления в заданную цель.

Рис. 2 Устройство парашютной системы

ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА

- Ранец:Размещается на спине, служит для размещения основного и запасного парашютов. Прикреплён к подвесной системе.

- Подвесная система:Надевается на парашютиста, состоит из плечевых обхватов, грудной перемычки и ножных обхватов.

- Основной парашют:Располагается в нижней части ранца, присоединяется к подвесной системе с помощью четырёх свободных концов и кольцевого замкового устройства (КЗУ), находящегося на плечевых обхватах.

- Парашют запасной (ПЗ):Располагается в верхней части ранца, присоединен к подвесной системе.

- Вытяжной парашют (ВП):маленький вытяжной парашютик, предназначен для расчековки ранца и раскрытия парашюта. Находится в кармане, под ранцем или на ножном обхвате.

- Втулка ВП или звено раскрытия ОП:Прикреплена к вершине ВП. Предназначена для ввода в действие вытяжного парашюта.

- Кольцевое замковое устройство (КЗУ):система из трех колец, служит для крепления основного парашюта к подвесной системе.

- Подушка отцепки основного парашюта:Красного цвета, распо­лагается на подвесной системе справа, служит для открытия КЗУ и отцепки основного парашюта.

- Кольцо запасного парашюта:Металлическое кольцо или подушка яркого цвета, располагается на подвесной системе слева. Предназначено для открытия ПЗ.

- Система Транзит:Расположена на свободном конце основного парашюта. Соединяет свободный конец со шпилькой запасного парашюта. После отцепки КЗУ принудительно вводит в действие ПЗ, используя площадь основного парашюта.

Никогда не полагайтесь на транзит при отказе и отцепке основного парашюта! Всегда дёргайте кольцо ПЗ самостоятельно!

- CYPRES:Прибор для автоматического ввода в действие ПЗ. Самостоятельно открывает ПЗ на высоте 225 м при скорости снижения свыше 13 м/с (для студенческих систем).

- Клеванты строп управления:Расположены на задних свободных концах на основном и на запасном парашютах.

- Высотомер:Надевается на запястье как часы или закрепляется на грудной перемычке. Служит для определения высоты.

Рис.4. Устройство парашюта типа крыло

О режимах работы парашюта речь пойдет ниже, а сейчас стоит запомнить главное отличие купола типа крыло от обычного, круглого парашюта. Это значительная горизонтальная скорость. Если круглый парашют работает, грубо говоря, как парус и просто замедляет падение, то парашют типа крыло способен преодолевать довольно большие расстояния и дает широкую свободу маневра.

Горизонтальной и вертикальной скоростью парашюта типа крыло можно управлять, натягивая или отпуская стропы управления. Чем сильнее натянуты стропы управления, тем медленнее парашют летит вперед. Вертикальная и горизонтальная скорости крыла обратно пропорциональны. Иными словами, чем медленнее крыло летит вперед, тем быстрее оно летит вниз и наоборот. Это основной принцип, который следует запомнить в первую очередь. Разумеется, все несколько сложнее, и в седьмом разделе книги мы еще раз затронем эту тему.

Если натягивать только одну стропу управления, то парашют будет разворачиваться в соответствующую сторону. Чем сильнее натянута стропа, тем быстрее происходит разворот. Быстрый разворот означает также потерю горизонтальной скорости и, соответственно, потерю высоты. Не стоит энергично разворачивать купол низко над землей.

Горизонтальная скорость всегда измеряется относительно воздуха, из-за того, что ветер изменяет горизонтальную скорость парашюта относительно земли. Чтобы лучше понять это, можно сравнить парашют с лодкой, плывущей в реке с сильным течением. Если плыть против течения, то скорость лодки относительно берега будет медленной, если плыть по течению, то быстрой. Также и парашют, летящий против ветра, будет двигаться относительно земли медленнее, чем парашют, летящий по ветру, хотя относительно воздуха их скорость будет одинакова.

Чтобы внести ясность, о какой горизонтальной скорости идет речь, различают воздушную скорость и путевую. Воздушная - это скорость относительно воздуха, путевая - относительно земли.

Свободно летящий купол студенческого парашюта развивает воздушную скорость 8-9,5 метров в секунду и скорость снижения около 2,5 метра в секунду. Таким образом, даже при полностью отпущенных стропах управления, если приземляться против ветра, скорость будет безопасной. При полностью натянутых стропах управления купол практически не летит вперед, и падает со скоростью 7 метров в секунду.

СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР

Страхующий прибор (AAD Automatic Activation Device) - это устройство, единственной задачей которого является спасение жизни парашютиста. Приборы бывают разной конструкции и отличаются алгоритмом работы, но основной принцип у всех одинаков: принудительное открытие запасного парашюта на заданной высоте.

Наиболее известны приборы CYPRES, ASTRA, VIGIL. Однако наиболее распространенным на сегодняшний день является CYPRES. Именно CYPRES используется в студенческих системах в нашем клубе, поэтому именно о нем и пойдет речь далее.

СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР CYPRES

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

"CYPRES" ("Сайпрес"), название прибора является аббревиатурой слов "Кибернетическая Система Раскрытия Парашюта" (Cybernetic Parachute Release System). Несмотря на кажущуюся простоту, прибор является сложным и полностью автономным электронным устройством. Существуют три версии прибора, "Студент", "Эксперт" и "Тандем", как нетрудно догадаться, для студентов, опытных парашютистов и тандемов соответственно. Они различаются только программой, алгоритмом работы и цветом кнопки включения: желтый, красный и синий соответственно.

Обращаться с CYPRES очень просто - достаточно включить его один раз утром, прибор настроится и будет в течение всего дня работать самостоятельно.

При включении прибор протестирует сам себя, измерит атмосферное давление и перейдет в режим нормальной работы. После этого о нем, в принципе, можно и забыть, хотя, разумеется, проверять его состояние визуально перед каждым прыжком не будет лишним, а для студентов такая проверка обязательна.

Только превышение скорости 13 м/с (25 м/с для версии "Эксперт") на высоте ниже 225 метров приведет к тому, что CYPRES вступит в работу. В этой ситуации CYPRES раскроет запасной парашют приблизительно за 4,5 секунды до падения на землю.

КОМПОНЕНТЫ ПРИБОРА

«CYPRES» состоит из самостоятельно тестирующегося микропроцес­сорного прибора, контрольной панели, при помощи которой производится управление, и пиропатрона.

Раздел 1. Краткая история парашютизма. - student2.ru

ПРИНЦИП РАБОТЫ CYPRES

При включении прибор проходит процедуру самотестирования и измеряет атмосферное давление. Пока CYPRES включен, он постоянно следит за изменениями давления и, если это необходимо, автоматически вводит поправки в соответствии с изменением погоды. Очень тонкая регулировка помогает определению точной высоты работы прибора и активации пиропатрона в случае наступления соответствующих условий.

Прибор содержит специально запрограммированный микропроцессор, который способен в режиме реального времени вычислять высоту и скорость снижения парашютиста на основании изменения атмосферного давления. Постоянно отслеживая эти данные, процессор формирует определенные значения, на основании которых автоматика принимает решения. Если определено, что парашютист находится в опасной ситуации (быстро снижается на малой высоте), то прибор подаст импульс в пиропатрон.

Пиропатрон является полностью независимым от конструкции ранца, так как он не выдергивает шпильку запасного парашюта, а просто перерезает петлю зачековки отсека внутри ранца ПЗ с помощью резака, который приводится в действие пороховым зарядом.

Система открытия CYPRES имеет следующие преимущества:

• Ранец ПЗ может быть открыт двумя различными способами. Один способ используется парашютистом - выдергивание кольца ПЗ, второй способ - когда CYPRES перерезает петлю зачековки ПЗ.

• Единственными механическими частями в приборе является болт-резак в пиропатроне и кнопка управления. Все остальные части прибора являются электронными.

• Весь прибор находится внутри ранца ПЗ, что практически устраняет возможность механических повреждений и загрязнений.

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ

CYPRES работает от батареи, которая рассчитана на его работу в течение 2-х лет. После включения прибора, он производит самостоятельное тестирование, во время которого показывает цифры с 9999, быстро уменьшающиеся до 0. Этот отсчет прерывается примерно на три секунды в диапазоне от 6900 до 5700. Это и есть напряжение батареи. Например, если остановка произошла на 6300, то это значит, что действительное напряжение батареи равно 6,3 вольта.

Если батарея неисправна или ее напряжение ниже необходимого, CYPRES определит это самостоятельно. Тогда, в конце проверки CYPRES остановится, покажет на дисплее код ошибки 8999 или 8998 и не перейдет в рабочий режим. Это показывает, что данная батарея не пригодна для дальнейшего использования.

CYPRES "СТУДЕНТ"

У версии CYPRES "Студент" кнопка включения контрольной панели желтого цвета с надписью "Student". Его пиропатрон срабатывает в случае, если скорость снижения превысит 13 м/с. Высота срабатывания различная. В случае скорости снижения равной скорости свободного падения, высота срабатывания приблизительно 225 м. Однако, если скорость снижения меньше скорости свободного падения, но все еще больше 13 м/с (такое может произойти при частично открытом куполе), тогда CYPRES "Студент" включит пиропатрон, когда высота снизится до 305 м. над уровнем земли. В этом случае у студента будет немного больше времени, чтобы приготовиться к приземлению.

Если вы не прыгнули и снижаетесь в летательном аппарате, обязательно выключите CYPRES "Студент"! Берегите труд укладчиков.

Помните, что можно превысить скорость 13 м/с. и под полностью наполненным куполом. Не стоит закладывать резкие виражи на высоте ниже 300 метров.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ CYPRES

Раздел 1. Краткая история парашютизма. - student2.ru

Кнопка на контрольной панели должна нажиматься только пальцем. Во избежание повреждений кнопки, не используйте, пожалуйста, для нажатий острые предметы. Нажатие должно быть коротким и производиться в центр кнопки (похожее на "клик").

Кнопка контрольной панели является для пользователя единственным способом управления прибором. Используя ее можно выполнять следующие четыре операции:

- Включение

- Выключение

- Увеличение высоты коррекции

- Уменьшение высоты коррекции

ВКЛЮЧЕНИЕ CYPRES

CYPRES, включается короткими нажатиями на кнопку четыре раза. Первым нажатием кнопки начинается процедура включения. Примерно через секунду загорится красная лампочка. Как только это произойдет, нужно немедленно нажать кнопку еще раз. Эту последовательность - немедленное нажатие кнопки после того, как загорелась красная лампочка - придется повторить еще два раза. После четвертого, общего по счету, нажатия Сайпрес переходит в рабочий режим.

Раздел 1. Краткая история парашютизма. - student2.ru

Если Вы не нажали кнопку сразу после того, как загорелась красная лампочка или сделали это слишком рано, CYPRES будет игнорировать дальнейшие попытки включения. Придется дождаться, когда он выключится и попробовать снова - это очень легко, если удалось сделать хотя бы один раз.

Такая процедура включения путем четырех нажатий была разработана для того, чтобы предотвратить случайное включение.

После того как выполнена процедура включения, CYPRES переходит в режим самостоятельного тестирования. Сначала на дисплее появляется число 9999, которое затем начинает быстро уменьшаться до 0. Общее время тестирования занимает около 29 секунд и будет прервано три раза. Первая 3-х секундная пауза будет сделана в интервале между числами 6900 и 5700. Число, которое будет на дисплее во время этой паузы, показывает напряжение батареи (например, 6300 значит, что напряжение составляет 6,3 вольта). Вторая и третья паузы произойдут на числах 5000 и 100. Эти остановки выполняются исключительно по техническим причинам и для пользователя ничего не значат.

Во время самостоятельного тестирования CYPRES несколько раз замеряет атмосферное давление. Если прибор обнаружит, что результаты измерений сильно отличаются друг от друга, он решит, что возникла какая-то проблема и не перейдет в рабочий режим. В этом случае самостоятельное тестирование прерывается, и на дисплее появляется число 100.

При возникновении любых функциональных неисправностей CYPRES также прерывает самостоятельное тестирование и в течение 2-х секунд показывает на дисплее номер, являющийся кодом ошибки, после чего выключается.

После того, как самостоятельное тестирование завершено, или после того, как прибор был выключен вручную, он будет игнорировать любые попытки его включения или выключения в течение 1 секунды.

После того, как CYPRES включен, он находится в рабочем состоянии в течение 14 часов. По истечении этого времени он самостоятельно выключается. Кроме того, Вы можете выключить его сами в любое время.

Процедура выключения полностью идентична процедуре включения, производится четырьмя нажатиями кнопки, для предотвращения случайного выключения.

РАЗДЕЛ 3. ПОВЕДЕНИЕ НА ЛЕТНОМ ПОЛЕ, В ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ (ЛА), ОСОБЫЕ СЛУЧАИ И АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ С ЛА.

СТАНДАРТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Студент приходит на борт ЛА вместе со своим инструктором первыми, и покидают ЛА в числе крайних.

Проверка оборудования производится до посадки в ЛА и на высоте 3000 метров.

Нужно помнить и строго выполнять: самолёт следует обходить сзади, а вертолёт спереди.Посмотрите, где находятся опасно вращающиеся винты у самолета и вертолета, обходите их с обратной стороны.

Во время движения по аэродрому, регулярно осматривайтесь, чтобы вовремя заметить заходящих на посадку ЛА и парашютистов, не создавайте помеху их движению. Если Вы оказались на траектории садящегося ЛА, не надо метаться по полю в поисках спасения. Или продолжайте двигаться, увеличив скорость движения в том же направлении, или остановитесь, пилот сам примет решение садиться или уйти на второй круг.

- Во время подъема постарайтесь расслабиться, избавиться от ненужных волнений. Еще раз подумайте о том, что будете делать во время прыжка, посмотрите в иллюминатор, пообщайтесь с инструктором. Ясность мысли перед отделением - залог успешного прыжка.

- На высоте 3000 метров студент встает, надевает очки, шлем. После этого поворачивается к инструктору спиной и инструктор еще раз проверяет состояние парашютной системы.

- Когда ЛА находится на высоте прыжка, основной инструктор даёт студенту команду "приготовиться".

- По команде инструктора студент занимает своё место для отделения и убеждается, что основной и резервный инструкторы (упражнения 61-63), основной инструктор (упражнения 64-67) заняли свои места и готовы к отделению. Получив разрешающий сигнал (утвердительный кивок головы) от основного инструктора, студент начинает отсчёт перед отделением.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ В ЛА

- Находясь в ЛА, убедитесь, что втулка ВП, подушка отцепки, кольцо запасного парашюта находятся на своих местах.

- Затягивая ремни подвесной системы, старайтесь добиться симметричности обхватов. Закончив регулировку, попробуйте встать, поднять руки, прогнуться, подвесная система должна плотно обхватывать тело, но не должна мешать движениям. Не стесняйтесь просить помощи у инструктора.

- Если контейнер основного или запасного парашютов неожиданно расчековался (раскрылся), необходимо взять в руки всё, что выпало из ранца и ни в коем случае не подходить к открытым выходам.

- Если вытяжной парашют оказался за бортом, нужно немедленно покинуть ЛА, проверить раскрытие парашюта и быть готовым к отцепке основного парашюта.

- Если парашют зацепился за ЛА, следует немедленно отцепить основной парашют и ввести в действие запасной. Если отцепка невозможна, нужно сохранять спокойствие и ждать помощи из ЛА.

АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ С ЛА

Прерванный взлёт.Высота до 500 м. Надеть шлем и принять положение тела для аварийного приземления в ЛА (пригнуть голову к коленям, обхватить её обеими руками). Слушать и выполнять указания инструкторов и пилотов.

Высота 500-1000м. Рекомендуется использовать запасной парашют. Необходимо следовать указаниям инструкторов. Встать на обрез двери, взять двумя руками кольцо ПЗ, выпрыгнуть, немедленно выдернуть кольцо ПЗ.

Высота 1000-4000м. Отделение с двумя инструкторами, с одним основным инструктором или самостоятельно в зависимости от упражнения подготовки (с 61 по 67 упражнение). Использовать основной парашют.

В любой аварийной ситуации

студент должен неукоснительно следовать

указаниям инструкторов и пилотов!

РАЗДЕЛ 4. ПОДГОТОВКА К ОТДЕЛЕНИЮ, ОТДЕЛЕНИЕ

ОТДЕЛЕНИЕ В ДВЕРЬ (упражнения 61-63):

На высоте прыжка основной инструктор даёт команду приготовиться, резервный инструктор занимает своё место снаружи двери и придерживает студента за левый ножной обхват правой рукой.

- Студент встаёт на обрез двери: правая нога впереди, левая сзади; ноги согнуты в коленях, корпус расслаблен; правая рука на переднем обрезе двери и расслаблена; левая согнута в локте, голова прямо.

- Основной инструктор внутри ЛА придерживает студента за правый ножной обхват, а также за захват на рукаве.

- Студент смотрит на основного инструктора, получает сигнал "ОК" (кивок головы). Смотрит на резервного инструктора, получает сигнал "ОК".

- ГОЛОВА: Поднять подбородок вверх.

- Сохраняя прогиб в пояснице выполнить движения вверх-вниз и прогнувшись, отделиться от ЛА.

ЗАПОМНИТЬ:

ОСНОВНОЙ -> РЕЗЕРВНЫЙ -> ВВЕРХ->ВНИЗ

- > ОТДЕЛЕНИЕ- > ПРОГНУТЬСЯ

ОТДЕЛЕНИЕ В ДВЕРЬ(упражнения 64-66):

Студент делает то же самое, но с одним основным инструктором. Последовательность действий:

ПРИГОТОВИТЬСЯ -> ИНСТРУКТОР "ОК" ->

ВВЕРХ->ВНИЗ -> ОТДЕЛЕНИЕ- > ПРОГНУТЬСЯ

Раздел 1. Краткая история парашютизма. - student2.ru

ОТДЕЛЕНИЕ ПОД ХВОСТ В ДВЕРЬ ИЛИ РАМПУ(упражнения 67):

- В дверь:Встать на обрез двери, левая нога впереди, получить сигнал "ОК" от основного инструктора, движение вверх-вниз– отделение – прогнуться.

- В рампу:Встать на край рампы, руки в положении свободного падения, получить сигнал "ОК" от основного инструктора. Выполнить движение вверх-вниз– отделение – прогнуться.

ЗАПОМНИТЬ:

ПРИГОТОВИТЬСЯ -> ИНСТРУКТОР "ОК" ->

ВВЕРХ->ВНИЗ -> ОТДЕЛЕНИЕ- > ПРОГНУТЬСЯ

РАЗДЕЛ 5. СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ

При отделении, впервые три – пять секунд падения в косом потоке студент должен, принять и поддерживать стандартную позу для стабильного свободного падения, как на рисунке 5.

Отрабатывая эту позу на земле, следует хорошенько запомнить, какие мышцы тела напрягаются, чтобы поддерживать позу, а какие должны быть расслаблены. Точек напряжения должно быть всего две: участок между лопатками: лопатки должны быть сведены, голова откинута назад, чтобы глаза смотрели параллельно земной поверхности; и пояснично-бедренная область: таз нужно подать вперед, так чтобы пупок (он же центр тяжести тела) был самой нижней точкой фигуры, бедра должны быть приподняты, ноги разведены, носки оттянуты. Симметричность положения ног и отсутствие перекосов корпуса являются наиболее важными, так как на ноги и корпус приходится большая часть поверхности тела и в потоке воздуха они мощными рулями. Все остальные мышцы должны быть расслаблены.

Наиболее распространенными ошибками начинающих бывают напряженные руки, неправильная точка прогиба (грудь вместо таза), опускание бедер, перекосы корпуса. Не стоит пренебрегать отработкой позы свободного падения на земле, "на табуретках". Несмотря на кажущуюся бесполезность, это упражнение весьма эффективно. На земле поддерживать такое поло­жение гораздо труднее, чем в потоке. Поэтому учас­твующие в поддержке позы мышцы, которые почти не испытывают подобных наг­рузок в повседневной жизни, интенсивно работают и развиваются.

Когда мышцы запомнили это положение и тело само принимает его после любого маневра, то беспорядочное падение ему уже не грозит.

РЕЗЕРВНЫЙ

Далее студент выполняет три тренировочных раскрытия (рис. 6) следующим образом:

ПРОГНУТЬСЯ -> ВЗЯТЬ ->

ВЫДЕРНУТЬ, ВЫБРОСИТЬ -> ПРОВЕРИТЬ

Студент выполняет второй Круг Контроля, не забывая получать удовольствие от свободного падения.

После второго круга контроля студенту следует контролировать высоту каждые 5 секунд. На высоте 1600 м студент подаёт сигнал «Отмашка», дважды скрещивая руки перед собой (61-67 упражнения).

Эти действия должны быть отработаны до автоматизма на земле.

Рис. 8. Сигнал ОК

ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ В ВОЗДУХЕ

Убедившись в работоспособности парашюта, необходимо осмотреть воздушное пространство вокруг себя и снизу, убедиться в отсутствии других парашютистов на расстоянии менее 50 м.

Поддерживать внимание и осмотрительность вокруг себя необходимо в течение всего снижения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ

После открытия, определения створа и визуального контроля точки приземления нужно мысленно разделить аэродром на две части линией, проходящей через цель перпендикулярно направлению ветра и запомнить, что на дальнюю половину до высоты 300 м. заходить нельзя.

Снижение до этой высоты выполняется по змеевидной траектории (в конусе возможностей) с постепенно сужающейся амплитудой по мере приближения к цели. Для упрощения конечной задачи существуют контрольные точки, располагающиеся на определенной высоте (Н) через которые парашютист должен провести снижение.

• Н=300 м.

Положение: в створе ветра, лицом к цели, по ветру. Высота: 300 м. Удаление от цели: 300 м.

• Н=200 м.

Положение: на траверзе цели (боком). Высота: 200 м.

Удаление: 200 м.

• Н=100 м. Базовая точка

Положение: в створе ветра, лицом к цели, против ветра.

Высота: 100 м.

Удаление: в зависимости от силы ветра.

Время снижения с высоты 100 метров - примерно 20 секунд.

Расстояние базовой точки от цели рассчитывается по формуле:

(V ветра - V купола)*20

Но поскольку у парашютиста нет встроенного навигационного компьютера для точного расчета базовой точки, приходится выбирать ее "на глаз", и точность подобного метода прямо пропорциональна опыту парашютиста.

МАНЕВРИРОВАНИЕ

Как уже говорилось выше, парашют имеет несколько различных режимов полета. Рассмотрим их подробнее:

ТОРМОЖЕНИЕ И СРЫВЫ

Верхний режим

Клеванты полностью ослаблены. Купол при этом развивает максимальную воздушную скорость (8-9,5 м/сек.), двигаясь прямо и устойчиво.

У парашюта нет двигателя, поэтому единственной возможностью разогнать купол остается использование силы притяжения планеты, размен высоты на скорость. Наиболее ярко это демонстрируют пилоты высокоскоростных куполов, во время свупа, вводя парашют в пикирование перед приземлением.

Верхний режим рассчитан именно на выигрыш в воздушной скорости за счет снижения. У студенческих куполов скорость снижения остается безопасной, так что приземление в верхнем режиме возможно, хотя и будет довольно жестким. Спортивные купола меньшей площади этого уже не простят.

Скорость купола можно дополнительно увеличить при необходимости, путём подтягивания передних свободных концов на 15-20 см, но в этом случае вертикальная скорость возрастет еще сильнее.

Необходимо помнить, что в случае обрыва строп управления или при маневрировании сразу после раскрытия, когда ещё не расчекованы клеванты, для управления могут быть использованы задние свободные концы.

Средний режим (торможение 50%)

Режим достигается за счёт изменения воздушного потока вдоль нижней поверхности крыла. Купол тормозится отклонением задней кромки крыла (как закрылки самолёта).

Из верхнего положения клеванты плавно натягиваются до упражнения груди. В этой точке воздушная скорость упадёт до 4-5 м/сек, а скорость снижения будет в пределах 3-4 м/сек. Натягивание клевант проходит без большой физической нагрузки, но сопротивление достаточно, чтобы почувствовать реакцию купола.

Режим срыва (Свал)

Срыв – устойчивое состояние, достигается натягиванием клевант до полной потери горизонтальной скорости. В этом положении крыло теряет свою эффективность, поступательная скорость равна 0, купол проваливается и мягко идёт назад. В положении срыва купол может смещаться назад или сваливаться в любую сторону.

Вертикальная скорость при срыве достигает 7 м/сек.

Выход из срыва достигается плавным подъёмом клевант на 15-20 см (75-80% торможения). Выход из срыва будет плавным. Необходимо помнить, что нельзя резко полностью отпускать клеванты, т.к. купол резко рванёт вперёд и можно потерять контроль над куполом. Выход из срыва в этом случае идёт с качем вперёд и с большим нарастанием горизонтальной скорости, а также с потерей высоты.

Режим динамического срыва

Выполняется резким смещением клевант в режим срыва. Купол в этом случае резко тормозит, в то время как парашютист по инерции смещается вперёд. При этом создаётся искусственный угол атаки.

Данный угол в сочетании с полностью опущенной задней кромкой создаёт на короткое время большую подъёмную силу, которая затем быстро теряется из-за потери поступательной скорости. Задняя кромка, оставаясь опущенной, с потерей поступательной скорости создаёт опрокидывающий воздушный поток, и купол после зависания начинает падать до тех пор, пока не будут приняты меры для вывода его из динамического срыва. Вывод из динамического срыва аналогичен выводу из срыва.

При выводе из динамического срыва не допускается подъём клевант выше груди, иначе будет иметь место то же самое условие, что и при входе в срыв, когда купол будет ускоряться быстрее, чем парашютист. Ввод в динамический срыв на высоте ниже 100 м запрещён!

РАЗВОРОТЫ

Из режима полной скоростиразворот осуществляется натягиванием одной клеванты. Из-за большой поступательной скорости купол легко реагирует, но делает очень большую дугу, парашютист сильно кренится и быстро теряет высоту.

Чем ниже вытягивается клевант, тем круче угол крена. Увеличение скорости снижения происходит из-за потери подъёмной силы в результате увеличения крена. Разворот из полного планирования более чем на 360°, называется разворотом по спирали.

Разворот идёт с нарастанием угла крена и скорости снижения, поэтому нельзя выполнять его на высоте ниже 100 м.

Разворот из торможения 50%выполняется дальнейшим натяжением клевант в сторону разворота. Купол реагирует быстрее, чем в первом случае. Разворот идёт с небольшим креном при сравнительно незначительном нарастании скорости снижения.

Разворот из режима, близкого к торможению.Это оптимальный режим выполнения разворотов для парашютистов с быстрой реакцией. При работе на данном режиме парашютист должен помнить, что работает близко к режиму срыва. Разворот лучше всего выполнять путём перекрестного управления (одна клевант идёт вниз, другая - вверх). Это делается для того, чтобы не дать куполу войти в срыв. Крен при развороте небольшой, разворот идёт энергично, без большого провала на высоте.

Разворот на режиме срыва (скручивание)выполняется из режима полного торможения дальнейшим натяжением одной клеванты. Разворот создаёт очень большое вращательное движение с заторможенной стороной, создающей очень большую подъёмную силу. Парашютист быстро смещается назад по спирали с резкой потерей высоты. Разворотами на режиме срыва пользуются для потери высоты, и выполняются они с достаточными предосторожностями на высоте не менее 100 м. За один разворот на 360° теряется до 40 м высоты. По соображениям безопасности скручиваться над базовым районом запрещено.Некоторые аэроклубы запрещают скручивание вообще.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ

Режим приземления

"Крыло" обеспечивает безопасность приземления и без выравнивания. Приземление происходит на режиме 50-75% торможения, когда клеванты находятся на уровне груди. Непосредственно в момент приземления дожимаются до полного торможения. Путевая скорость будет зависеть от силы ветра.

ПОДГОТОВКА ПАРАШЮТНОГО СНАРЯЖЕНИЯ К ПРЫЖКУ

На начальном периоде обучения подготовку и проверку снаряжения студента осуществляет основной инструктор. По мере того, как студент приобретает определенный опыт, он должен уметь делать это самостоятельно. Каждый студент должен уметь и знать:

- Правила эксплуатации страхующего прибора "CYPRES"

- Последовательность проведения подготовки снаряжения к прыжку

- Порядок выполнения проверки снаряжения в ЛА по прин

Наши рекомендации