Методика ознакомления дошкольников с частями суток

В дошкольном возрасте дети учатся различать части суток по различным показателям, которые можно разделить на две группы:

· объективные: положение солнца, сила освещенности земли, неба, различная окраска окружающего мира

· субъективные: а) постоянные – приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, сон и т.д. б) вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка и т.д.

Особенности овладения навыком различения частей суток:

1. Неравномерность в овладении названиями частей суток. Слова "утро" и "ночь" дети осваивают раньше всего, т.к. чаще их слышат, границы этих частей суток более определенны, деятельность более однообразна. Словами "утро" и "ночь" дети стремятся называть все части суток.

2. Соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизнедеятельности. Дети заменяют названия частей суток называнием видов деятельности (когда мы занимались).

3. Отсутствие представлений, связанных с текучестью времени. Дети не имеют знаний о последовательности частей суток, определяют у суток постоянную точку отсчета "утро", не знают, что следует после ночи. Не понимают вопрос "когда?".

Младшая группа.

Основная задача: различение частей суток по субъективным показателям: собственная деятельность, опыт.

Приемы:

1. уточнить знания детей в беседах, разговорах, фиксировать внимание на наиболее ярких событиях в каждую часть суток

2. рассматривание иллюстраций с изображением деятельности детей: "Что дальше?", "Что сначала, что потом"

3. игры с предметами, картинками "Когда это нужно?"

4. словесные игры "Узнай по описанию", "Когда это бывает?"

5. чтение художественной литературы

Средняя группа.

Основная задача: уточнить знания о частях суток, учить их различать на основе знаний о деятельности взрослых, по объективным показателям; сформировать представление о последовательности частей суток, дать представление о сутках.

Приемы:

1. беседы, разговоры о деятельности людей в разное время суток

2. наблюдение за объективными показателями

3. рассматривание иллюстраций с деятельностью людей и природными показателями

4. игры с картинками "Когда это бывает?", "Разложи по порядку"

5. моделирование (цветные квадратики), выстраивание моделей по порядку от любой части суток, обобщение понятия "сутки"

6. игры с моделями "Продолжи ряд", "Путаница", "Что пропало?", "Угадай по описанию"

7. формирование понятий "Вчера, сегодня, завтра" на основе фиксации яркого события, оживления его в памяти, рассматривание моделей

8. методика ознакомления дошкольников с частями суток - student2.ru методика ознакомления дошкольников с частями суток - student2.ru словесные игры "Подскажи словечко"

9. упражнения на уточнение представлений "быстро – медленно", "раньше – позже", "сначала – потом", "давно – скоро", "до – после"

10. игры – путешествия "В утро"…

Старшая группа.

Основные задачи: уточнить представление о сутках; сформировать представление о неделе, последовательности дней недели; начать работу по формированию представлений о календарном годе. Календарь – система счисления продолжительных промежутков времени.

Приемы:

1. беседы с детьми с целью выявления имеющихся знаний: слышали, как по-другому называют выходные? (сб, вс), каждый день имеет свое название (сегодня …, вчера …, завтра … потом …)

2. чтобы запомнить названия дней недели и их порядок, используют специальный календарь (познакомить с круговой моделью недели). Поместить модель в уголок. Могут быть цифры или цвет.

3. каждый день вспоминать, какой день был вчера (цвет), какой сегодня

4. через неделю обобщить знания, уточнить порядок, ввести понятие "неделя" – 7 дней

5. игры "Лови, бросай, дни недели называй", "Неделя, стройся", Какой день пропал?", Что дальше?", "Найди соседей", "Узнай по описанию" (фиксировать внимание на постоянных видах деятельности)

6. беседа о порядковом номере дня недели, о названии дней

7. чтение художественной литературы

8. моделирование – спираль

9. расписание занятий по дням недели (в картинках)

10. работа с календарем (значение)

11. развитие "чувства времени"

12. последовательность событий (лента времени): малыш – подросток – юноша – мужчина – дедушка

Наши рекомендации