Методика ознакомления дошкольников
С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ
Направления работы:
· Знакомство с моделями геометрических фигур, их называние, узнавание, обследование, выделение в рисунках, чертежах
· Сравнение форм предметов с геом. фигурами как эталонами предметной формы
· Выделение элементов и свойств геометрических фигур, сравнение по этим свойствам
· Выполнение упражнений на геометрические преобразования: деление фигур, составление фигур, определение взаимного расположения фигур, их объединение, пересечение
· Решение логических задач геометрического характера
Первые сведения дети получают в играх с геометрической мозаикой, строительным материалом. Воспитатель употребляет правильные названия, идет накопление представлений.
Обследование геометрических фигур заключается в активном использовании зрительного, тактильного, двигательного анализаторов и в соединении полученных от них ощущений со словом.
Основные приемы работы
(ознакомление с кругом, квадратом, треугольником)
1. Предъявление геометрической фигуры с называнием.
2. Многократное обведение контура геом. фигуры пальцем в сопровождении слова, это обведение завершается скользящим движением ладони по всей поверхности фигуры.
3. Сравнение геом. фигур с выделением признаков сходств и различий по цвету, размеру, наличию углов, сторон, вершин, их количеству, соотношению, направлению линий.
4. «Вырисовывание» контура геом. фигуры в воздухе, на столе и т.п..
5. «Пробовательные» действия для выявления свойств геом. фигур (прокатить, просунуть).
6. Наложение, приложение.
7. Игры.
I ЭТАП – 3-4 года.
Цель: познакомить с понятием «круг», учить называть и различать круги по цвету и величине.
Знакомство с геом. фигурами начинается с предъявления двух кругов разного цвета и размера. - Что это? - Какого они цвета? Величины? Чем отличаются? Чем похожи?
Далее обвести пальцем по контуру, прорисовать, прокатить, наложить друг на друга и выполнить упражнения на закрепление (сложить картинку «Неваляшка», выложить «бусики» и т.п.).
II ЭТАП – 3-4 года.
Цель: дать представление о квадрате, научить различать и называть круг и квадрат, упражнять в обследовании этих геом. фигур.
Сюрпризное внесение круга и квадрата (одного цвета, подобранных таким образом, чтобы круг вписывался в квадрат). Сначала рассматривается круг, называются его признаки. Затем предъявляется квадрат и называется: «это квадрат». Дети сравнивают фигуры по цвету (одинаковые), размеру, форме (с углами и без углов), используя все обследовательские действия. Упражнения на закрепление.
Часто для повышения интереса и развития внимания используются стихотворные тексты, например:
Нет углов у меня, и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо,
Кто же я такой, друзья? назовите вы меня?
Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад. Как зовут его? (…)
Колесо катилось. Вдруг ему навстречу вышел Круг:
«Ты, видать, моя родня, тоже круглый, как и я.
Сколько пальцем не веди, без углов выходим мы!
По дороге далеко нам катиться так легко!»
Тут навстречу им квадрат: «До чего ж друзьям я рад!
Покатился бы я с вами, да углы всегда мешали,
Их четыре у меня угловатых паренька,
Да четыре стороны все прямые, вот они.
И равны между собой, полюбуйся-ка любой!
Ну-ка пальцем проведи: есть преграды на пути.
Мне катиться не дано, зато ждет меня окно.
Нам дружить приятно, по всякому квадратно!»
III ЭТАП – 3-4 года.
Цель: познакомить с треугольником, выделяя его характерные особенности; продолжать учить сравнивать геометрические фигуры между собой.
Используются те же приемы работы. Необходимо учесть, что треугольник сравнивают и с кругом, и с квадратом, находя все признаки сходства и отличия. Кроме того, фигуры можно демонстрировать в разном пространственном положении для подведения к обобщению. Сериация, группировка, узоры, мозаика.
IV ЭТАП – 4-5 лет.
Цель: познакомить с прямоугольником, учить называть и различать круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; дать представление о характерных признаках этих фигур (наличие углов, сторон, их количество, соотнесение по размеру).
· При знакомстве с прямоугольником необходимо помнить, что для различения этой фигуры ребенок должен владеть элементарным обобщением, т.к. квадрат то же является прямоугольником.
· Подбирая наглядный материал, учесть, что у прямоугольника длина должна быть в два раза больше ширины (на первых занятиях), длины сторон квадрата должны быть равны ширине прямоугольника. Это используется для выявления особенностей этих фигур.
· Постепенно от сравнения практическим путем переходить к сравнению на глаз.
· Сравнивая прямоугольник с другими фигурами, уточнить представления детей о квадрате и треугольнике: у них разное количество углов, побуждать детей к счету углов, сторон.
· Фигуры для сравнения предлагаются разного цвета, величины, изменяется соотношение сторон, чтобы создать предпосылки для обобщения на основе выделения существенных свойств – «все квадраты».
Фрагмент занятия: Незнайка приносит детям посылку и говорит:
- Сейчас мы будем играть: я буду доставать фигуры, а вы будете их отгадывать. (Достает круг).
- Что это? А как догадались?
- А теперь я отгадаю. (Достает треугольник). Это квадрат. Почему нет? А что это?
- А как эта фигура называется? (Достает квадрат).
- Ой, а этой фигуры я не знаю. (Достает прямоугольник). Может, это тоже квадрат?
Воспитатель:
- Нет, Незнайка, это не квадрат, хотя и очень похож на него. Это его старший брат – прямоугольник. Давайте на него внимательно посмотрим (выставить все фигуры перед детьми).
- У прямоугольника есть стороны (показать), углы (показать веером) и вершины (показать точкой); предложить то же самое сделать детям. Затем найти эти части у квадрата и треугольника. Так же дети работают с раздаточным материалом.
- Чем похож прямоугольник на квадрат? А на треугольник? Давайте их сосчитаем: сколько сторон? Углов? Вершин? У какой фигуры тоже 4 стороны, 4 угла и 4 вершины? Почему их можно назвать «братьями»?
- Чем отличается прямоугольник от квадрата? Давайте их приложим друг к другу. Что вы видите? (далее с помощью прикладывания, перегибания, использования эквивалента обобщить, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только по две равные стороны).
V ЭТАП – 5-6 лет.
Цель: познакомить с четырехугольником, дать общее представление о том, что у любого четырехугольника по 4 стороны, угла и вершины.
Фрагмент занятия: на фланелеграфе выставляется набор геометрических фигур:
· На какие группы можно разделить все фигуры? (с углами и без).
· Какая из оставшихся фигур лишняя и почему? (треугольник).
· Названия каких из оставшихся фигур вы знаете? (квадрат, прямоугольник).
· А как могут называться эти фигуры? Давайте придумаем вместе.
· Чем похожи все эти фигуры? (у них по 4 угла…).
· Почему треугольник так называется?
· Если у этих фигур по 4 угла, то, как их можно назвать?
· Покажите теперь все четырехугольники.
· Можно ли квадрат и прямоугольник назвать четырехугольниками? Почему?
В старшей группе для правильных обобщений геом. фигуры необходимо демонстрировать в разных положениях с варьированием несущественных признаков. При этом дети должны уметь выделить части геом. фигур, сравнить их по свойствам.
VI ЭТАП – 6-7 год жизни.
Цель: дать общее представление о многоугольнике, овале; учить различать границы многоугольника, внутреннюю и внешнюю области фигуры; познакомить с геом. телами: шар, куб, цилиндр, конус. Эта задача решается на основе рассматривания геом. фигур, анализа их строения, выделения существенных признаков. Понятие «многоугольник» вводится на основе обобщения: все фигуры, имеющие углы, называются многоугольниками.
Можно подойти к понятию «многоугольник» через понятие «точка». Для этого рассмотреть с детьми, как из точек получаются линии, которые могут быть кривыми (показать на модели провисшей ниточки), прямыми (нитку натянуть), найти эти линии в окружающей обстановке.
Далее продемонстрировать, как получается отрезок (вырезать часть нитки), показать, что его можно нарисовать, что палочка – это тоже модель отрезка.
Далее несколько отрезков прикладываются друг к другу таким образом, что конец одного отрезка служит началом другого – так получается ломаная линия.
Затем сравнить ломаную незамкнутую и ломаную замкнутую, уточнить, на что похожа замкнутая ломаная линия – это и есть многоугольник.
Многоугольники бывают разные : треугольник, четырехугольник, квадрат и т.д.. Упражнение «Разговор фигур: у меня больше углов» (стрелками).
Упражнения на геометрические преобразования
· С помощью штриховки и обведения выделить области фигуры и ее границу.
· Детям предлагается определить характер взаимного расположения фигур: какие фигуры находятся вне круга, внутри квадрата, за границей фигуры, справа;
· Какие фигуры могут получиться при пересечении квадрата и треугольника? И др. Сначала анализ на моделях, затем по представлению.
· Начерти фигуры так, чтобы областью пересечения был треугольник, чтобы круг был частью квадрата, чтобы фигуры не имели общих точек;
В старшей и подготовительной группах одно из направлений работы – преобразование разных геом. фигур двумя способами: разрезанием и складыванием. Данная работа в целом проводится уже со средней группы не только в процессе специальных занятий. Дети в играх с мозаикой осваивают принципы получения новых геометрических фигур путем складывания. Однако в этом случае знания детей носят стихийный характер и мало связаны с формированием геом. представлений.
В старшем возрасте данный вид работы приобретает особую значимость, поэтому упражнения необходимо предлагать в системе. Сначала необходимо уточнить и дополнить знания детей о способах получения новых фигур путем разрезания. Эта работа проводится в тесной связи с изучением отношений между частью и целым.
Типы заданий:
· деление геом. фигур на части указанной формы (перегибание, разрезание, линиями)
С этой целью можно прочитать стихотворение:
Давным-давно в темном лесу в фигурной избушке
Жили-были два брата, два квадрата.
И были они близнецами. Убедитесь сами:
Видите на картинке – у каждого 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Гулял как-то первый квадрат между кустами,
Стучал по дорожке четырьмя уголками.
А звери говорят: «Кто это? Первый квадрат или его брат, второй квадрат? Как же они похожи!
Помните на картинке: 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Надоело квадрату, что его путают с братом,
И решил он измениться, в другую фигуру превратиться.
Взял он ножницы и срезал себе четыре уголка.
В круг превратился и по дорожке покатился.
И живется теперь братьям чудно, перепутать теперь братьев трудно:
Один катается по дорожкам, другой ходит на четырех уголках - четырех ножках.
До сих пор дружат два брата – круг с квадратом.
· составление фигур из имеющихся по заданным условиям: из 2-х треугольников – квадрат, из 2-х квадратов – прямоугольник, из 2-х треугольников – треугольник и т.п.… Целесообразно предлагать самостоятельно определять, какие фигуры могут получиться из данного набора фигур. Для закрепления, систематизации знаний, развития устойчивых представлений о геом. фигурах и их свойствах, для развития геометрического и пространственного мышления необходимо: лепить геом. фигуры; выкладывать их из палочек; конструировать из проволоки; вырезать из бумаги; чертить, рисовать от руки и т.д.
· распознавание геом. фигур на чертеже
- найти три треугольника и три четырехугольника
- сколько всего прямоугольников?
- сколько фигур и какие?