Приёмы ознакомления с числами второго десятка

Десяток лежит в основе образования всех чисел второго десятка. Сначала необходимо показать детям как образуется эта счётная единица. Основное дидактическое средство – счётные палочки. Детям предлагается отсчитать 10 палочек и обозначить соответствующей цифрой:

                                               
  Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru
                        Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru
 

è Сообщить, что вместо слова «десять» иногда используют другое слово – «десяток»: перед нами лежат десять палочек или один десяток. Где и когда вы могли слышать это слово (десяток яиц, пуговиц, ложек)?

Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru è Чтобы увидеть, что у нас ОДИН ДЕСЯТОК, предложить связать палочки вместе с помощью резинки: сколько здесь палочек? сколько десятков?

 
  Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru

è Когда-то в старину люди говорили не «десяток», а «дцать», и это название сохранилось по сей день.

è Теперь к десяти палочкам добавим ещё одну, посмотрим, какое число получилось (при этом одну палочку положить напучок).

è К десяти палочкам я добавила одну, получилось следующее число.

       
  Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru
 
    Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru

Послушайте, как это число называется: одну палочку я положила на десяток или дцать: один-на-дцать, одиннадцать. То же сделать для других чисел до 19.

è Одновременно знакомим с записью двузначных чисел: как записать число 10? Что показывают цифры 1 и 0? А как записать, что в числе один десяток и одна единица?

Для работы используем приём сопоставления предметной и символической модели, при записи меняем только цифру справа (обратить на это внимание детей):

       
  Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru
    Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru
 

 

Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru è Вы умеете считать до 10, теперь давайте посчитаем дальше (раздать карточки с 20-ю изображениями или предметы, палочки и т.п.): узнаем, сколько лет божьей коровке: одна, две, три… двадцать точек, значит, 19 лет (при счёте выделять голосом новые числительные: две-на-дцать, три-на-дцать, четыр-на-дцать…).

Прошёл целый год, наша божья коровка подросла, сколько ей стало лет (добавить ещё одну точку)? – Было девятнадцать, а стало двадцать.

è Давайте покажем это на палочках: положите перед собой один десяток и девять единиц, какое число мы показали? Добавьте еще одну палочку, сколько стало несвязанных палочек? Тоже десять или десяток. Его можно так же связать (связать резинкой). Сколько перед вами десятков? А сколько единиц? Это число называется два-дцать – два десятка. Давайте его запишем цифрами. Что обозначает цифра 2 слева? Цифра 0 справа? Сколько стало лет божьей коровке? Как получилось число 20?

è Далее упражнять детей в счёте и записи чисел в пределах 20:

· выложить указанное количество единиц и десятков, назвать, записать: положите один десяток и три единицы, какое число получилось, как его записать?

· выложить палочки по названному числу: положите перед собой семнадцать палочек, сколько десятков и единиц вы положили, как записать, что обозначают цифры 1 и 7?

· выложить палочки по цифре: положите перед собой вот столько палочек (показать цифру 15), как называется это число, сколько в нем десятков и единиц, что обозначают цифры 1 и 5?

Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru è Для работы удобно использовать специальную счётную линейку – АБАК.

 
  Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru

è Для моделирования чисел второго десятка можно использовать вместо связки счётных палочек другую модель – треугольник (методика Н.А.Зайцева), а для отдельных единиц - круги:

           
  Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru
    Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru   Приёмы ознакомления с числами второго десятка - student2.ru
 

è Дидактические игры и упражнения:

· «Число, как тебя зовут?» (по моделям)

· «Сосчитай и обозначь»

· «Найди ошибку» (разные варианты)

· «Кто знает, пусть дальше называет» (все числа подряд от названного, только три числа от названного в прямом и обратном порядке)

· «Назови число на один больше»

· «Назови соседей»

· «Какое число задумано?»

ЦВЕТНЫЕ ЦИФРЫ Х.КЮИЗЕНЕРА

Для углубления представлений о числе, о связях и отношениях между числами натурального ряда широко используются цветные палочки (цифры) бельгийского математика Х.Кюизенера.

Принцип: понятие итогового числа формируется путём измерения числа с помощью общей условной меры.

Значение «цветных цифр»: осознание отношений больше, меньше, равно, больше на, меньше на; относительность свойств, транзитивность отношений; деление целого на части; измерение с помощью условной меры; осознание функциональной зависимости; состав чисел из единиц и двух меньших; смысл арифметических действий; пространственная ориентировка: справа, слева; логические отношения: такой же, не такой; сериация.

Цвета, в которые окрашены палочки-цифры, выбраны не произвольно: они зависят от отношений, определяемых простыми числами первого десятка. Числа, кратные двум, имеют оттенки красного цвета, кратные трем – синего, пяти – желтого.

число цвет палочки обозначение
белый Б
розовый Р
голубой Г
красный (2х2) К
желтый Ж
фиолетовый (2х3) Ф
чёрный Ч
вишневый (2х4) В
синий (3х3) С
оранжевый (2х5) О

Методика работы.

· Сначала дети составляют изображения из палочек на листе нелинованной бумаги, т.е. знакомятся с пособием в игровой, практической, творческой деятельности: называют цвета, подбирают по длине в зависимости от детали изображения. Сравнивают по длине, группируют.

· Дети составляют изображения (животные, заборчики, коврики) на листе клетчатой бумаги, причем размер клетки должен быть равен стороне белого квадрата. Строят сериационные ряды. В процессе этой работы дети обращают внимание на то, сколько клеточек занимает каждая палочка.

· Специальная работа по знакомству с тем, какое число каждая палочка обозначает.

1) Возьмите одну розовую палочку.

2) Сколько клеток она занимает?

3) Сколько нужно взять белых кубиков, чтобы они поместились под розовой палочкой (вместе по длине были равны розовой палочке)?

4) Белый кубик – это число 1. Розовая палочка – число 2. Два – это один и один.

5) Положите столько грибов, какое число обозначает розовая палочка.

6) Добавьте еще один белый кубик.

7) Сколько стало белых кубиков? Найдите палочку, равную трем белым кубикам по длине. Какое число она обозначает? Как догадались? И т.д.

Анализ: как получилось число 2? 3? 4?... на сколько число 4 больше трех? Три меньше четырех? На сколько голубая полоска длиннее розовой? Сколько нужно взять белых палочек, чтобы получилось полоска, равная по длине желтой?

· Дети выстраивают сериационный ряд из палочек на листе клетчатой бумаги, палочки обозначаются цифрами. Проводится работа по сравнению рядом стоящих чисел, рассматриваются все их свойства по аналогии с числовой лесенкой.

· Порядковый счет: какая по цвету палочка лежит пятой по счету? Какого цвета палочка лежит между 5-ой и 7-ой? Какая по счету желтая полоска? Какая по счету полоска лежит между черной и синей?

· Дети составляют ряды наглядных пособий, выражающих равночисленные множества для обобщению по признаку числа: отсчитайте столько треугольников, сколько звуков услышали; найдите карточку, не которой столько же точек (числовую фигуру); найдите палочку; найдите цифру.

· Изучение состава числа из 2-х меньших.

Б Ф
Р Ж
Г К
К Г
Ж Р
Ф Б
             

· Игра с игральной костью: у каждого ребенка карточка 6х6. Дети бросают кубик, заполняют цветными полосками свободные поля. Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карточку и объяснит состав числа 6.

Наши рекомендации