Типы изменений в организациях
При улучшении бизнес процессов встает вопрос, насколько сильно нужно менять данный бизнес-процесс. Это зависит от целей, которые преследует организация. Существуют два подхода.
Первый известен под названием реинжиниринга бизнес-процесса – BPR- (Business Process Reengineering) и представляет технологии проведения «сильных», революционных изменений деятельности организации. Реинжиниринг бизнеса – это кардинальное изменение существующей структуры управления и производства компании, характеризующееся тем, что параметры процесса улучшаются в разы, а не на несколько процентов.
Его разработчики М. Хаммер и Д. Чампи считают, что в настоящее время в эпоху все возрастающей скорости изменений и прессинга конкурентов, резкая «ломка» бизнес-процессов является наиболее эффективным методом.
Другие специалисты считают, что конкурентоспособность компании целесообразно повышать, проводя небольшие, но постоянные улучшения бизнес-процессов. Они разработали концепцию всеобщего управления качеством – TQM (Total Qualiti Menegement), в которой заложено эволюционное совершенствование деятельности. В этом совершенствовании принимают участие все сотрудники организации «от уборщицы до директора» и все являются носителями и приверженцами культуры качества выполнения работ на своем месте.
Данная концепция объединила следующие подходы к улучшению бизнес-процессов, часто используемые на практике:
CPI –Continuous Process Improvement
(Э.Деминг) (непрерывное улучшение процесса).
BPI – Business Process Improvement
(Дж. Харрингтон) ( улучшение административных процессов).
ISO 9000:2000 –серия международных стандартов управления качеством, поддерживающая усилия в направлении развития методов и философии TQM.
Таблица 7.4
Сравнительная характеристика технологий изменений
№ | Реинжиниринг | Постоянное совершенствование | |
Изменения | Разовые, значительные | Постоянные, незначительные | |
Анализ | Общий, неглубокий | Детальный, многоуровневый | |
Участие первых лиц | Значительное, лидирующее | Незначительное | |
Инициатива | Только «сверху» | «Снизу» при продержке «сверху» | |
Управление | Жесткое, непопулярное | Либеральное, без прессинга | |
Механизм реализации | Проект с серьезной подготовкой | Постоянно действующая система | |
Барьеры | Финансы, персонал | Персонал |
Технологии изменений могут предполагать использование различных методов и методик, освоенных к настоящему моменту и более или менее удачно сочетающихся с указанными технологиями.
Методы улучшений бизнес процессов
Методы групповой работы – например, методика быстрого анализа решений (FAST) – концентрация внимания группы в ходе 1–2 дневного совещания на снижении затрат, возможных ошибок, а так же на вопросы координации, исключения отдельных операций и т.д.
Бенчмаркингпроцесса – внедрение заимствованных у различных компаний эффективных процессов, их элементов, ноу-хау, эффективных методов и пр.
ФУП-методы.Формализованные универсально – принципиальные методы, основанные на применении обобщений из успешного опыта и формализованных принципов построения бизнес-процессов. Эти методы универсальны и могут применяться для оптимизации любых процессов в различных сферах бизнеса. Это следующие методы:
- метод пяти вопросов;
- метод параллельного выполнения работ;
- метод устранения временных разрывов;
- разработка нескольких вариантов бизнес-процесса в зависимости от ситуаций;
- согласование результатов с требованиями;
- интеграция с поставщиками и клиентами;
- минимизация устной информации;
- стандартизация форм сбора и передачи информации;
- организация точек контроля;
- метод причинно-следственных связей и бездефектности работы.
Метод пяти вопросов
При разработке процессной схемы «как есть» следует задать пять следующих групп вопросов (табл. 7.5)
Таблица 7.5
№ | Группа | Вопросы |
«Цель» | - зачем делается эта работа? - для достижения какой цели делается эта работа? | |
«Люди» | - кто делает эту работу? - почему именно этот сотрудник делает эту работу? - кто еще мог бы сделать эту работу? - кто мог бы сделать эту работу эффективней? | |
« Место» | - где эта работа делается сейчас? - почему эта работа делается именно здесь? - где еще можно делать эту работу? - где эту работу можно делать эффективней? | |
«Время» | - когда делается эта работа? - почему эта работа делается именно в это время? - какие есть альтернативы? - какая альтернатива лучше? | |
«Технология» | - как эта работа делается? - почему эта работа делается именно так? - какими ещё способами эту работу можно выполнить? - какой способ выполнения работы эффективней |
Практика по улучшению бизнес-проектов показала, что достаточно кому-то заняться работой по организации взаимодействия по методу пяти вопросов, выделив на это временные ресурсы, – достигаются хорошие и быстрые результаты.