Типы изменений в организациях

При улучшении бизнес процессов встает вопрос, насколько сильно нужно менять данный бизнес-процесс. Это зависит от целей, которые преследует организация. Существуют два подхода.

Первый известен под названием реинжиниринга бизнес-процесса – BPR- (Business Process Reengineering) и представляет технологии проведения «сильных», революционных изменений деятельности организации. Реинжиниринг бизнеса – это кардинальное изменение существующей структуры управления и производства компании, характеризующееся тем, что параметры процесса улучшаются в разы, а не на несколько процентов.

Его разработчики М. Хаммер и Д. Чампи считают, что в настоящее время в эпоху все возрастающей скорости изменений и прессинга конкурентов, резкая «ломка» бизнес-процессов является наиболее эффективным методом.

Другие специалисты считают, что конкурентоспособность компании целесообразно повышать, проводя небольшие, но постоянные улучшения бизнес-процессов. Они разработали концепцию всеобщего управления качеством – TQM (Total Qualiti Menegement), в которой заложено эволюционное совершенствование деятельности. В этом совершенствовании принимают участие все сотрудники организации «от уборщицы до директора» и все являются носителями и приверженцами культуры качества выполнения работ на своем месте.

Данная концепция объединила следующие подходы к улучшению бизнес-процессов, часто используемые на практике:

CPI –Continuous Process Improvement

(Э.Деминг) (непрерывное улучшение процесса).

BPI – Business Process Improvement

(Дж. Харрингтон) ( улучшение административных процессов).

ISO 9000:2000 –серия международных стандартов управления качеством, поддерживающая усилия в направлении развития методов и философии TQM.

Таблица 7.4

Сравнительная характеристика технологий изменений

  Реинжиниринг Постоянное совершенствование
Изменения Разовые, значительные Постоянные, незначительные
Анализ Общий, неглубокий Детальный, многоуровневый
Участие первых лиц Значительное, лидирующее Незначительное
Инициатива Только «сверху» «Снизу» при продержке «сверху»
Управление Жесткое, непопулярное Либеральное, без прессинга
Механизм реализации Проект с серьезной подготовкой Постоянно действующая система
Барьеры Финансы, персонал Персонал

Технологии изменений могут предполагать использование различных методов и методик, освоенных к настоящему моменту и более или менее удачно сочетающихся с указанными технологиями.

Методы улучшений бизнес процессов

Методы групповой работы – например, методика быстрого анализа решений (FAST) – концентрация внимания группы в ходе 1–2 дневного совещания на снижении затрат, возможных ошибок, а так же на вопросы координации, исключения отдельных операций и т.д.

Бенчмаркингпроцесса – внедрение заимствованных у различных компаний эффективных процессов, их элементов, ноу-хау, эффективных методов и пр.

ФУП-методы.Формализованные универсально – принципиальные методы, основанные на применении обобщений из успешного опыта и формализованных принципов построения бизнес-процессов. Эти методы универсальны и могут применяться для оптимизации любых процессов в различных сферах бизнеса. Это следующие методы:

- метод пяти вопросов;

- метод параллельного выполнения работ;

- метод устранения временных разрывов;

- разработка нескольких вариантов бизнес-процесса в зависимости от ситуаций;

- согласование результатов с требованиями;

- интеграция с поставщиками и клиентами;

- минимизация устной информации;

- стандартизация форм сбора и передачи информации;

- организация точек контроля;

- метод причинно-следственных связей и бездефектности работы.

Метод пяти вопросов

При разработке процессной схемы «как есть» следует задать пять следующих групп вопросов (табл. 7.5)

Таблица 7.5

Группа Вопросы
«Цель» - зачем делается эта работа? - для достижения какой цели делается эта работа?
«Люди» - кто делает эту работу? - почему именно этот сотрудник делает эту работу? - кто еще мог бы сделать эту работу? - кто мог бы сделать эту работу эффективней?
« Место» - где эта работа делается сейчас? - почему эта работа делается именно здесь? - где еще можно делать эту работу? - где эту работу можно делать эффективней?
«Время» - когда делается эта работа? - почему эта работа делается именно в это время? - какие есть альтернативы? - какая альтернатива лучше?
«Технология» - как эта работа делается? - почему эта работа делается именно так? - какими ещё способами эту работу можно выполнить? - какой способ выполнения работы эффективней


Практика по улучшению бизнес-проектов показала, что достаточно кому-то заняться работой по организации взаимодействия по методу пяти вопросов, выделив на это временные ресурсы, – достигаются хорошие и быстрые результаты.

Наши рекомендации