Работа коробки передач с приводом управления
Исходное положение
При нейтральном положении рычага переключения передач рычаг-избиратель находится в прорези муфты среднего поводка. Поводки зафиксированы в нейтральном положении. Ведущие и ведомые шестерни всех передач находятся в зацеплении, однако крутящий момент на грузовой вал не передают.
Включение передач I— 3X
Рычаг переключения переместить «на себя», при этом рычаг-избиратель становится в прорезь муфты крайнего (дальнего от м/в) поводка. При перемещении рычага вверх (I передача) или вниз (ЗХ), рычаг- избиратель, поворачиваясь вместе с валиком, перемещает поводок, при этом шарики замкового механизма заклинивают два других поводка. Поводок через соединительную тягу поворачивает рычаг включения (I — 3X) и вместе с ним вилку переключения. Вилка сухарями перемещает муфту в сторону шестерни включаемой передачи и вводит в зацепление муфту с зубчатым венцом шестерни, т.е. шестерня через муфту соединяется с грузовым валом. Передача включена. Поводок во включенном положении удерживается фиксатором.
Включение передач II— III
Рычаг переключения переместить «от себя», при этом рычаг-избиратель становится в прорезь муфты ближнего к м/в поводка. При перемещении рычага вверх (II передача) или вниз (III передача), рычаг-избиратель поворачивается вместе с валиком и перемещает поводок.
Фиксация данного поводка и заклинивание других поводков происходит аналогично рассмотренному выше. Поводок через соединительную тягу перемещает золотник гидроцилиндра. Золотник открывает проход масла в полость между поршнем и корпусом (с одной или другой стороны поршня). Давлением масла поршень перемещается, поворачивая вилку переключения. Вилка сухарями перемещает муфту с синхронизатором в сторону шестерни включаемой передачи. Синхронизатор, соприкасаясь конусом с коническим приливом шестерни, выравнивает их угловые скорости.
После выравнивания угловых скоростей муфты и шестерни, муфта перемещается дальше и входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни, соединяя её с грузовым валом. Передача включена.
Включение передач IV— V
При перемещении рычага переключения из нейтрали вверх (V передача) или вниз (IV передача), рычаг-избиратель перемещает средний поводок. Далее включение передачи происходит аналогично рассмотренному выше для II — III передач.
Назначение и техническая характеристика коробки передач
БТР-80.
Коробка передач (см.рис.) предназначена для изменения передаточных чисел в трансмиссии в целях получения тяговых усилий на ведущих колесах и на водометном движителе, а также скоростей движения машины в более широких пределах, чем это может быть обеспечено за счет изменения режимов работы двигателя, для движения задним ходом и отключения двигателя от трансмиссии.
Техническая характеристика
Тип Передаточные числа: 1 передача 2 передача 3 передача 4 передача 5 передача передача заднего хода Синхронизаторы Применяемое масло Заправочная емкость, л | Механическая, с неподвижными осями валов, трехходовая, с шестернями постоянного зацепления на всех передачах, с синхронизированным включением 2, 3, 4 и 5 передач, с механическим дистанционным управлением, пятиступенчатая, имеет пять передач вперед и одну назад 7. 82 4,03 2,50 1,53 1,00 7,38 Инерционного типа, пальчиковые, с конусными кольцами МТ-16п, ТСп-15К 8,5 |
Коробка передач механическая, пятиступенчатая, имеет пять передач вперед и одну назад, трехходовая, с шестернями постоянного зацепления на всех передачах, с синхронизированным включением 2, 3, 4, 5 передач.
Рис. Коробка передач
1 – шток; 2 – рычаг; 3 – стопорный болт; 4 и 31 – фланцы; 5 и 59 – пресс-масленки; 6 и 27 – манжеты; 7 – шланг подвода смазки к муфте выключения сцепления; 8 – крышки; 9 – прокладка верхней крышки; 10 – верхняя крышка коробки передач; 11 – корпус опоры штока; 12 – крышка шаровой опоры; 13 – сферическая опора; 14 – роликоподшипник; 15 – промежуточная втулка; 16 – блок шестерен заднего хода; 17 – маслоохладитель; 18 – прокладка; 19 – стопорная шайба; 20 – болт со штифтом; 21 – ось блока шестерен заднего хода; 22 и 38 – упорные шайбы; 23– прокладка крышки подшипника вторичного вала; 24 – крышка переднего подшипника ведомого вала; 25 – регулировочные прокладки; 26 – распорная втулка; 28 – шайба; 29 – гайка крепления фланца; 30 – вторичный вал; 32 –передний шарикоподшипник вторичного вала; 33 – стопорное кольцо; 34 – гнездо переднего подшипника промежуточного вала; 35 – сферический роликоподшипник; 36 – крышка роликоподшипника; 37 – стопорная планка; 39 – прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала; 40 – прокладка гнезда переднего подшипника промежуточного вала; 41 – пробка маслосливного отверстия; 42 – промежуточный вал; 43 – картер коробки передач; 44 – прокладка крышки подшипника промежуточного вала; 45 – крышка подшипника промежуточного вала; 46 – картер сцепления; 47 – вилка выключения сцепления; 48 – вал вилки выключения сцепления; 49 – муфта выключения сцепления; 50 – первичный вал; 51 – указатель уровня масла; 52 – уплотнительная шайба; 53 – трубка; 54 – болт крепления маслоохладителя; 55 – магнитная пробка; 56 – уплотнительная прокладка; 57 – болт крепления кронштейна промежуточной опоры; 58 – кронштейн; а – проточка для установки уплотнителя.
Для охлаждения масла в коробке передач имеется маслоохладитель (см.рис.).
|
При движении по суше охлаждение корпуса маслоохладителя осуществляется вентилятором, закрепленным на карданном валу привода четвертого моста, при движении на плаву охлаждение осуществляется забортной водой (см.рис.).
Рис.Установка маслоохладителя коробки передач
1 – коробка передач; 2 – сцепление; 3 – водометный движитель; 4 – отводящий рукав; 5 – подводящий рукав; 6 – фильтр-сетка; 7 – маслоохладитель.
Занятие №3
«Приводы управления и система гидроуправления и смазки силовой передачи танка».
I. Цель занятия:
1. Изучить:
- назначение, общее устройство, расположение, крепление, работу и эксплуатационные регулировки приводов управления танка;
- назначение, техническая характеристика, расположение, крепление, работу системы гидроуправления и смазки силовой передачи;
- проверку эксплуатационных регулировок системы;
- работы по техническому обслуживанию, возможные неисправности и
способы их устранения.
2. Воспитать:
- чувство высокой ответственности за поддержание БТВТ в постоянной исправности.
II. Время: 2 часа
III. Место: Класс силовой установки и силовой передачи
IV. Вид занятия: Групповое со взводом
V. Метод: рассказ, показ, беседа
VI. Материальное обеспечение:
3. комплект плакатов (слайдов):
- общее устройство приводов управления и системы гиддроуправления и смазки силовой передачи танка.
4. технические средства:
-оборудование класса силовой передачи танка.
VII. Литература:
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 1,
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 1.
Расчет времени
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин.) |
1. 2. 3. | Вводная часть Основная часть 1. Назначение, общее устройство, расположение, крепление, работа и эксплуатационные регулировки приводов управления танка. 2. Назначение, техническая характеристика, расположение, крепление, работа системы гидроуправления и смазки силовой передачи. 3. Проверка эксплуатационных регулировок системы. 4. Работы по техническому обслуживанию, возможные неисправности и способы их устранения. Заключительная часть |
Ход занятия
Учебные вопросы | Методические указания |
1. Вводная часть 10 мин. 1.1 Проверка готовности к занятию. 1.2 Постановка задачи на занятие. Тема: № 8 «Трансмиссия, её обслуживание и ремонт». Занятие №3 «Приводы управления и система гидроуправления и смазки силовой передачи танка ». Цель занятия: 1. Изучить: - назначение, общее устройство, расположение, крепление, работу и эксплуатационные регулировки приводов управления танка; - назначение, техническая характеристика, расположение, крепление, работу системы гидроуправления и смазки силовой передачи; - проверку эксплуатационных регулировок системы; - работы по техническому обслуживанию, возможные неисправности и способы их устранения. 2. Воспитать: - чувство высокой ответственности за поддержание БТВТ в постоянной исправности. Провести контрольный опрос по предыдущему занятию. | Принять рапорт, проверить наличие, внешний вид студентов, наличие конспектов. Добиться устранения выявленных недостатков. Наименование темы написать на доске. Доказать необходимость изучения темы - объявить порядок ее изучения; - объявить цели; Опросить 2-3 студентов по основным вопросам предыдущего занятия |
2. Основная часть 75 мин 1. Назначение, общее устройство, расположение, крепление, работа и эксплуатационные регулировки приводов управления танка. 2.Назначение, техническая характеристика, расположение, крепление, работа системы гидроуправления и смазки силовой передачи. 3. Проверка эксплуатационных регулировок системы. 4. Работы по техническому обслуживанию, возможные неисправности и способы их устранения. | Назначение и общее устройство приводов управления танка изложить в темпе, удобном для записи, работу и эксплуатационные регулировки показать на слайде (плакате) Назначение и техническую характеристику системы гидроуправления и смазки силовой передачи изложить в темпе, удобном для записи, работу показать на слайде (плакате) Изложить в темпе, удобном для записи, показать на слайде (плакате) Показать на слайде и по плакату, дать под запись. |
3. Заключительная часть 5 мин. - Подвести итог занятия. - Выдать задание на самоподготовку. - Объявить окончание занятия. | - напомнить тему, цели занятия, отметить степень усвоения материала; - объявить оценки; - отметить положительные стороны; - ответить на вопросы студентов; - дать задание на самостоятельную подготовку; - объявить тему следующего занятия; - заполнить журнал |
Руководитель занятия = =
Занятие №3
«Приводы управления и система гидроуправления и смазки силовой передачи танка».
1. Назначение, общее устройство, расположение, крепление, работу и эксплуатационные регулировки приводов управления танка.
Приводы управления силовой передачей обеспечивают:
— отключение силовой передачи от двигателя;
— переключение передач в КП;
— осуществление поворота машины;
— торможение машины в движении на стоянках.
Приводы управления состоят из механической и гидравлической частей.
В механическую часть приводов входят:
— привод выключения коробок передач (привод сцепления);
— привод переключения передач;
— привод управления поворотом машины;
— привод остановочного тормоза.
В гидравлическую часть привода входят механизмы распределения, являющиеся частью системы гидроуправления и смазки силовой передачи.
Регулировочные параметры приводов управления, за исключением привода остановочного тормоза, как правило, за период эксплуатации машины остаются неизменными. Проверка и регулировка приводов управления производится после замены механизмов распределения, КП или других демонтажных работ, нарушающих регулировочные параметры приводов.