Тема № 8 «Трансмиссия, её обслуживание и ремонт».
Факультет военного обучения
Кафедра «Танковых войск»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения учебных занятий по теме №8
учебной дисциплине «Специальная подготовка»
(ВУС – 824,825)
Тема № 8 «Трансмиссия, её обслуживание и ремонт».
Г. Челябинск
Южно-Уральский государственный университет
Факультет военного обучения
Кафедра «Танковых войск».
«Утверждаю»
Начальник кафедры танковых войск
полковник В. Дудоров
«___»________________2017г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения учебных занятий по теме №8
учебной дисциплине «Специальная подготовка»
(ВУС – 824,825)
Тема № 8 «Трансмиссия, её обслуживание и ремонт».
Разработана преподавателем
Обсуждена на заседании
кафедры танковых войск
«_____»_____________________2017 г.
Протокол №
Г. Челябинск
ТЕМА № 8. Трансмиссия, её обслуживание и ремонт.
Объем учебного материала темы
Занятие 1. Групповое. Назначение, составные части трансмиссии танка, БМП. БТР.
Занятие 2. Групповое. Коробки передач танка, БМП и БТР.
Занятие 3. Групповое. Приводы управления и система гидроуправления и смазки силовой
передачи танка.
Занятие 4. Групповое. Привод управления поворотом и остановочными тормозами БМП,
рулевое управление и тормозная система БТР.
Занятие 5. Практическое. Выполнение практических работ по техническому обслуживанию
трансмиссии танка, БМП и БТР.
Занятие 6. Практическое. Выполнение практических работ по техническому обслуживанию
приводов управления танка, БМП и БТР.
Занятие 7. Групповое. Ремонт агрегатов и узлов трансмиссии танка, БМП и БТР.
Занятие 8. Практическое. Ремонт агрегатов и узлов трансмиссии танка, БМП и БТР.
2 Учебные воспитательные цели:
Изучить(ознакомиться):
- назначение трансмиссии, её составные части, их назначение, размещение и крепление в машине, техническую характеристику трансмиссии танка Т-72Б, БМП-2 и БТР-80;
- назначение, техническая характеристика, общее устройство, расположение, крепление коробок передач танка Т-72Б, БМП-2 и БТР-80;
- назначение, техническая характеристика, общее устройство, расположение, крепление приводов управления и системы гидроуправления и смазки силовой передачи танка;
- назначение, техническая характеристика, общее устройство и работа привода управления поворотом и остановочными тормозами БМП, рулевого управления и тормозная система БТР;
Научить (ознакомить):
- определять неисправности агрегатов и узлов трансмиссии танка Т-72Б,
БМП-2, БТР-80, требующие их замены или снятия для ремонта;
- с техническими требованиями на монтаж агрегатов и узлов трансмиссии и
их замену. Инструмент и приспособления, применяемые при замене агре-
гатов и узлов трансмиссии танка Т-72Б, БМП-2, БТР-80.
Прививать:- командные и методические навыки
Воспитывать:- чувство высокой ответственности за поддержание БТВТ в постоянной
готовности.
Проверить: -усвоение изученного материала;
Время:- 22 часа, из них 10 часов групповые, 12 часов практические занятия.
Обучаемые:студенты
Уровень усвоения материала.
Знать:
– назначение, общее устройство, размещение трансмиссий танка Т-72Б,
БМП-2, БТР-80;
– назначение, техническую характеристику, общее устройство агрегатов и механизмов трансмиссий танка Т-72Б, БМП-2, БТР-80;
– работу трансмиссий танка Т-72Б, БМП-2, БТР-80;
– назначение, общее устройство приводов управления танка Т-72Б, БМП-2,
БТР-80;
– характерные неисправности трансмиссий и приводов управления и способы их устранения;
Уметь:
– выполнять работы по проверке регулировок и регулировке приводов управления трансмиссиями танка Т-72Б, БМП-2, БТР-80;
Порядок изучения темы
№ п/п | Наименование занятия | Время | Вид занятия | Метод проведения | Место проведения |
Занятие № 1 «Назначение, составные части трансмиссии танка, БМП, БТР». Занятие № 2 «Коробки передач танка, БМП и БТР». Занятие № 3 «Приводы управления и система гидроуправления и смазки силовой передачи танка». Занятие № 4 «Привод управления поворотом и остановочными тормозами БМП, рулевое управление и тормозная система БТР» | 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа | Групповое со взводом Групповое со взводом Групповое со взводом Групповое со взводом | Рассказ, показ, беседа Рассказ, показ, беседа Рассказ, показ, беседа Рассказ, показ, беседа | Класс силовой установки и СП Класс силовой установки и СП Класс силовой установки и СП Класс силовой установки и СП | |
Всего на тему 22 часа |
«Утверждаю»
Начальник цикла
п-к запаса « А. Белов»
« 5» сентября 2017 года
План
Проведения занятий по дисциплине «Специальная подготовка»
Тема 8Трансмиссия ее обслуживание и ремонт.
Занятие 1«Назначение, составные части трансмиссии танка, БМП, БТР».
«Назначение, составные части трансмиссии танка, БМП, БТР».
I. Цель занятия:
1. Изучить:
- назначение трансмиссий танка, БМП, БТР и её составные части;
- назначение составных частей их размещение и крепление в машине.
2. Воспитать:
- чувство высокой ответственности за поддержание БТВТ в постоянной исправности
II. Время: 2 часа
III. Место: Класс силовой установки и силовой передачи
IV. Вид занятия: Групповое со взводом
V. Метод: рассказ показ беседа
VI. Материальное обеспечение:
1. комплект плакатов (слайдов):
- общее устройство трансмиссий танка, БМП, БТР;
- общее устройство агрегатов трансмиссий танка, БМП, БТР;
2. технические средства:
-оборудование класса силовой установки и силовой передачи.
VII. Литература:
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 1,
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 1.
- «Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». Воениздат, М., 1979 г.
- «Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М., Воениздат, 2001 г.
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин.) |
1. 2. 3. | Вводная часть Основная часть 1.Назначение трансмиссии танка, БМП и БТР, её составные части. 2.Назначение составных частей их размещение и крепление в машине. Заключительная часть |
Ход занятия
Учебные вопросы | Методические указания |
1. Вводная часть 10 мин. 1.1 Проверка готовности к занятию. 1.2 Постановка задачи на занятие. Тема: № 8 «Трансмиссия, её обслуживание и ремонт» Занятие 1«Назначение, составные части трансмиссии танка, БМП, БТР». Цель занятия: 1. Изучить: - назначение трансмиссий танка, БМП, БТР и её составные части; - назначение составных частей их размещение и крепление в машине. 2. Воспитать: - чувство высокой ответственности за поддержание БТВТ в постоянной исправности 2. Основная часть 75 мин. 1. Назначение трансмиссии танка, БМП и БТР, её составные части. 35 мин. 1.1. Трансмиссия танка Т-72А 1.2. Трансмиссия танка БМП-1 1.3. Трансмиссия танка БТР-80 2. Назначение составных частей их размещение и крепление в машине. 40 мин. | Принять рапорт, проверить наличие, внешний вид студентов, наличие конспектов. Добиться устранения выявленных недостатков. Наименование темы написать на доске. - объявить порядок ее изучения; - объявить цели; Назначение и состав трансмиссий изложить в темпе, удобном для записи. Структурную схему силовой передачи танка Т-72, БМП-2 и БТР-80 нарисовать на доске, показать на слайде. Назначение, расположение, крепление агрегатов, узлов и приборов трансмиссий изложить в темпе, удобном для записи, расположение составных частей трансмиссий показать на слайде и на материальной части. |
3. Заключительная часть 5 мин. - Подвести итог занятия. - Выдать задание на самоподготовку. - Объявить окончание занятия. | - напомнить тему, цели занятия, отметить степень усвоения материала; - объявить оценки; - отметить положительные стороны; - ответить на вопросы студентов; - дать задание на самостоятельную подготовку; - объявить тему следующего занятия; - заполнить журнал |
Руководитель занятия = А.Хуснутдинов =
Трансмиссия предназначена:
– для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам;
– для изменения скорости движения танка и тяговых усилий на ведущих колесах в более
широком диапазоне, чем это можно сделать изменением оборотов двигателя;
– для трогания с места, осуществления поворотов, торможения, обеспечения заднего хода и
удержания танка в заторможенном состоянии на подъемах и спусках;
– для отключения двигателя от ведущих колес при его работе на холостом ходу и во время
пуска, а также при переключении передач.
Трансмиссия механическая с гидравлическим управлением состоит из входного редуктора и двух коробок передач, конструктивно объединенных с бортовыми редукторами.
Трансмиссия обеспечивает получение семи передач для движения вперед и одной передачи для движения назад, повороты танка на каждой передаче и торможение.
Состоит из:
1. Входного редуктора (Гитары);
2. Двух коробок передач;
3. Двух бортовых передач.
Коробка передач, конструктивно объединена с бортовой передачей и представляет узел, который называется единый агрегат трансмиссии (ЕАТ).
Назначение коробок передач (БКБ), их расположение и крепление.
Коробки передач – предназначены для изменения скорости движения и тяговых усилий на ведущих колесах, торможения, отключения двигателя от ведущих колес и осуществления поворота танка.
КП установлены в картеры 31 (см.рис.) которые, вварены в кормовую часть корпуса танка с левого и правого бортов и прикреплены к фланцам этих картеров болтами 28. Между картером и задним фланцем КП установлена паранитовая прокладка 29. Между картером и передним фланцем КП установлено уплотнительное кольцо 14. Ведущие валы 41 КП соединены с ведомой шестерней входного редуктора: вал правой КП – зубчаткой 10 (см. рис.) и зубчатой муфтой 9, а вал левой КП зубчатыми муфтами и валом 5.
Рис. . Коробка передач: I, II, III, IV – планетарные ряды; 1 – передний фланец; 2 – солнечная шестерня I ряда; 3 – пробка; 4 – ведущий вал; 5 – сателлит I ряда; 6 – солнечная шестерня II ряда; 7 – солнечная шестерня III ряда; 8 – торцевые уплотнения фрикционов Ф2 и Ф3; 9 – сателлит II ряда; 10 – водило I, II и III рядов; 11 – эпицикл II ряда; 12 – резиновая манжета;
13 – бустер; 14 – уплотнительное кольцо; 15 – пакет дисков; 16 – механизм распределения;
17 – шариковое разжимное устройство; 18 – задний фланец; 19 – эпицикл III ряда;
20 – сателлит III ряда; 21 – отжимное устройство; 22 – водило IV ряда; 23 – солнечная шестерня IV ряда; 24 – уплотнительные кольца; 25 – ведомый вал; 26 – сателлит IV ряда;
27 – эпицикл IV ряда; 28 – болты крепления КП; 29 – паронитовые прокладки; 30 – средний барабан; 31 – картер КП; 32 – откачивающий насос; а – каналы подвода масла к бустерам;
б – канал откачки масла из картера КП
Установка мостов в машине
Все мосты установлены внутри корпуса машины и крепятся в нем в трех местах каждый болтами за фланец картера болтами через фланцы, уплотнительное кольцо и резиновую прокладку к листам основания корпуса и к кронштейнам поперечин и днища корпуса болтами через кронштейны и резиновые подушки.
Устройство мостов
Каждый ведущий мост представляет собой составную пустотелую балку, в которой расположены главная передача, дифференциал и полуоси.
Основные части всех мостов (одинаковы).
1. главные передачи
2. дифференциалы
3. картеры
4. кожухи полуосей
План
Проведения занятий по дисциплине «Специальная подготовка»
Тема 8Трансмиссия ее обслуживание и ремонт.
Занятие 2«Коробки передач танка, БМП, БТР»
I. Цель занятия:
1. Изучить:
- назначение, общее устройство коробки передач танка, БМП и БТР;
- общее устройство, расположение, крепление коробок передач и их соединение с двигателем;
- работа коробок передач.
2. Воспитать:
- чувство высокой ответственности за поддержание БТВТ в постоянной исправности.
II. Время: 2 часа
III. Место: Класс силовой установки и силовой передачи
IV. Вид занятия: Групповое со взводом
V. Метод: рассказ показ беседа
VI. Материальное обеспечение:
1. комплект плакатов (слайдов):
- общее устройство коробок передач танка, БМП и БТР.
2. технические средства:
-оборудование класса силовой передачи танка, БМП и БТР.
VII. Литература:
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 1,
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 1.
- «Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». Воениздат, М., 1979 г.
- «Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М., Воениздат, 2001 г.
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин.) |
1. 2. 3. | Вводная часть Основная часть 1.Назначение и техническая характеристика коробок передач танка, БМП и БТР. 2.Общее устройство, расположение, крепление коробок передач и их соединение с двигателем. 3.Работа коробок передач. Заключительная часть |
Ход занятия
Учебные вопросы | Методические указания |
1. Вводная часть 10 мин. 1.1 Проверка готовности к занятию. 1.2 Постановка задачи на занятие. Тема: № 8 «Трансмиссия, её обслуживание и ремонт». Занятие №2 «Коробки передач танка, БМП и БТР ». Цель занятия: 1. Изучить: - назначение, общее устройство коробки передач танка, БМП и БТР; - общее устройство, расположение, крепление коробок передач и их соединение с двигателем; - работа коробок передач. 2. Воспитать: - чувство высокой ответственности за поддержание БТВТ в постоянной исправности. Провести контрольный опрос по предыдущему занятию. 2. Основная часть 75 мин 1.Назначение и техническая характеристика коробок передач танка, БМП и БТР. 15 мин 1.1. Коробка передач танка Т-72; 1.2. Коробка передач БМП-1; 1.3. Коробка передач БТР-80. 2.Общее устройство, расположение, крепление коробок передач и их соединение с двигателем. 30 мин 3.Работа коробок передач. 30 мин | Принять рапорт, проверить наличие, внешний вид студентов, наличие конспектов. Добиться устранения выявленных недостатков. Наименование темы написать на доске. Доказать необходимость изучения темы - объявить порядок ее изучения; - объявить цели; Опросить 2-3 студентов по основным вопросам предыдущего занятия Назначение и техническую характеристику коробок передач изложить в темпе, удобном для записи Общее устройство коробок передач показать на стенде, слайде и по плакату. Показать на слайде и по плакату. |
3. Заключительная часть 5 мин. - Подвести итог занятия. - Выдать задание на самоподготовку. - Объявить окончание занятия. | - напомнить тему, цели занятия, отметить степень усвоения материала; - объявить оценки; - отметить положительные стороны; - ответить на вопросы студентов; - дать задание на самостоятельную подготовку; - объявить тему следующего занятия; - заполнить журнал |
Руководитель занятия А.Хуснутдинов
= =
Работа коробки передач
Для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам необходимо включить в обеих КП два тормозных фрикциона, или тормозной и блокировочный фрикционы, или два блокировочных. Включение тормозного фрикциона останавливает один из элементов планетарного ряда, включение блокировочного фрикциона блокирует в одно целое эпицикл и
солнечную шестерню. При этом крутящий момент от двигателя передается через входной редуктор к ведущему валу КП, через планетарные ряды к ведомому валу и далее через бортовой редуктор к ведущим колесам гусеничного движителя.
В зависимости от включенной передачи (различного сочетания работы планетарных рядов) обеспечивается необходимый для движения крутящий момент и тяговое усилие на ведущих колесах гусеничного движителя.
Исходное положение
При нейтральном положении рычага переключения передач рычаг-избиратель находится в прорези муфты среднего поводка. Поводки зафиксированы в нейтральном положении. Ведущие и ведомые шестерни всех передач находятся в зацеплении, однако крутящий момент на грузовой вал не передают.
Включение передач I— 3X
Рычаг переключения переместить «на себя», при этом рычаг-избиратель становится в прорезь муфты крайнего (дальнего от м/в) поводка. При перемещении рычага вверх (I передача) или вниз (ЗХ), рычаг- избиратель, поворачиваясь вместе с валиком, перемещает поводок, при этом шарики замкового механизма заклинивают два других поводка. Поводок через соединительную тягу поворачивает рычаг включения (I — 3X) и вместе с ним вилку переключения. Вилка сухарями перемещает муфту в сторону шестерни включаемой передачи и вводит в зацепление муфту с зубчатым венцом шестерни, т.е. шестерня через муфту соединяется с грузовым валом. Передача включена. Поводок во включенном положении удерживается фиксатором.
Включение передач II— III
Рычаг переключения переместить «от себя», при этом рычаг-избиратель становится в прорезь муфты ближнего к м/в поводка. При перемещении рычага вверх (II передача) или вниз (III передача), рычаг-избиратель поворачивается вместе с валиком и перемещает поводок.
Фиксация данного поводка и заклинивание других поводков происходит аналогично рассмотренному выше. Поводок через соединительную тягу перемещает золотник гидроцилиндра. Золотник открывает проход масла в полость между поршнем и корпусом (с одной или другой стороны поршня). Давлением масла поршень перемещается, поворачивая вилку переключения. Вилка сухарями перемещает муфту с синхронизатором в сторону шестерни включаемой передачи. Синхронизатор, соприкасаясь конусом с коническим приливом шестерни, выравнивает их угловые скорости.
После выравнивания угловых скоростей муфты и шестерни, муфта перемещается дальше и входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни, соединяя её с грузовым валом. Передача включена.
Включение передач IV— V
При перемещении рычага переключения из нейтрали вверх (V передача) или вниз (IV передача), рычаг-избиратель перемещает средний поводок. Далее включение передачи происходит аналогично рассмотренному выше для II — III передач.
БТР-80.
Коробка передач (см.рис.) предназначена для изменения передаточных чисел в трансмиссии в целях получения тяговых усилий на ведущих колесах и на водометном движителе, а также скоростей движения машины в более широких пределах, чем это может быть обеспечено за счет изменения режимов работы двигателя, для движения задним ходом и отключения двигателя от трансмиссии.
Техническая характеристика
Тип Передаточные числа: 1 передача 2 передача 3 передача 4 передача 5 передача передача заднего хода Синхронизаторы Применяемое масло Заправочная емкость, л | Механическая, с неподвижными осями валов, трехходовая, с шестернями постоянного зацепления на всех передачах, с синхронизированным включением 2, 3, 4 и 5 передач, с механическим дистанционным управлением, пятиступенчатая, имеет пять передач вперед и одну назад 7. 82 4,03 2,50 1,53 1,00 7,38 Инерционного типа, пальчиковые, с конусными кольцами МТ-16п, ТСп-15К 8,5 |
Коробка передач механическая, пятиступенчатая, имеет пять передач вперед и одну назад, трехходовая, с шестернями постоянного зацепления на всех передачах, с синхронизированным включением 2, 3, 4, 5 передач.
Рис. Коробка передач
1 – шток; 2 – рычаг; 3 – стопорный болт; 4 и 31 – фланцы; 5 и 59 – пресс-масленки; 6 и 27 – манжеты; 7 – шланг подвода смазки к муфте выключения сцепления; 8 – крышки; 9 – прокладка верхней крышки; 10 – верхняя крышка коробки передач; 11 – корпус опоры штока; 12 – крышка шаровой опоры; 13 – сферическая опора; 14 – роликоподшипник; 15 – промежуточная втулка; 16 – блок шестерен заднего хода; 17 – маслоохладитель; 18 – прокладка; 19 – стопорная шайба; 20 – болт со штифтом; 21 – ось блока шестерен заднего хода; 22 и 38 – упорные шайбы; 23– прокладка крышки подшипника вторичного вала; 24 – крышка переднего подшипника ведомого вала; 25 – регулировочные прокладки; 26 – распорная втулка; 28 – шайба; 29 – гайка крепления фланца; 30 – вторичный вал; 32 –передний шарикоподшипник вторичного вала; 33 – стопорное кольцо; 34 – гнездо переднего подшипника промежуточного вала; 35 – сферический роликоподшипник; 36 – крышка роликоподшипника; 37 – стопорная планка; 39 – прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала; 40 – прокладка гнезда переднего подшипника промежуточного вала; 41 – пробка маслосливного отверстия; 42 – промежуточный вал; 43 – картер коробки передач; 44 – прокладка крышки подшипника промежуточного вала; 45 – крышка подшипника промежуточного вала; 46 – картер сцепления; 47 – вилка выключения сцепления; 48 – вал вилки выключения сцепления; 49 – муфта выключения сцепления; 50 – первичный вал; 51 – указатель уровня масла; 52 – уплотнительная шайба; 53 – трубка; 54 – болт крепления маслоохладителя; 55 – магнитная пробка; 56 – уплотнительная прокладка; 57 – болт крепления кронштейна промежуточной опоры; 58 – кронштейн; а – проточка для установки уплотнителя.
Для охлаждения масла в коробке передач имеется маслоохладитель (см.рис.).
|
При движении по суше охлаждение корпуса маслоохладителя осуществляется вентилятором, закрепленным на карданном валу привода четвертого моста, при движении на плаву охлаждение осуществляется забортной водой (см.рис.).
Рис.Установка маслоохладителя коробки передач
1 – коробка передач; 2 – сцепление; 3 – водометный движитель; 4 – отводящий рукав; 5 – подводящий рукав; 6 – фильтр-сетка; 7 – маслоохладитель.
Занятие №3
«Приводы управления и система гидроуправления и смазки силовой передачи танка».
I. Цель занятия:
1. Изучить:
- назначение, общее устройство, расположение, крепление, работу и эксплуатационные регулировки приводов управления танка;
- назначение, техническая характеристика, расположение, крепление, работу системы гидроуправления и смазки силовой передачи;
- проверку эксплуатационных регулировок системы;
- работы по техническому обслуживанию, возможные неисправности и
способы их устранения.
2. Воспитать:
- чувство высокой ответственности за поддержание БТВТ в постоянной исправности.
II. Время: 2 часа
III. Место: Класс силовой установки и силовой передачи
IV. Вид занятия: Групповое со взводом
V. Метод: рассказ, показ, беседа
VI. Материальное обеспечение:
3. комплект плакатов (слайдов):
- общее устройство приводов управления и системы гиддроуправления и смазки силовой передачи танка.
4. технические средства:
-оборудование класса силовой передачи танка.
VII. Литература:
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 1,
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 1.
Расчет времени
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин.) |
1. 2. 3. | Вводная часть Основная часть 1. Назначение, общее устройство, расположение, крепление, работа и эксплуатационные регулировки приводов управления танка. 2. Назначение, техническая характеристика, расположение, крепление, работа системы гидроуправления и смазки силовой передачи. 3. Проверка эксплуатационных регулировок системы. 4. Работы по техническому обслуживанию, возможные неисправности и способы их устранения. Заключительная часть |
Ход занятия
Учебные вопросы | Методические указания |
1. Вводная часть 10 мин. 1.1 Проверка готовности к занятию. 1.2 Постановка задачи на занятие. Тема: № 8 «Трансмиссия, её обслуживание и ремонт». Занятие №3 «Приводы управления и система гидроуправления и смазки силовой передачи танка ». Цель занятия: 1. Изучить: - назначение, общее устройство, расположение, крепление, работу и эксплуатационные регулировки приводов управления танка; - назначение, техническая характеристика, расположение, крепление, работу системы гидроуправления и смазки силовой передачи; - проверку эксплуатационных регулировок системы; - работы по техническому обслуживанию, возможные неисправности и способы их устранения. 2. Воспитать: - чувство высокой ответственности за поддержание БТВТ в постоянной исправности. Провести контрольный опрос по предыдущему занятию. | Принять рапорт, проверить наличие, внешний вид студентов, наличие конспектов. Добиться устранения выявленных недостатков. Наименование темы написать на доске. Доказать необходимость изучения темы - объявить порядок ее изучения; - объявить цели; Опросить 2-3 студентов по основным вопросам предыдущего занятия |
2. Основная часть 75 мин 1. Назначение, общее устройство, расположение, крепление, работа и эксплуатационные регулировки приводов управления танка. 2.Назначение, техническая характеристика, расположение, крепление, работа системы гидроуправления и смазки силовой передачи. 3. Проверка эксплуатационных регулировок системы. 4. Работы по техническому обслуживанию, возможные неисправности и способы их устранения. | Назначение и общее устройство приводов управления танка изложить в темпе, удобном для записи, работу и эксплуатационные регулировки показать на слайде (плакате) Назначение и техническую характеристику системы гидроуправления и смазки силовой передачи изложить в темпе, удобном для записи, работу показать на слайде (плакате) Изложить в темпе, удобном для записи, показать на слайде (плакате) Показать на слайде и по плакату, дать под запись. |
3. Заключительная часть 5 мин. - Подвести итог занятия. - Выдать задание на самоподготовку. - Объявить окончание занятия. | - напомнить тему, цели занятия, отметить степень усвоения материала; - объявить оценки; - отметить положительные стороны; - ответить на вопросы студентов; - дать задание на самостоятельную подготовку; - объявить тему следующего занятия; - заполнить журнал |
Руководитель занятия = =
Занятие №3
«Приводы управления и система гидроуправления и смазки силовой передачи танка».
1. Назначение, общее устройство, расположение, крепление, работу и эксплуатационные регулировки приводов управления танка.
Приводы управления силовой передачей обеспечивают:
— отключение силовой передачи от двигателя;
— переключение передач в КП;
— осуществление поворота машины;
— торможение машины в движении на стоянках.
Приводы управления состоят из механической и гидравлической частей.
В механическую часть приводов входят:
— привод выключения коробок передач (привод сцепления);
— привод переключения передач;
— привод управления поворотом машины;
— привод остановочного тормоза.
В гидравлическую часть привода входят механизмы распределения, являющиеся частью системы гидроуправления и смазки силовой передачи.
Регулировочные параметры приводов управления, за исключением привода остановочного тормоза, как правило, за период эксплуатации машины остаются неизменными. Проверка и регулировка приводов управления производится после замены механизмов распределения, КП или других демонтажных работ, нарушающих регулировочные параметры приводов.
Привод переключения передач
Привод обеспечивает переключение передач в КП.
Он состоит из избирателя передач, переднего поперечного валика, рычагов, продольной составной тяги, заднего поперечного валика, соединяющего механизмы распределения.
При переключении передач перемещение от рычага избирателя с помощью переднего поперечного валика и продольной составной тяги передается на рычаг правого механизма распределения. При повороте рычага и валика одновременно поворачиваются пробки правого и левого механизмов распределения, обеспечивая поступление масла в соответствующие каналы к бустерам фрикционов КП включаемой передача.
Избиратель передач установлен в отделении управления справа от сиденья механика-
водителя и состоит из корпуса 4 (см.рис.), рычага 14 избирателя (переключения передач) с возвратной пружиной, рычага 12, гребенки 3 с пазами для фиксации рычага переключения передач, фиксатора 1 с возвратной пружиной 2, запирающего устройства электромеханической 37 блокировки рычага переключения передач, блока 5 переключателей, датчика 15 нейтрали и деталей, обеспечивающих крепление и взаимодействие частей избирателя.
Привод переключения передач:
1 – Продольная составная тяга; 2 – стяжка; 3, 11, 14 и 16 – рычаги; 4 – вал сцепления;
5 – стрелка; 6 – лимб; 7 – втулка; 8 – муфта; 9 и 10 – гайки; 12 – задний поперечный валик; 13 – избиратель передач; 15 – передний поперечный валик; а и б – зазоры.
Рис. Избиратель передач (рычаг избирателя показан в положении VII передачи):
1 – фиксатор; 2, 9, 11 – возвратные пружины; 3 – гребенка; 4 – корпус избирателя;
5 – блок переключателей; 6 – копир; 7 – электромагнит; 8 – собачка; 10 – защелка;
12 – рычаг; 13 – правый рычаг избирателя; 14 – рычаг избирателя; 15 – датчик нейтрали;
16 – ролик
Фиксаторисключает возможность непоследовательного перехода с высших передач на низшие передачи и не позволяет включать передачу заднего хода без предварительной установки рычага переключения передач в нейтральное положение.
Запирающее устройство исключает возможность перемещения рычага переключения передач с 7-й на 6-ю, с 6-й на 5-ю и с 5-й на 4-ю передачи при поступлении сигнала от блокирующего устройства.
Датчик нейтрали предназначен для блокировки пуска двигателя при включенной передаче. В нейтральном положении рычага 14 избирателя шток датчика нажат роликом 16, блокировка отключена.
Работа при поворотах
Для поворота танка необходимо перевести в конечное положение один из рычагов управления. При этом поворачивается рычаг 22 (см. рис.) и жестко связанный с ним кулак 19. Кулак своим наружным профилем и поднимает ролик вильчатого рычага 7. Вилка рычага 7 сжимает пружины 31 (см. рис.) и освобождает пружину 33. Золотник 34 поднимается, полости п и о сообщаются между собой, в результате чего давление в средней полости п втулки 37 и в бустерах фрикционов КП падает до нуля.
Одновременно кулак 19 (см. рис.) через водило поворачивает втулку 4 на угол, необходимый для включения пониженной передачи. При дальнейшем повороте кулака 19 вильчатый рычаг плавно возвращается в исходное положение. Пружина 33 (см. рис.) воздействует на золотник 34 с возрастающим усилием, что обеспечивает плавное нарастание давления масла в бустерах, включающих пониженную передачу. Происходит плавный поворот танка с пробуксовкой дисков фрикционов.
При выжиме рычага управления до упора ролик рычага 7 (см.рис.) попадает в конце профиля и в лунку кулака 19. При этом давление в бустерах достигает 10 – 11,5 кгс/см2, пробуксовка фрикционов прекращается и танк поворачивает с фиксированным радиусом.
При повороте втулки 4 отверстие ф (см.рис.) механизма распределения со стороны отстающей гусеницы соединяется через паз щ втулки поворота с полостью р втулки 37, к которой подводится давление из системы. Поскольку отверстие ф механизма распределения со
стороны отстающей 61 гусеницы соединено трубопроводом с отверстием у механизма
распределения со стороны забегающей гусеницы, золотник 39 забегающего механизма поднимается, прижимает рычаг 6 к винту 41. При этом на золотник 34 воздействует дополнительное усилие пружины 12 и давление в бустерах КП со стороны забегающей гусеницы поднимается до 16,5–18 кгс/см2, обеспечивая передачу фрикционами этой КП увеличенного крутящего момента.
Замена масла в системе
Заменять масло в системе гидроуправления и смазки трансмиссии рекомендуется, пока оно горячее, сразу после остановки танка.
Порядок замены масла следующий:
– откачать масло из агрегатов;
– установить танк так, чтобы против заборных фильтров КП находились впадины зубьев венцов ведущих колес;
– подготовить необходимый инструмент и приспособления;
– очистить от пыли и грязи и вывернуть заливную пробку маслобака;
– вывернуть пробки в днище под сливным клапаном маслобака и под сливной пробкой картера гитары;
– очистить от грязи и вывернуть пробку сливного клапана маслобака;
– ввернуть в сливной клапан маслобака наконечник для слива топлива, масла и ОЖ, соединенный со шлангом МЗА, и слить масло;
– отвернуть сливную пробку картера гитары и заборные филь