Сущность и методологические основы управления организацией

Е.С. ПИВНЕВ

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Учебное пособие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

сущность и методологические основы управления организацией - student2.ru

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ)

Е.С. ПИВНЕВ

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Учебное пособие

сущность и методологические основы управления организацией - student2.ru

Корректор: Воронина М.А.

Пивнев Е.С. Теория управления.Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – 246 с.

В учебном пособии рассматрены сущность и содержание теории управления и включает курс лекций, задания на контрольные работы, методические рекомендации, рекомендации по выполнению курсового проекта, краткий глоссарий основных терминов.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» с целью познакомить их с эволюцией управленческой мысли, школами управления, сущностью и содержанием теории управления, системным методом в управлении, организационными формами и структурами управления, методологией и организацией процесса разработки управленческого решения, функциями управления, информационно-коммуникативными процессами в управлении, теоретическими аспектами социального управления.

© Пивнев Е.С. 2005

© Томский межвузовский центр

дистанционного образования, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Сущность и методологические основы управления организацией………………............................................ 1.1 Сущность менеджмента и управления организацией…………………………………………… 1.2 Методологические основы управленческой науки…… Контрольные вопросы………………………………………. Тема 2. История развития управленческой мысли и практики………………………………………………… 2.1 Возникновение управленческой мысли……………….. 2.2 Научная мысль прошлого об управлении……………… 2.3 Предпосылки возникновения теории управления……. 2.4 Развитие науки управления в России…………………. Контрольные вопросы…………………………….………... Тема 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом……………………………………………... 3.1 Школа научного управления. Ф.У. Тейлор и его последователи (1885−1920 гг.)………………….. 3.2 Административная (классическая) школа управления А. Файоля (1920−1950 гг.)……………….. 3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)………………………………. 3.4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. по настоящее время)………………………. Контрольные вопросы………………………………….. Тема 4. Сущность и содержание теории управления………….. 4.1 Объект и предмет теории управления…………………. 4.2 Законы управления и их характеристики……………… 4.3 Управленческая деятельность и ее особенности……… 4.4 Методы управленческой деятельности………………… Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 5. Системный подход в управлении………………………. 5.1 Исторические предпосылки и познавательные основы системного подхода…………………………………….. 5.2 Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем…………………………………… 5.3 Естественный и искусственный мир Герберта Саймона…………………………………………………. 5.4 Системность в управлении……………………………… Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 6. Организационные формы и структуры управления……………………………………………………….. 6.1 Организационная структура управления, ее структура…………………………………………………………. 6.2 Связи управления, их организационные структуры….. 6.2.1 Линейная система……………………………………… 6.2.2 Функциональная система……………………………… 6.2.3 Линейно-функциональная система…………………… 6.2.4 Матричная система…………………………………….. Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 7. Процесс управления и его содержание………………… 7.1 Понятие управления……………………………………... 7.2 Процесс управления и его функция…………………….. 7.3 Принципы управления…………………………………... 7.4 Синергетика и управление…………………..................... Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения………………… 8.1 Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения………………………………………… 8.2 Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений………………………………. 8.3 Классификация (типология) управленческих решений……………………………………………………….. 8.4 Требования, предъявляемые к управленческим решениям……………………………………………………… 8.5 Организация контроля за выполнением решения ………………………………………………… 8.6 Руководитель в процессе принятия и реализации решения………………………………………………….. 8.7 Принятие решений в государственном и муниципальном управлении…………………………… Контрольные вопросы………………………………………. Тема 9. Общие функции управления……………………………. 9.1 Роль и содержание функции планирования……………. 9.1.1 Структура планово-управленческих работ…………... 9.2 Процесс прогнозирования и механизм социального планирования……………………………………………. 9.3 Организационная функция……………………………… 9.4 Функция регулирования…………………………………. 9.5 Значение и содержание функции координирования………………………………………… 9.6 Функция стимулирования……………………………….. 9.7 Контрольная функция…………………………………… 9.8 Система функций органов государственной власти и управления…………………………………….. Контрольные вопросы………………………………………. Тема 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении………………………………………………. 10.1 Понятие информации………………………………….. 10.2 Роль и место информации в управлении……………… 10.3 Информационные процессы в социальных сферах……………………………………………………. 10.4 Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении………………………………… 10.5 Информация как основа государственного управления………………………………………………. Контрольные вопросы………………………………………. Тема 11. Эффективность процесса управления, результативности, производительности в менеджменте…………….. 11.1 Общее понятие эффективности управления…………. 11.2 Понятие эффективности и социальное управление…. Контрольные вопросы………………………………………. Тема 12. Основы теории социального управления……………. 12.1 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания.. ………………………………………. 12.2 Сущность и содержание социального управления…… 12.3 История управленческих революций…………………. Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 13. Человек в системе управления………………………… 13.1 Личность как объект управления……………………… 13.2 Личность как субъект управления…………………….. 13.3 Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе………….. 13.4 Теория человеческого и социального капитала………. Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 14. Система государственного управления……………….. 14.1 Государственное управление как социальное и системное явление…………………………………………… 14.2 Социальный механизм государственного управления……………………………………………… 14.3 Субъекты и объекты государственного управления………………………………………………. 14.4 Виды целей государственного управления…………… 14.5 Система государственной службы в Российской Федерации………………………………… 14.6 Управленческая деятельность государственной службы………………………………. 14.7 Этика государственного служащего………………….. Контрольные вопросы………………………………………. Словарь основных терминов……………………………….. Список литературы………………………………………….. Рабочая программа учебной дисциплины «Теория управления»…………………………………………….. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………. Методические указания по выполнению контрольных работ…………………………………………..                                                                                

Организацией





Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Термин «менеджмент» широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях.

Менеджмент – это управление коммерческими, хозяйственными организациями, хозяйствующими в условиях рынка; это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Управление – это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда.

Именно отделение управленческой работы от производственной привело к возникновению самостоятельного вида деятельности – менеджмента, а затем и соответствующей специфической науки, обеспечивающей потребности профессионалов.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, необходимо отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности.

Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующих координации, согласования, обеспечения, определяет необходимость управления.

Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и совершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого следует знать, применять и развивать менеджмент.

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, а помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, добиться успеха организации.

По мере своего развития общество становится все более организованным, подавляющее большинство проблем решается в организациях и через организации. Поэтому менеджмент охватывает все социальное пространство, включая и социальную сферу.

В силу этих причин ученые склонны рассматривать менеджмент как важнейший момент развития современной общественной системы, как глобальное явление, своеобразный ответ социума на дезорганизующие изменения в развивающейся социальной среде, где ни одна сложная задача не решается вне управленческого воздействия. При этом небезосновательно полагается, что от качества функционирования управления решающим образом зависит настоящее и будущее состояние как конкретной организации, так и общества в целом.

Науки

Менеджмент, как и любая другая наука, обладает своим особым методом исследования явлений управленческой деятельности.

В основе метода менеджмента лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии.

Метод менеджмента – это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.

Особенно важным в менеджменте является метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в., ему предшествовало создание школы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в последующем разработка метода линейного программирования, возникновение кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами.

Методологической основой менеджмента выступает экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе.

Общими основами методологии менеджмента являются диалектика, абстрагирование, системный подход и принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Рыночные отношения требуют нового подхода к управлению. Прежде всего это касается методологических основ менеджмента, использования всего передового, что достигнуто мировой наукой и практикой: экономической теорией, социологией, психологией, педагогикой, математикой, кибернетикой, медициной и пр.

Достигнутый уровень знаний методологических основ менеджмента позволил ряду ученых прийти к определению предмета менеджмента как науки, исследующей законы и закономерности жизнедеятельности организации и отношения работников в процессе управления.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Системный подход является основой методологии менеджмента, реализующей главные методологические принципы познания.

Методологический принцип – основополагающая идея, основное положение теории, отражающее системное, совокупное действие объективных законов развития природы, общества, мышления и направляющее деятельность исследователя в избранной им предметной области.

К числу основных методологических принципов познания, которые реализуются в системном подходе, относят: принцип единства теории и практики; принцип определенности; принцип конкретности; принцип познаваемости; принцип объективности; принцип причинности; принцип развития; принцип историзма.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение менеджмента.
  2. Каково значение менеджмента как вида деятельности?
  3. Каково значение менеджмента как науки?
  4. Что такое методология?
  5. Какова методология менеджмента?
  6. Назовите предмет менеджмента.
  7. Определите метод менеджмента.
  8. Что является основой методологии менеджмента?
  9. Какие принципы относятся к числу основных методологических принципов познания?
  10. В чем заключается отличие менеджмента от управления?

Школа научного управления.

Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)

Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений» (1920−1950 гг.) и школы «поведенческих наук» (1950 – по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации.

Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Э. Мэйо (1880−1949 гг.). Э. Мэйо провел ряд испытаний, получивших название «хотторнские эксперименты», которые проводились на предприятиях фирмы «Вестерн Элекрик» и продолжались с 1924 по 1939 г.

«Хотторнские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации. Обозначились возможности оказания психологического воздействия на человека, оптимизирующие деятельность организации. Научной базой для школы человеческих отношений служили психология, социология и так называемые поведенческие науки.

Основные положения и принципы школы «человеческих отношений»:

- обратить внимание на человека;

- знать чувства, настроения рабочих, обеспечивать взаимное доверие;

- гуманные отношения, уважение к личности, демократизм;

- делегирование властных полномочий;

- ответственность не перед «кем-то, а за что-то» (за дело, которому служишь);

- участие, гармония интересов, партнерство.

Представители школы «человеческих отношений» считали, что если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности и повышению качества работы.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ

УПРАВЛЕНИЯ

Управленческая деятельность

И ее особенности

Управленческая деятельность – специфический вид труда людей, требующий адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, формах, методах и т.д.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, так как направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, сознание, поведение и деятельность людей. Она отражает социальную действительность и все происходящее в ней, вскрывает имеющиеся в ней ресурсы, средства и резервы, находит оптимальные способы ее совершенствования и перевода на новый уровень. Главный ее смысл – получение нового качества управляемого процесса, что невозможно без серьезных творческих усилий. К сожалению, в управленческой деятельности много рутинного, однообразного, формального, отчего и объективные результаты ее весьма низки.

Управленческая деятельность по своему характеру является информационной. Это получение, осмысление, систематизация, хранение, выдача социальной и, прежде всего, управленческой информации.

Например, пригодной для государственного управления может быть только та информация, которая характеризует тот или иной общественный процесс в целом, выявляет причины и движущие силы, определяющие его состояние и динамику. Иначе невозможно выработать нужные управляющие воздействия. В процессе управленческой деятельности происходит поиск, отбор, закрепление (фиксация) и внедрение в общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей управленческой информации.

Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление с преобладанием волевого начала. Каждый человек, занятый ею, совершает мысленные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в коллективах особый социально-психологический настрой, формирует определенный тип поведения и деятельности. Следует отметить, что управленческая деятельность всегда выступает коллективистской, ибо она осуществляется в коллективе какой-либо организации (предприятия, органа управления) и одновременно предполагает взаимодействие с коллективами людей и других организаций по вертикали и горизонтали. В ней существует специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, которая требует кооперации в целях комплексной реализации.

Можно получать много информации, но не уметь ее обрабатывать из-за отсутствия знаний или технических средств. Можно иметь (по штатному расписанию) значительный управленческий коллектив, который вследствие своего низкого профессионализма не в состоянии обеспечивать реализацию компетенции государственного органа. Такое взвешенное, сбалансированное введение в действие элементов управленческой деятельности способно придавать ей рациональность и эффективность. Поэтому комплексность относится к важнейшей общей черте управленческой деятельности.

Подхода

Человек всегда сталкивается с целостными явлениями, и, при этом, всегда обнаруживались системные моменты, связанные с пониманием части и целого, единства структуры явлений, внутренних связей и взаимодействия элементов целого, свойств интеграции и т.п.

Однако многие столетия это были разрозненные знания об отдельных системных формах, представляющие собой частные моменты в познании мира. Люди разных исторических эпох, изучая явления объективного мира, не рассматривали их сознательно как системы. Однако это не значит, что восприятие людьми окружающего мира было несистемным. Системность восприятия изначально формировалась под влиянием следующих факторов:

- взаимодействие предметов и явлений окружающего мира;

- сознание человека, которое, будучи сформированным, в определенной культурной среде как бы преломляет восприятие окружающей среды через особую призму видения.

Системное восприятие имеет феноменологический характер, что связано не с абсолютно точным, а лишь с упрощенным восприятием вещей. Известный американский теоретик Уильям Эшби видел в системном мышлении способ упрощения восприятия весьма сложного мира. Он утверждал, что теория систем должна строиться на методах упрощения и представлять собой науку упрощения.

Мы видим мир фрагментами и фрагментарными связями. Мир же целостен и непрерывен. Вместе с тем, изучение «предмета как системы» − только одна из форм системности, не охватывающая ее полностью. Так, если предмет берется сам по себе и все его качества-свойства объясняются непосредственно, исходя из него самого, − это одна призма видения. А если тот же предмет рассматривается как часть видородовой системы, где все его качества-свойства объясняются опосредованно, как типичные проявления свойств макросистемы, то это уже иное знание о том же предмете, имеющее отличные от первого содержания и критерии.

В целом до середины XIX в. во взглядах на реальный мир господствовали досистемные предметоцентрические представления. Хотя в это время уже существовали такие яркие примеры системного мышления, как гелиоцентрическое учение Коперника, космогоническая теория Канта-Лапласа, философская система Гегеля, и научная мысль во всех отраслях знаний настойчиво билась в поисках ответов на фундаментальные вопросы «о природе вещей» и «об устройстве мироздания», но с точки зрения формирования системных теорий, системных взглядов на действительность это были только идеи-предшественники, идеи-догадки.

Параллельно с этим в XIX − начале XX в. создаются другие фундаментальные научные теории, несущие с собой представления о важных системных принципах объективного мира. Вместе со всеми этими теориями в науке фактически утверждались системные представления об окружающей действительности, чем и закладывались содержательные предпосылки последующего формирования системного подхода.

Системное теоретическое знание в XIX в. уже было, но оно существовало пока не в виде особого методологического знания, а как часть конкретных обществоведческих и естественнонаучных теорий.

Многокачественность и многомерность явлений существовала всегда и фиксировалась познанием более или менее полно также во все эпохи. Принципиально новое явление состоит в другом. Все существовавшее ранее знание о предмете было однопорядковым и привязывалось по преимуществу к одной системе координат. С созданием фундаментальной теории о макро- и микромире, в гносеологии возникает потребность не просто отразить возросшую многокачественность и многомерность изучаемых явлений, но и найти средства отображения разноаспектности процессов и явлений.

Понятие «система» употребляется очень широко. В науке накоплено множество самых разнообразных представлений о системах. Системы различаются по формам бытия, отношению к движению, уровням, строению, а также по многим отдельным характеристикам.

Какова служебная роль системного подхода в современном качественном анализе? Первое, что дает понятие «система», − точное обозначение целостного объекта и фокусировку познания на нем. Уже это создает некую гносеологическую установку – «призму видения», что ставит исследователя в позицию необходимости изучения:

- предмета как целого,

- законов его образования,

- единого строя закономерностей данного явления.

Система по определению есть «объединение частей в целое», и соответственно должны быть выявлены законы этого объединения.

Вместе с тем система есть и само целое, и это значит, что должны быть выявлены ее базисные основания, законы ее структуры, функционирования и развития. Уже само выделение реальной системы, определение ее как конкретного взаимосвязанного целого создает особую логику и методологию ее качественного исследования.

Качество можно рассматривать в двух смыслах:

· качества-свойства – это качественные характеристики предметов и явлений, которые можно выразить в виде прилагательных (например: большой, зеленый, прозрачный, сильный и т.п.);

· качества-совокупности – это целостные предметы и явления, представленные в единстве всех его сторон, т.е. качеств-свойств.

В качественном анализе существуют два различных гносеологических принципа: вычленение отдельного качества-свойства, изучение его самого по себе или в контексте конкретного явления, т.е. «элементный аспект качественного анализа». Познание фокусируется на целостном объекте, качественной совокупности или комплексе.

Именно эти целостные «объектные единицы» и есть системы. В этом случае в поле изучения оказываются состав и структура объекта, взаимосвязи частей, его интегративные, «кооперативные» качества.

Это «качественный анализ совокупностей». Таким образом, системный подход связан не со всем качественным анализом, а лишь с одной его формой. Он фактически и есть своеобразная форма качественного анализа целостных объектов, совокупностей, комплексов.

Конкретное научное знание уже давно оперирует качественными различными реальностями как «условными объектами», и в понятии «система» они получают лишь адекватную этому форму.

Например:

- физиология: система кровообращения, система обмена веществ, нервная система и т.п. – функциональные объекты;

- физика, химия: атом, молекула, полимер – структурные объекты;

- биология: виды и популяции животных, экологические системы – надындивидуальные природные макрообъекты;

- политическая экономия, социология: общественно-экономические формации – социальные макрообъекты;

- философия, право: система законодательства, система принципов, система взглядов и т.п. – идеальные качественные объекты;

- психология, социология, экология: система «человек-машина», система «коллектив-личность», система «солнце-земля», система «природа-общество» − системные комплексы.

Понятие «система» как раз и выступает универсализированным обозначением качественного объекта, пригодным для описания любого «качественного узла», совокупности, целостности, комплекса. Оно дает им единую гносеологическую рамку и методологически нацеливает на изучение их по единой схеме целостного (интегрированного) объекта.

Удовлетворяя современным потребностям качественного анализа, системный подход уже своим главным понятием обеспечивает универсализированное обозначение всего многообразия качественных объектов, функциональных, структурных, развивающихся, разномасштабных макро-, мезо- и микрообъектов, разноприродных естественных и искусственных, идеальных и материальных качественных реальностей.

Рассмотрев роль понятия «система» как универсализированного обозначения самых разнокачественных порядковых единиц, ясно, что оно хорошо обслуживает эту потребность теоретического познания. Вместе с тем обратной стороной этой «объективации качественных узлов» является эффект выделения «предмета из фона», и действительно, все явления обладают системными свойствами. Они сами суть системы и входят в более широкие системы, связаны условиями существования, которые образуют системы и т.п. Предметом изучения могут быть:

· объекты системы;

· системы отношений;

· системы оснований и принципов;

· системы детерминаций;

· подсистемы;

· суперсистемы.

Концепция Г. Саймона.

Мир в значительной мере является творением человеческих рук, чем природы, это гораздо более искусственный, нежели естественный мир. Так, в широком смысле слова сама человеческая цивилизация: язык, сознание, культура, наука, производства – суть явления, так сказать, сверхприродные, т.е. искусственные, созданные человеком и человечеством.

Естественное выступает перед человеком как «непосредственное данное», оно есть и изучается как таковое во всех его закономерностях, качествах, свойствах и отношениях. Искусственное же, прежде чем стать таковым, должно быть создано, т.е. спроектировано и произведено. В нем реализуются цели человека, оно функционально обслуживает его разнообразные потребности. Таким образом, всей целенаправленной продуктивной деятельности человека (умственной и физической) является решение задач «какими должны быть вещи» и, конечно, какими должны быть действия человека по достижению его целей.

Между познанием человека, направленным на естественный объект, и познанием и деятельностью человека, направленными на создание искусственных вещей, есть существенное гносеологическое различие. В первом случае в нем преобладает анализ, во втором – синтез. «К инженерной области, – пишет Г. Саймон, − мы относим задачи «синтеза», в то время как наука занимается «анализом».

Все многообразные виды созидательной деятельности человека: производственные, проектно-конструкторские, планово-прогностические, организационно-управленческие, а также педагогические, медицинские и даже такие, как сочинение музыки, имеют, согласно мнению Г. Саймона, то общее, что они используют различные по формам, но единые в своей сущности процедуры синтеза целого, собираемого из элементов, компонентов, блоков.

Самая общая, глобальная идея Г. Саймона заключается в том, что необходимо разработать некую универсальную теорию конструирования или основы методологии создания искусственного. Сам тип такой теории представляется ему подобным общей теории организации, общей теории управления или общей теории систем и т.д.

В основе идей Г. Саймона лежит теория о закономерностях создания и функционирования класса искусственных явлений, которая должна быть систематически разработана и как раздел современной картины мира, и как часть теории познания и методологии, и как междисциплинарная теория инженерных наук.

Поскольку мир, в котором мы живем, это творение человеческих рук, то многие его проявления условно можно назвать искусственными. Это, например, постоянная комфортная температура, в которой находится человеческое тело (20 градусов), культура общества, преобразования биологии (домашние животные, растения) и т.д.

Термин «искусственный мир» Герберт Саймон относит ко всему, что сделано или преобразовано человеком в противовес природно-естественному. При этом ученый, видя условность этого понятия, подчеркивает, что все искусственное создается только на базе естественного и может быть определено по следующим четырем признакам.

Системность в управлении

Существует несколько десятков различных определений понятия «система». Самые распространенные подходы к определению «система»:

1. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов.

2. Система – любой объект, в котором имеет место какое-то отношение, удовлетворяющее свойству определенности, обладающее некоторым определенным свойством (т.е. мы заранее должны уже знать (через культуру) о свойствах и критериях системы).

3. Система есть конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделяемое из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала. Из «бесконечного» мира в систему включается конечное число элементов, необходимое для достижения цели.

Цель, вытекающая из возникновения проблемы, дает объективный критерий для отбора того, что должно войти в систему из окружающей среды. Из бесконечного мира в систему включается только конечное число элементов, которое необходимо для функционирования системы, обеспечивающей достижение цели.

Ее структура

Система управления обладает всеми характеристиками системы, поэтому ее структурные элементы представлены следующим образом (рис.6.1).

сущность и методологические основы управления организацией - student2.ru

Рис. 6.1 − Общие структурные элементы системы управления

Структура субъекта управления – это структура администрации (директор, заместители, отделы). Структура объекта управления – это подразделения, службы, цеха, отделы.

Функция отражает выполняемые задачи, как субъекта, так и объекта управления. Цель связана с возможными реальными состояниями субъекта и объекта управления через определенное время, а также с желаемым состоянием объекта и субъекта управления через определенное время.

Структуры

Связи управления характеризуют закономерности взаимодействия субъектов друг с другом при выполнении функций и уровень организованности управления. Все связи управления можно свести к двум видам – линейным и функциональным, которые характеризуют тип структуры управления производством.

Линейные связи – это связи непосредственного подчинения.

Функциональные – это связи согласования, т.е. до субъекта управления доводят решения рекомендательного характера лица, равного с ним или высшего ранга.

Линейная система

Линейная система управления характеризуется наличием устойчивой связи «начальник – подчиненный». Руководство в линейной системе охватывает все задачи и распространяется на всю иерархию (рис. 6.2).

сущность и методологические основы управления организацией - student2.ru

Рис.6.2 − Линейная система управления

Линейная система имеет следующие характеристики:

- наличие единого распорядительства;

- распоряжения поступают только от одного начальника к исполнителю;

- наличие нормы управляемости, т.е. предельного количества людей в прямом подчинении, которыми можно эффективно управлять (обычно от 4 до 6-12 человек);

- предельная граница контроля, т.е. величина отклонений, превышение которой не позволяет справиться своими силами и требует вмешательства более высокого уровня руководства.

Достоинства и недостатки линейной системы наглядно представлены в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Достоинства Недостатки
1. Простота взаимоотношений между уровнями управления.   2. Легкость создания (достаточно иметь одного специалиста и неквалифицированных или мало- квалифицированных исполнителей). 1. Слабовосприимчива к изменениям (негибкая из-за низкой квалификации исполнителей). 2. Сложность и длительность процедур принятия решений, так как согласование действий и решений, как на разных уровнях, так и между исполнителями одного уровня осуществляется только через вышестоящих руководителей. 3. <

Наши рекомендации