Какой станет ваша жизнь, если из нее исчезнет все родное? А все чуждое?
А какой она станет, если вы перестанете различать в ней чуждое и родное?
Мы также умеем определять значимость вещей. Какие-то вещи, какое-то положение в обществе, например, мы считаем значимыми, а другие — мелкими и незначительными. То есть этот мир, по нашему разУМению — обратите внимание, что все это идет от ума, — имеет Верх и Низ, то есть располагается и по вертикали в том числе. И здесь также мы присваиваем оценки.
Как вы будете вести себя, как жить, если перестанете различать Верх и Низ?
Что станет с вами и с вашей жизнью, если вещи перестанут иметь для вас значимость?
Говорят, Гёте как-то сказал: "Бог — в мелочах". Что он имел в виду?
Все вещи в этом мире мы считаем либо правильными, либо неправильными. Например, то, как вы проживаете свою жизнь, вы считаете правильным, а то, как проживает ее другой, — неправильным. Мужчины, например, считают, что именно они проживают свою жизнь правильно, а женщины все делают неправильно. И наоборот. Следовательно, в этом мире мы различаем правое и неправое — Левое и Правое. Внутри этой пары мы также присваиваем оценки.
Кем вы станете, как начнете проживать свою жизнь, если перестанете считать себя правым?
Как вы станете проживать свою жизнь, если перестанете считать себя неправым?
Что будет с вами, если вы перестанете различать правое и неправое?
Правота — это чувство, исходящее из системы собственных убеждений и верований. Эти убеждения-мыслеформы вы строили десятки лет. Фактически, можно утверждать, что вы — это ваши мыслеформы. Поэтому так крепка ваша вера в собственные убеждения, в свою правоту. Поэтому вы всегда стремитесь подтвердить свою правоту, во что бы то ни стало и любыми способами.
Что станет с вашим я, когда вы перестанете искать подтверждения своей правоте?
Что станет с вашим я, когда вы признаете правоту и за неправыми (левыми) вещами?
Итак, мы четко уяснили, что этот мир все-таки дуален и в нем мы можем различать формы, у которых, в свою очередь, мы различаем Внутреннее и Внешнее, Верх и Низ и Левое и Правое. Мы также противополагаем формы друг другу.
При взаимодействии с внешним миром мы оперируем различиями и оценками, из которых вытекают такие характеристики вещей, как чуждость, значимость и правильность. Все три состояния также подразумевают право на существование. Как видите, этот мир в своей основе довольно примитивно устроен.
Логически доказать то, что этот мир дуален, то есть стоит из противоположностей, очень легко. Но понимание умом — это поверхностное понимание, и оно может лишь запутать вас, создав иллюзию, что теперь-то вам все известно. Важно увидеть и понять все это внутри, сердцем, тогда вы действительно сделаете очень важный шаг в сторону личной свободы и обретения внутренней силы. Можно даже утверждать, что вы просто окажетесь там.
Прежде чем соединиться в одно целое внутри и снаружи, надо познакомиться с собственной двойственностью и принять ее. Что это означает? Это означает, что вы сначала учитесь видеть свои оценки и способность различать плохое и хорошее, родное и чуждое, значимое и незначительное, правильное и неправильное.
Вы живете в дуальном мире, следовательно, то, что вы оцениваете и различаете, — естественно, с этим просто надо познакомиться как следует и принять. Только тогда вы сможете сделать шаг к единству. Чем лучше вы знакомы с этим своим свойством оценивать и различать, тем ближе вы к единству. В конце концов, вы придете к состоянию, когда будете видеть и переживать свое единство, и свою двойственность.
После всего вышесказанного, я надеюсь, вы легко решите следующий дзэнский коан:
Однажды один Мастер Дзэн навестил умирающего дзэнского монаха.
— Можно я напутствую тебя? — спросил он у умирающего.
— Я пришел сюда один, — ответил тот, — один и уйду. Чем ты можешь мне помочь?
— Если ты считаешь, что и в самом деле можешь приходить и уходить, то ты глубоко заблуждаешься. Позволь мне показать тебе Путь, где нет ни прихода, ни ухода.
Монах улыбнулся и отошел.
Очарование полярностей
А теперь давайте посмотрим, как двойственность проявляется в жизни. В поэтической традиции Японии есть такое явление, как "хайку" — семнадцатисложные стихи. Гением сложения хайку был Басе, который жил в шестнадцатом или семнадцатом веке, не помню точно. Вот некоторые из его стихов:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер!
Новая луна!
Столько ждал ее и вот
В нынешнюю Ночь…
О, этот долгий путь.
Сгущается сумрак осенний
И ни души кругом.
В пути я занемог.
И все бежит, кружит мой сон
По выжженным полям.
Обратите внимание, что в каждом хайку нас раскачивает из одной противоположности в другую. "В пути я занемог", — в этот момент мы концентрируемся на себе. В нас возникает множество чувств и ассоциаций, которые, конечно же, проходят вне нашего осознания. Они формируют совершенно особое внутреннее переживание.
Простым упоминанием выжженных полей Басе выбрасывает нас в другую противоположность, внутри возникают совсем отличные от предыдущих чувства и ассоциативные цепочки, которые формируют другое полярное переживание. Так создается тот самый контраст, который заставляет нас вибрировать внутри и переживать совершенно особые, глубокие чувства. Конечно, подбор образов и описание их играют здесь главную роль.
А вот отрывки из стихов наших поэтов:
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней, багряницей
Уже прикрыто было зло.