| Как ученик реагирует на новый фактический материал (конкретные сведения, факты, слова и пр.)? Как ученик включается в выполнение новых практических заданий, решение новых задач на применение хорошо известного способа? Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий? Задает ли ученик вопросы по новому фактическому материалу? Как относится к ответам учителя на свои вопросы (или на вопросы других учеников)? Стремится ли ученик к самостоятельному выполнению практических заданий? Как ученик реагирует на новый материал (выявление существенных признаков понятий, способов действия)? Задает ли ученик вопросы по новому теоретическому материалу? Как ученик реагирует на факт самостоятельного решения им задачи? Стремится ли отвечать на вопросы по новому теоретическому материалу? Бывает ли, чтобы вопросы ученика по новому материалу выходили за пределы темы? Пытается ли ученик делать самостоятельные выводы из нового материала? Проявляет ли ученик стремление систематически получать новую информацию вне школы и учебников (читает дополнительную литературу, посещает кружок и т.п.)? Может ли ученик правильно ответить на вопрос: «Что нужно узнать?» до решения задачи? Может ли ученик ответить на вопросы: «Что ты должен был узнать?» и «Что ты узнал нового?» - после решения задачи? Различает ли ученик задачи, требующие разных способов решения, если они внешне сходны (по сюжету, формулировке элементов условия)? Как ученик включается в решение новой теоретической задачи (выделение новых понятий, их свойств, следствий и т.д.)? Может ли ученик, решив теоретическую задачу, дать содержательное обоснование способов действия? Решив теоретическую задачу, может ли ученик объяснить связь ее способа с уже известным ему? Решив теоретическую задачу, пытается ли ученик вставить сам новые задачи, вытекающие из данного способа (принципа)? На что направлена основная активность ученика при решении новых задач? Может ли ученик самостоятельно рассказать о своих действиях, решив задачу? Может ли ученик решить новую задачу самостоятельно? Пытается ли ученик при решении новой задачи использовать уже известные ему способы? Если ученик использует для решения какой-либо способ, непригодный для данной задачи, может ли он без помощи учителя обнаружить свою ошибку? Может ли ученик внести изменения в усвоенный ранее способ действий в соответствии с условиями новой задачи? Может ли ученик после неудачных попыток решить правильно, объяснить причину неудач? Умеет ли ученик на каком-то этапе изучения материала при введении новых способов действия увидеть его принципиальную общность с известными ему ранее и выделить этот принцип? Допускает ли ученик при решении знакомых задач одни и те же ошибки? Может ли при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку? Умеет ли ученик правильно объяснить ошибку на изученное правило, на применение известного способа? Как поступает ученик, если ему указывают на наличие ошибки (учитель, ученики, родители)? Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий в ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ? Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок (соотнести способы действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого)? Как ученик обосновывает правильность выполнения заданий, решения задач, если не допускает ошибок? Как относится ученик к критике своих действий, решений, знаний со стороны учителя (учеников)? Может ли ученик оценить свои возможности решать новую (еще не разобранную с учителем) задачу? | а) безразлично б) эмоционально а) неохотно, безразлично б) охотно а) очень легко б) работает сосредоточенно а) нет б) задает а) удовлетворяет любой ответ б) добивается содержательного ответа а) нет, охотно прибегает к внешней помощи б) да а) безразлично б) эмоционально а) нет (почти никогда) б) задает а) безразлично б) эмоционально а) нет б) да а) нет б) да а) нет б) да а) нет (изредка) б) да а) нет б) да а) нет б) да а) нет б) да а) не включается б) включается, но затем теряет ее основную цель, сводит ее лишь к результату в) включается, сохраняя все существенное содержание цели а) нет б) да а) нет б) да а) нет б) да а) на копирование действий (указаний) других (учителя, учеников) б) самостоятельный поиск решения а) нет б) да а) нет б) да а) нет б) да, чаще всего неправильно, не вносит изменений в) да (с учетом изменений в условиях) а) нет б) да а) нет б) только с помощью в) пытается сделать сам, но не может г) может самостоятельно а) практически нет б) может а) нет б) да а) да б) иногда в) нет а) нет б) в некоторых случаях в) да а) нет б) да а) некритически исправляет б) исправляет после того, как поймет основание критики а) нет б) только с помощью в) может самостоятельно а) нет б) да а) не обосновывает б) ссылается на отметки, слова учителя в) ссылается на образец, правило, схему г) выделяет содержательную связь между условиями (особенностями задачи и своими действиями) а) безразлично б) эмоционально, но без попыток учета степени справедливости критики а) нет (или учитывает лишь случайные признаки задачи) б) оценивает, ссылаясь на свои удачи (неудачи) в прошлом опыте в) ссылается на известное правило (сходных по типу задач) г) может, если с помощью учителя увидит возможность перестройки известного ему способа д) может самостоятельно (учитывая все условия задачи и своих действий) |