Отчет для кафедры педагогики

1. Проект микроисследования по педагогике по одной из предложенных тем (у каждого студента своя тема).

2. Разработка воспитательного мероприятия и его педагогический анализ (мероприятие проводится в рамках микроисследования на формирующем этапе)

3. Разработка групповой беседы (мероприятие проводится в рамках микроисследования на формирующем этапе).

4. Анализ эффективности педпрактики с указанием всех мероприятий, в которых участвовал студент.

ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

Одна из основных целей психологической подготовки будущих учителей – это развитие и совершенствование умения применять психологические знания в практике учебной и воспитательной работы со школьниками. Развитие этих умений на уровне, соответствующем требованиям школьной практики, является наиболее сложной задачей.

Задания по психологии, предлагаемые для педпрактики, предназначены для актуализации и совершенствования теоретических знаний и практических умений по психологии, полученных в процессе изучения студентами курсов «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология». Выполнение заданий предполагает интеграцию знаний по педагогике, психологии и методике преподавания предмета.

В заданиях по психологии основное внимание уделяется постановке,реализациии анализустудентами развивающих задачна уроках. Это позволит студентам в ходе осуществления собственной педагогической деятельности осознанно и критически выбирать развивающие задачи, анализировать результаты своей работы с психологической точки зрения (точки зрения развития школьников), учитывать индивидуальные особенности отдельных учащихся и их групп, вносить коррективы в развивающие задачи последующих уроков и внеклассных мероприятий.

Такие навыки развиты у студентов недостаточно и могут быть сформированы только в ходе педагогической практики в школе.

Постановка и реализация развивающих задач будет осуществляться в ходе выполнения задания, которое связано с обучающей деятельностью студента-практиканта на уроке.

Задание № 1.

Анализ развивающей задачи

Цель: формирование у будущих учителей умений и навыков, связанных с постановкой и реализацией развивающих задач в ходе обучающей деятельности на уроке.

Одной из задач анализа урока (с точки зрения структуры урока, эффективности использования времени, деятельности учителя по реализации дидактического принципа доступности учебного материала, речевого воздействия учителя и учащихся на уроке и т.д.) является систематизация психолого-педагогических знаний студентов по развивающим задачам, которые ставятся и реализуются учителем на уроке. Такая аналитическая деятельность позволит студентам в ходе проведения собственных уроков осознанно и критически осуществлять подбор развивающей задачи, выбирать задания по предмету и последовательность их предъявления, учитывая как уже сложившийся уровень знаний и умений учиться (обученность учащихся), зоны ближайшего развития (обучаемость учащихся), так и индивидуальные особенности тех групп учащихся, которым они адресованы, вносить коррективы в развивающие задачи последующих уроков.

Для правильного выполнения задания необходимо осуществить 6 этапов:

1. Осуществить наблюдение и анализ того, как и какие компоненты учебной деятельности формирует учитель с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Выбрать из предложенной таблицы одну из развивающих задач, которая является наиболее значимой в данной учебной ситуации. Сформулировать задачу и обосновать ее выбор.

3. В таблице отобразить возможность работы над реализацией данной развивающей задачи на нескольких (минимум 3) уроках.

№ урока Тема урока Задания, направленные на реализацию РЗ
     
     
     

4. Отразить в конспекте урока пошаговую реализацию развивающей задачи.

5. Сформулировать вывод о достижении или не достижении намеченной задачи (с установлением причин этого) и наметить пути дальнейшей работы в этом направлении.

6. Предложить конкретные рекомендации по дальнейшему развитию и реализации задачи.

Виды развивающих задач

Характеристика основных компонентов учебной деятельности Виды развивающих задач
Мотивация учения Виды мотивов: внешние - внутренние, ведущие - второстепенные, кратковременные - длительные - постоянные, осознаваемые - неосознаваемые, познавательные - социальные. Качества мотивов: устойчивость, сила, быстрота возникновения, эмоциональная окраска, степень распространения и т.д. Способствовать актуализации привычных мотивов и появлению на основе постановки целей новых мотивов. Расширять мотивационную сферу учащихся и строить иерархию мотивов на основе подчинения их друг другу. Добиваться осуществления перевода внешних мотивов во внутренние, появления личностного смысла учения.     Формирование у ряда мотивов новых качеств: самостоятельность, устойчивость и др.  
Учебная задача: понимание учебной задачи, поставленной задачи; принятие школьниками для себя задачи, поставленной учителем; самостоятельная постановка учеником одной или нескольких учебных задач Добиваться понимания учениками смысла тех заданий и упражнений, которые они выполняют (для чего мы это делаем, что мы усваиваем), создавать в ходе этого мотивацию ученика, ибо без этого он является только исполнителем, а не субъектом учения. Добиваться активного включения учеников в анализ задачи с учетом своих реальных возможностей. Повышать уровень притязаний учеников. Подводить учеников через столкновение с трудностями к постановке задач (что надо усвоить, чтобы преодолеть эту трудность). Поощрять постановку учеником более сложных задач самообучения и саморазвития.
Учебные действия Виды действий: по уровню овладения (внешние - внутренние), отношение к практике (умственные - практические), по ведущему психическому процессу (перцептивные, мыслительные, аттенционные, мнемические, имажинативные, речевые), по уровню выполнения (репродуктивные, продуктивные), по ведущей функции (ориентировочные, исполнительные, контрольные, оценочные) Развивать у учащихся внутренний план действий. Переводить учеников от действий со схемами к действиям в уме, при затруднениях возвращаться к развернутому выполнению действий и операций с опорой на наглядность. Отрабатывать учебные действия школьников, осуществлять их перевод от операции к действиям, затем к способам и приемам, умениям и навыкам. В случае затруднения школьников опять спускаться от навыков и умений к действиям и операциям. Формировать у школьников умственные действия сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования; приемы запоминания, сосредоточения внимания, восприятия, воображения. Способствовать развитию приемов творческого и проблемного мышления. Способствовать развитию устной речи школьников. Развивать письменную речь школьников. Формировать основные действия письменной речи (порождение замысла письменного высказывания, выражение замысла, редактирование текста, построение плана будущего текста). Учить анализировать связность и контекстность письменных текстов и их стилистических особенностей.
Контроль и оценка Виды контроля: итоговый, пошаговый, планирующий, индивидуальный, групповой, контроль и самоконтроль. Виды оценки: адекватная своим возможностям, неадекватная, дифференцированная, оценка и самооценка Формировать у учеников все виды контроля, умение оценивать себя, давать реалистическую самооценку своих возможностей, постоянно привлекать учеников к самооцениванию, повышать их самооценку. Учить школьников умению оценивать отдельные стороны и части своей работы, ставить школьника в разные позиции оценивающего и оцениваемого. Развивать у школьников самосознание, рефлексию на способы своей работы, на качества своей личности в ходе учения
Знания как продукт учебной деятельности Виды знаний: знания о фактах, деятельности и методах познания. Этапы усвоения: заучивание, воспроизведение, понимание, применение в знакомых и новых условиях. Уровни: репродуктивный и продуктивный Качества знаний: научность, фундаментальность, обобщенность, системность, мобильность, гибкость, оперативность, практическая направленность знаний, их действенность, полнота, прочность, глубина, широта Изучить психологические особенности знаний учащихся. Обеспечивать наличие у школьников всех параметров знаний.     Переводить школьников с этапа заучивания на этап понимания, далее на этапы применения, оценивания; преодолевать формализм в знаниях (заучивание без понимания, без применения и т.д.)   Обеспечивать у учеников не только воспроизведение заданных знаний по образцу, но и искать новые нестандартные пути их добывания и применения. Обучать школьников выделению ключевых идей, ведущих принципов учебного предмета. Формировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний. Расширять запас знаний, учить приемам их запоминания. В целом добиваться не только запаса знаний, но наличия их качеств: обобщенности, системности, гибкости, действенности и через организацию учебной деятельности

Литература:

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1998.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.

Ляудис В.Я., Негуре ПИ. Психологические основы формирования письменной речи младших школьников. – М., 1994.

Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1994.

Немов P.C. Психология. В 2-х кн. - М., 1989.

Психология обучения / Сост. Т.Б. Булыгина, А.Н. Киналь, Р. Шишигина. – Архангельск, 1999.

Задание № 2.Выполните следующие задания:

1. Посетите урок и проведите наблюдение за проявлением познавательного интереса учащихся, используя схему:

1) тема урока,

2) характерные проявления познавательной активности в учебной деятельности,

3) реакции учащихся на протяжении урока как показатели интереса,

4) отвлекаемость,

5) действия учителя, побуждающие познавательный интерес,

6) действия учителя, тормозящие познавательный интерес,

7) влияние урока на познавательный интерес.

Наши рекомендации