Общая характеристика субъекта и процесса восприятия
С. Л. Рубинштейн обосновал возможность структурного анализа человека как субъекта. Восприятие есть процесс взаимодействия субъекта с объектом, причем такого, при котором изменяется состояние различных систем человека, а объект остается неизменным. Так как это взаимодействие носит активный характер, то воспринимающего человека можно рассматривать как субъекта деятельности, учитывая специфику этой деятельности как субъекта восприятия. Восприятие с точки зрения деятельности можно также рассматривать как частный случай познавательной деятельности. Психологические аспекты субъекта познания охватывают проблемы сознания, чувственного познания и мышления. Следовательно, при рассмотрении процесса восприятия должны быть затронуты в той или иной степени не только вопросы чувственного восприятия, но и вопросы сознания и мышления. Если учесть, кроме того, что человек является индивидом и личностью, следует рассмотреть так же, как проявляются эти качества человека в акте восприятия целостных объектов.
Субъект восприятия — структурное и функциональное целое. Отражающая система субъекта — часть этого целого. В восприятии участвуют все уровни отражения, объединяющие в определенной степени чувственное и логическое, осознаваемое и неосознаваемое. Восприятие как процесс соответствует динамике этой системы в течение времени взаимодействия субъекта с объектом.
Одним из главных оснований для структурирования процессов в живых системах является параметр времени. Выше (§ 1, гл. II) приводились примеры временной организации в клетке и в организме.
Многочисленные данные показывают, что физиологические и психические процессы очень часто имеют несколько четко разнесенных временных уровней. Рассматривая функциональную систему организма, П. К. Анохин [78] выделяет в ней крайне консервативную часть (рецептор системы), относительно консервативную (сам конечный эффект) и весьма пластичную (средства достижения приспособительного результата). Акцептор действия есть временное образование, сформированное по поводу данной ситуации. А динамический стереотип есть консервативное образование. Психические процессы также имеют сложную временную структуру, и в основу их «расслоения» могут быть положены постоянные времени различных порядков. Так, время темновой адаптации колбочек — около 7 минут, палочек — час и более. Период полураспада следов памяти имеет порядок секунд (последовательный образ), десятков минут (оперативная память), десятков лет (долговременная память).
Резко отличаются по временным характеристикам характерологические и темпераментные показатели. Очень существенно, что каждый уровень имеет чрезвычайно стабильные постоянные времени. Время простой сенсомоторной реакции не изменилось, по крайней мере, со времен Гельмгольца, когда впервые оно было измерено. Естественно, что в связи с проблемой восприятия целого наиболее интересны уровень актуальных процессов и примыкающий к нему онтогенетический уровень. Анализ процессов на актуальном уровне показывает, что они также имеют временную слоистость, так сказать, второго порядка.
В зрительной системе, как в моторных ее частях, так и в нейронных имеются процессы с различными временными постоянными. Б. Ф. Ломов [79] выделяет четыре временных уровня в процессах восприятия: 1) уровень психофизических и психофизиологических процессов, протекающих в интервале от единиц до десятков миллисекунд; 2) уровень зрительного образа с временной областью от десятков до сотен миллисекунд; 3) уровень элементарных перцептивных действий с интервалом времени порядка сотен и тысяч миллисекунд; 4) уровень регуляции работы зрительной системы с временным интервалом процессов порядка сотен секунд.
Подобно тому, как основой процесса является временная метрическая структура, основой материального (вещественного) субстрата должна быть метрическая пространственная структура со своим набором постоянных пространства. Разумеется, в обоих случаях имеют место обе структуры, но в случае процесса доминирует временная структура, в случае субстанциональной системы — пространственная структура. И уже на базе пространственно-временной структуры целесообразно рассматривать информационные и энергетические аспекты процесса восприятия.
Пространственно-временные характеристики различных уровней отражения также различны. Именно они в значительной степени определяют специфику этих уровней, их качественное своеобразие. Правда, при определении качественных отличий между ощущением, восприятием и мышлением встречаются известные трудности. По-видимому, для сложных смежных явлений природы не существует одного простого отличительного признака одного сечения. По-видимому, такая граница сама имеет сложную структуру.
При изучении проблемы восприятия целостных объектов необходимо рассматривать не только общую структуру субъекта восприятия, но и его индивидуальные особенности: возрастные, половые, типологические, культурные. При анализе индивидуальных особенностей восприятия целого, очевидно, будут существенными особенности внимания, чувствительности, памяти, мышления. Вопрос о влиянии индивидуальных особенностей на восприятие в психологии изучен недостаточно.
Субъект восприятия — целостная система, и к ней применимы интегральные характеристики, рассмотренные в § 1, гл. II: разнообразие, регулярность, связность, устойчивость и другие. Эти особенности субъекта накладывают определенный отпечаток на процесс восприятия.
По Э. Кречмеру [80], резко отличающимися, полярными свойствами характеризуется восприятие шизотимиков и циклотимиков. Первые слабосвязны, устойчивы, слабо отвлекаемы, для них характерна развитая склонность к анализу, высокая способность к расщеплению, выделению частностей, абстракция, внимание к формам и движениям, меньшая тенденция к постижению общей картины, сдерживание эмоций, склонность к персеверациям. Они способны удерживать в своем сознании несколько отдельных параллельных рядов, дать (предоставить возможность) функционировать одновременно нескольким различным установкам. Вторые (циклотимики) сильносвязны, неустойчивы, легко отвлекаются и переключаются, для них характерна склонность к синтетическому восприятию, слабая способность к расщеплению, слабая абстракция, чистота восприятия цвета и тона, сведение всего комплекса форм к целостному образу, близкие и предикатные ассоциации, малая склонность к персеверации, открыто выраженные эмоции. Эти и аналогичные данные позволяют говорить о наличии способности к восприятию целого и, по-видимому, не только к восприятию, но и к представлению, пониманию, и ощущению (чувству) целого. Как и любая способность, способность к отражению целого обеспечивается необходимой спецификой многих психических процессов (внимания, памяти, мышления), свойств нервной системы и качеств личности. Могут быть поставлены задачи исследования структуры этой способности, экспериментального шкалирования способности к целостному отражению и способов ее развития.
Важнейшей характеристикой процесса восприятия является его мотивационная сторона, вопрос об удовлетворении определенных потребностей в процессе восприятия. Эти потребности могут быть вызваны характером деятельности человека, но могут иметь и внутренние причины. В разное время эти внутренние потребности в восприятии стимулов называли и объясняли по-разному: «желанием воспринимать» (Р. Вудвортс), сенсорными потребностями, информационными потребностями. Подкреплением перцептивных реакций Р. Вудвортс считает возникновение образа воспринимаемого предмета. Еще раньше И. М. Сеченов высказывал мысль о том, что ощущение само по себе доставляет удовольствие ребенку. Исследования по сенсорной изоляции, воздействию узкого класса специально подобранных стимулов, работа в условиях информационных перегрузок показали, что от качества и количества внешней стимуляции зависит не только состояние человека и качество его деятельности, но и состояние психики вообще.
Объективной причиной действий субъекта всегда являются его потребности. Потребности — источник всякой активности. Они проявляются в установках и интересах. Потребности определяют мотивацию. Но стратегия и тактика деятельности определяются как потребностями, так и ситуацией.
Все это остается верным по отношению к восприятию как действию и к информационным потребностям как частному виду потребностей человека. Информационный поток, «пересекающий» человека, должен обладать определенными количественными и качественными характеристиками. Преобразование этого потока связано с приемом, хранением, переработкой и использованием информации, для чего у человека формируются соответствующие механизмы, успешная работа которых и поддержание их в рабочем состоянии зависят от постоянного притока информации, являясь одним из факторов, обусловливающих информационные потребности. Эти потребности можно разделить на потребности приема (В), хранения (П), переработки (И), передачи и генерирования информации (Э) (в виде порядка в окружающей среде, предметов творчества).
Информационные потребности обусловлены также функционально — характером деятельности, выполняемой человеком. Кроме того, мощным источником информационных потребностей являются социальные факторы: потребность в общении, духовные потребности и т. д.
Удовлетворение информационных потребностей происходит не столько в результате, сколько в процессе потребления (генерирования) информации. Потребность в информации (как и в веществе и энергии) — это не только потребность потребления, но и потребность освобождения.
Потребности могут быть и не осознаваемы человеком. Имеется лишь ощущение недостатка или избытка чего-то, но чего — человек определить для себя не может. В ряде случаев решение может быть найдено методом проб и ошибок или с помощью других людей. Для каждого индивидуума существует определенная норма потребления информации. Отклонение от этой нормы в любую сторону может привести к нарушениям вплоть до патологических. Регуляция информационного потока может быть как внешней, объективной, так и внутренней, субъективной (осознаваемой и неосознаваемой). Возможности внутренней регуляции очень велики. Недоразвитие этой регуляции может привести к информационной жажде в океане информации.
Рассмотрим более подробно информационный поток. Он обладает временными, пространственными, энергетическими и собственно информационными характеристиками. С каждой из этих характеристик связаны и определенные информационные потребности. Информационные характеристики потока — это, прежде всего, характеристики его разнообразия и регулярности. Здесь мы также встречаемся с большим разнообразием потребностей человека.
Для человека в разные периоды его жизни необходимы сигналы с самой различной энтропией — от максимальной (белый шум — рябь на воде, пламя в камине, шум прибоя) до нулевой. Длины и состав алфавита также весьма различны. Весьма существенно также, в какой мере человек знаком с алфавитными и вероятностными характеристиками информационного потока, от этого в решающей степени зависит процесс декодирования и понимания сигнала. Оптимум избыточности сообщений лежит в средней зоне шкалы. Избыточность развитых языков составляет около 60%. Оптимальными величинами потока также являются некоторые средние значения: «...не только давление и напряжение, но в равной мере и полное освобождение от стимулов и, как следствие этого, духовная опустошенность могут быть неврозогенными и даже психогенными» [81].
Анализ информационных потребностей показывает, что основная характеристика по всем показателям — это разнообразие в пространстве и времени во всем диапазоне соответствующих шкал. В частности, на граничных точках шкал мы обнаруживаем потребность человека в неопределенности, бесконечном, иррациональности. Наконец, существует еще одна информационная потребность — в красоте, в восприятии гармоничного целого. На этот факт обращали внимание многие философы и художники.
В процессе восприятия происходит взаимодействие информации, поступающей от объекта, информации, хранящейся в памяти, и свежих следов, полученных в данном процессе восприятия от того же воспринимаемого объекта. Индивидуальный опыт, зафиксированный в памяти, оказывает огромное влияние на процесс и результат восприятия. Информация может быть принята (запомнена), но не понята субъектом, или даже принята неадекватно, если субъект не располагает алфавитом сообщения. Включение в восприятие знаний, полученных ранее и хранимых в памяти, сильно расширяет возможности органов чувств. В процессе восприятия происходят также и процессы переработки информации. От того, что это за процессы, тоже зависит результат восприятия. Так, в зависимости от вида процессов переработки субъективная оценка регулярности одного и того же объекта может сильно различаться.
Результат восприятия в общем случае не эквивалентен текущим впечатлениям. «Наше восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. В некоторый данный момент могут „провзаимодействовать“ выводы, собранные в течение какого-то периода, и вызвать возникновение новой структуры воспринимаемого нами. Ясно, что не имеет смысла утверждать, будто эта новая структура основывается лишь на самом последнем выводе» [82].
Хотя информационные процессы и играют, по-видимому, ведущую роль в восприятии, однако в силу неразрывной связи информационных и энергетических процессов во всех психических явлениях эту связь следует проследить и в процессах восприятия. Форма (определенное устойчивое распределение элементов объекта в пространстве или времени) является одним из важнейших информационных характеристик объекта. Но устойчивость форм в природе оказывается возможной только благодаря определенным энергетическим связям. Так, атом углерода можно синтезировать из трех атомов гелия только потому, что у углерода энергетический уровень оказался равным 7,62 млн. электроно-вольт. Зная радиусы связи атомов, можно найти углы между связями, а, следовательно, размеры и формы молекулы. Форма определяется как внутренними, так и внешними силами. Чем больше энергия связи, тем устойчивее форма.
Взаимодействие двух объектов всегда имеет энергетический и информационный компоненты. При взаимодействии может происходить преобразование энергии при сохранении общего ее количества. Информация, передаваемая от одного объекта к другому, не может увеличиться, зато может уменьшиться в результате разрушения, деструктурирования взаимодействующих объектов. Таким образом, количество переданной при взаимодействии информации оказывается тесно связанным как с энергией связи частей, так и энергией взаимодействия.
Особый интерес представляют взаимодействия объектов, имеющих источники потенциальной энергии, которая может высвобождаться, регулироваться информацией, переданной при взаимодействии. Именно этот случай мы имеем в виду, рассматривая восприятие как взаимодействие субъекта с объектом.
Л. М. Веккер обратил внимание на то, что затраты энергии на формирование все более точного образа в движении возрастают. Исследования соотношения скорости и точности в процессе деятельности [83] открывают подходы к количественным оценкам соотношения информации и энергий в психических процессах. Выскажем гипотезу о механизмах связи информации и энергии при восприятии. Будем рассматривать нервную систему как изотропную среду, через которую проходит поток вещества, энергии и информации. Этот поток обеспечивает непрерывный процесс жизнедеятельности нервной системы и организма в целом. Поток вещества и энергии (в основном) доставляется с кровью и в норме оказывается одинаковым для всех элементов изотропной среды. Поток информации доставляется от рецепторов. Этот поток неравномерен, и поступающая информация локализуется в различных частях нервной среды. Оптимальный обмен происходит при некотором среднем потоке информации. Как недостаток информации, так и ее избыток ухудшают обмен. Но в силу неравномерности внешней афферентации (ощущения от внешних раздражителей) в нервной среде будет существовать неравномерность хода обмена веществ и потока энергии. Образуется своеобразный энергетический пространственный рельеф. В зависимости от величины зон и величины отклонения от оптимума возникают различные аномалии вплоть до патологии. Статистически частые ситуации перевозбуждают отдельные зоны, статистически редкие — недовозбуждают их. В результате стойкого и неравномерного возбуждения развивается утомление. Длительное воздействие нерегулярных, неупорядоченных сигналов также может нарушить нормальное течение процессов, вызвать их десинхронизацию. Уменьшения излишней неоднородности энергетического рельефа (рельефа возбуждения) можно достичь путем воздействия сигналами с широким спектром (типа белого шума). Уменьшить неупорядоченность функционирования нервной системы можно путем воздействия на нее ритмичными, гармоничными сигналами.
С регулирующей функцией информационного потока неразрывно связан вопрос об изменении состояния субъекта при восприятии. Что такое психическое состояние? Н. Д. Левитов рассматривает психическое состояние как синдром (целостная совокупность симптомов), некоторое единство психических процессов. Он пишет: «Психическое состояние... это целостная психическая деятельность за определенный период времени, характеризующаяся своеобразием психических процессов и поведения в зависимости от отражаемых предметов, явлений действительности, предшествующего психического состояния и свойств личности» [84]. В. Н. Мясищев называет состоянием «общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс» [85].
Организм — динамическая система, поэтому его состояния и состояния его подсистем суть процессы, характеристики которых можно считать относительно постоянными по сравнению с характеристиками процессов восприятия, происходящих на их фоне. Временные и энергетические характеристики лежат в основе классификации состояний. Н. Д. Левитов различает также умственные, эмоциональные и волевые состояния.
Примером состояния является также установка. Установка, по Д. Узнадзе, есть особое целостное состояние. Установка объединяет прошедшее и будущее (итог прошедшего, предшествующего и проекция, ожидание будущего). В понятии установки также должны быть выделены компоненты с разными постоянными времени. Тогда с понятиями установки могут быть связаны не только явления актуальной установки, но и такие свойства личности, как направленность, устойчивость и подобные им, соответствующие онтогенетическому уровню. По отношению к отражательным процессам таким компонентом установки является интерес. Все уровни установки оказывают огромное влияние на процесс и результат восприятия. По отношению к процессу восприятия состояние установки является начальным, исходным состоянием, на фоне его развивается процесс восприятия, который, в частности, приводит и к изменению определенных компонентов начального состояния. Актуальные компоненты установки могут быть осознаваемыми (словесная инструкция) и неосознаваемыми (аперцепция).
Изменение состояния в процессе восприятия есть реакция субъекта, имеющая весьма сложную структуру. В эксперименте могут фиксироваться только отдельные показатели этой реакции. Изменение состояния означает изменение распределения характеристик внутренней среды организма или параметров протекающих в нем процессов. Эти изменения происходят под действием изменений состояния внешних элементов воспринимающей системы (рецепторов). Связи рецепторов с внутренними частями организма двусторонние, поэтому изменение внутренних состояний в свою очередь оказывает влияние на состояние рецепторов. Еще в 1893 г. Н. Ланге писал: «Процесс перцепции в широком смысле слова состоит в быстрой смене все более частных дифференцированных психических состояний» [86].
Характеристики объекта восприятия могут оказывать различное действие на состояние субъекта: стимулирующее, катализирующее, стрессирующее, депрессирующее, активирующее. Изменение состояния может быть потребностью субъекта, которая может быть удовлетворена в процессе восприятия. Это могут быть потребности восстановления статического и динамического равновесия со средой, устранения состояния застоя или состояния десинхронизации, состояния неравномерного распределения возбуждения и т. д. Специальная организация стимульной среды может быть использована для оптимизации состояния человека.
Рассмотрим теперь работу различных уровней отражения и их взаимодействие при восприятии целостных объектов. Каждый из этих уровней выполняет две функции — отражательную и оценочную. Восприятие целого есть чувственное отражение единичного объекта, перцептивный уровень в этом процессе играет ведущую роль.