Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ управления риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.
Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.
Для определения первоначальных сумм на покрытие непредвиденных расходов, переоценки их в процессе работы над проектом и уточнения сумм резерва будущих проектов на основе фактических данных могут использоваться все изложенные выше методы качественного и количественного анализа риска.
При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка.
Точность оценки стоимости проекта влияет на размер резерва на покрытие непредвиденных расходов.
Если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние на проект потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств.
Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.
Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.
При первом подходе резерв делится на две части: на общий и специальный.
Общий резерв должен покрывать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы.
Многие практики считают, что надбавки на покрытие роста цен должны учитываться отдельно от непредвиденных расходов. Это особенно актуально, когда контракты предусматривают изменение условий платежа или пересмотр условий контрактов в соответствии с публикуемыми индексами инфляции.
Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты.
Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта.
Дальнейшее уточнение размеров непредвиденных расходов требует установления взаимосвязи с элементами структуры разделения работ на разных уровнях этого деления, в том числе, на уровне комплексов (пакетов) работ. Преимущество такого детального разделения работ заключается в том, что оно помогает приобрести опыт и создать базу данных корректировки непредвиденных расходов.
Этот подход обеспечивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако, необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относительно небольших проектов.
Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету.
Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.
В общем случае резерв может использоваться для следующих целей:
· выделение ассигнований для вновь выявленной работы по проекту;
· увеличение ассигнований на работу, для выполнения которой было выделено недостаточно средств;
· временное формирование бюджета с учетом работ, для которых необходимые ассигнования еще не выделены;
· компенсация непредвиденных изменений трудозатрат, накладных расходов и т.п., возникающих в ходе работы над проектом.
Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков.
Непредвиденные расходы включаются в бюджет как самостоятельная статья и утверждаются ответственным руководителем.
После выполнения работы, для которой выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв проекта.
Определенная часть средств, предназначенная для покрытия непредвиденных расходов, обычно называемая общим резервом, должна оставаться под прямым контролем высших руководителей.