Принятие управленческих решений в организации
Упр решение – действие в процессе разв орг-ции, кот развивает данную орг-цию; воздействие на сотр-в орг-ции в процессе произв-ой деят-ти; процесс использования мат-х ресурсов орг-ции для поучения эконом-го эффекта. Упр решение заключает право использования матер-х ресурсов орг-ции.
Упр решение заключае матер ответственность мен-ра перед коллективом фирмы/компании. Упр решение – процесс выбора альтернативы из вариантов решения.
Золотое правило мен-ра: чем больше вариантов решения, тем точнее само решение. Осн-ая деят-ть мен-ра – выработка вариантов решения. Проф-ый уровень мен-ра опред-ся эконом-им эффектом принятого решения. Соврем-ый мен-р принимает решения в условиях риска.
В системе принятия решения мен-р формирует стратег-ие и оперативные решения. Стратегических решений в фирме может быть 1 -3, а оперативных – целая цепочка, кот обеспечивает реализ-ю стратег-х решений.
Основные требования стратегического решения:
1. Решение должно заключать ясную цепь. 2. Решение должно быть обоснованным, заключать мотив выбора. 3. Решение должно иметь точный адрес и срок исполнения. 4. Решение должно быть последовательным, соответствовать внутренней и внешней среде. 5. Решение должно быть правомочным, иметь основу нормативных док-в. 6. Решение должно соответствовать правам и обязанностям данного руков-ля. 7. Решение должно быть эффективным, результативным в развитии орг-ции. 8. Решение должно быть конкретным, отвечать на вопросы что, где, когда, как? 9. Решение должно быть своевременным, соответствовать конкретной ситуации. 10. Решение должно быть полным, кратким, четким, быть понятным исполнителям.
Главное содержание работы мен-ра – принятие упр-х решений в течение трудового дня. Профессионализм мен-ра опред-ся качеством принятых решений.
Этапы принятия решения:
1. Выявление проблемной ситуации.
2. Сбор информации по выявленной проблеме, выработка вариантов решения (8-12).
3. Орг-ция мероприятий по выполнению упр-го решения.
4. Учет и контроль выполнения упр-го решения.
Процесс принятия решения в орг-ции: 1. Анализ проблемы и формирование целей решений. 2. Выявление директивной инф-ции. 3. Правовые основы в принятии решений. 4. Нормативная инф-ция по проблеме. 5. Опыт принятых решений по данной проблеме. 6. Анализ инф-ции по внутренней и внешней среде. 7. Анализ ресурсов орг-ции для принятия решения. 8. Разработка вариантов решения. 9. Система оценки вариантов решения. 10. Анализ экспертов вариантов решения. 11. Принятие решения. 12. Формулирование решения. 13. Назначение ответственности за реализацию решения.
Модели принятия решения:
1. Рациональная модель. В основе max выгоду для данной орг-ции. Мен-р делает эконом-ий расчет вариантов решения и определяет % прибыли. Мен-р имеет расчеты всех альтернативных вариантов.
2. Модель ограниченной рациональности. В основе – личностно-ограниченная рациональность руко-ля орг-ции (низкий проф уровень, личная корысть, отсутствие информации в сист принятия решения). Организационно-ограниченная рациональность – ограниченность рес-в, старые технологии, низкий уровень кадрового потенциала.
3. Полит-ая модель принятия решения. В основе сист решения – удовлетворение потребностей и интересов сотр-в орг-ции, отсутствие стратег-х проектов, узость в деят-ти орг-ции.
Соврем-ый мен-р работает в основе рациональной модели (прибыль вкладывается в модернизацию и в расширение сист рынка).
Упр решение имеет форму документа. Высшая форма решения – Конституция РФ (это сист решения по правилам поведения граждан России на тер-рии РФ).
Закон – решение, кот касается всех лиц на тер-рии РФ (обл законы – на тер-рии данного региона).
Указ – форма решения президента РФ.
Постановление – правовой акт, принимаемый цент-ми органами коллегиального упр-я (министерство, агентство, администрация). Постановление имеет длительный срок действия и касается широкого круга должностных лиц.
Положения – правовой акт, устанавливающий основные правила деят-ти орг-ции (полож-я – в орг-х гос упр-я, а устав – правовой акт фирмы).
Распоряжения – правовой акт, издаваемый единолично коллегиальным органом упр-я (его руков-ем) в целях разрешения оперативных вопросов. Распоряжение имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц (издается руков-ом исредним звеном упр-я).
Приказ – правовой акт, издаваемый руков-ем орг-ци в целях разрешения оперативных задач (издается только руков-ем).
Предоставления – док-т, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении сот-в орг-ции, а также рекомендации определ-х действий для других орг-ций. Контрольн орг-ции издают представления. Внутри орг-ции представления исп-ют руков-ли среднего и низшего звена.
Докладная записка – док-т, адресованный руков-лю и содержащий обстоятельное изложение проблемы с выводами и предложениями (эта форма решения среднего и низшего звена).
Наряд–заказ – док-т по плановому заданию руков-ля подразделения о выполнении определенных работ (готовят рук-ли среднего звена для низшего или для исполнителя).
Наряд-док-т – содержит сведения о распределении работ, также учет выполненных работ и расчет по ЗП (осн-ой док-т низшего звена упр-я).
Предписания – док-т, содержащий распоряжения должностного лица о выполнении изложенных в нем требований (этот док-т – решение контрольных органов упр-я).
Форма док-та включает заготовочную часть, наименование, краткое содержание, периодичность, наименование сводного док-та, к кот относятся:
Содержательная часть – краткое изложение текста;
Оформляющая часть – дата составления, согласования, наименование должностного лица, личная подпись, расшифровка подписи.
В соврем орг-ции руков-ль издает приказ по распределению обязанностей: подготовка решения; ответственный за исполнение реш-я; ответственный за контроль; ответственный по экспертизе реализации реш-я.
Перейти к списку вопросов.