Методика обучения письму цифр.
Методика обучения письму цифр предполагает деление этого процесса на несколько последовательных этапов.
На первом этапе с ребенком подробно разбирается состав цифры (из каких элементов состоит цифра). Например, цифра 4 состоит из трех элементов – палочек, а цифра 3 – из двух правых полуовалов, один из которых (верхний) немного меньше по размеру, чем нижний.
После того, как элементы выделены и проанализированы, можно переходить ко второму этапу, в рамках которого показывается образец написания цифры с подробным комментированием. Проиллюстрируем это на примере цифры 4: «Ставлю ручку немного правее середины верхней стороны клетки и веду ее под наклоном к середине. Затем, не отрывая ручки от бумаги, поворачиваю и веду вправо до правой стороны клетки. Отрываю ручку, ставлю ее немного ниже правого верхнего угла клетки и веду палочку под наклоном к нижней стороне клетки».
На третьем этапе осуществляется «письмо» цифры в воздухе. Ребенок под счет взрослого («раз – и – и – два – и – и – три») пишет цифры в воздухе.
На четвертом этапе отрабатывается письмо цифры на кальке (прозрачной бумаге, под которую помешаются прописных цифр). Кроме кальки можно использовать прописи, в которых ребенок обводит контуры цифры.
На пятом этапе ребенок пишет две-три пробные цифры. Они сравниваются с эталоном и отмечаются те элементы, которые не соответствуют эталону. Порядок написания ошибочно выполненных элементов еще раз проговаривается вместе с ребенком. После этого можно предложить написать одну-две строчки цифры, внимательно следя за правильностью написания, т.к. ошибка может закрепиться.
Объяснение письму цифр включает:
- анализ образца цифры с целью выявления элементов, из которых она состоит;
- последовательность написания этих элементов;
- объяснение выполнения каждой графической операции.
Цифра | Ее элементы | Написание цифры |
Состоит из двух элементов – палочек, одна из них короче, другая длиннее | Сначала пишется меньшая палочка, а затем большая. Начинают писать меньшую палочку немного выше середины клетки и ведут ее в верхний правый угол, затем пишут большую палочку от верхнего правого угла до середины нижней стороны клетки. | |
Состоит из двух элементов: головки и волнистой линии | Сначала пишется головка, а затем волнистая линия. Головку начинают немного ниже середины верхней стороны клетки, ведут ее вверх, закругляют вниз в правом верхнем углу и ведут до середины нижней стороны клетки, затем пишут волнистую линию. | |
Состоит из двух элементов: верхнего и нижнего правых полуовалов | Сначала пишется верхний правый полуовал, а затем нижний. Начинают писать верхний полуовал ниже середины верхней стороны клетки, ведут вверх, закругляют вниз и немного не доводят до середины клетки. От середины клетки пишут нижний полуовал | |
Состоит из трех элементов – палочек | Начинают писать верхнюю палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к середине, затем ведут палочку вправо и чуть – чуть не доводят ее до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки, и доводят ее до нижней стороны клетки. | |
Состоит из трех элементов: небольшой палочки, правого полуовала и узелка | Сначала пишется небольшая палочка, затем полуовал и узелок. Начинают писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведут ее наклонно чуть выше середины клетки, потом пишут полуовал. Сверху от палочки вправо пишут узелок. | |
Состоит из двух элементов: большого левого и малого правого полуовалов | Сначала пишется большой левый полуовал, а затем малый правый. Начинают писать большой полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки, закругляют, касаясь верхней стороны клетки, и ведут вниз. Закругляя, касаются нижней стороны клетки и ведут вверх, затем закругляют влево немного выше середины клетки. | |
Состоит из трех элементов: волнистой линии, большой палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки. | Сначала пишется волнистая линия, длинная палочка, а затем маленькая наклонная палочка. Начинают писать волнистую линию, которую доводят до правого верхнего угла клетки. Затем пишут большую палочку, доводя ее до середины нижней стороны клетки, а потом перечеркивают ее посередине маленькой палочкой. | |
Состоит из двух элементов: верхнего и нижнего овалов Верхний овал немного меньше нижнего. | Начинают писать верхний овал немного выше середины клетки. Ведут вправо и вверх, закругляют, касаясь верхней стороны клетки, и ведут вниз, к началу овала, и дальше вниз влево. Закругляют, касаясь нижней стороны клетки, и ведут вверх, к началу верхнего овала. | |
Состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала | Сначала пишется небольшой овал, а затем большой правый полуовал. Начинают писать овал немного ниже правого верхнего угла клетки, в правом верхнем углу закругляют и ведут вниз, в середине клетки закругляют и ведут вверх к началу овала. Затем от начала овала пишут большой правый полуовал. | |
Состоит из одного элемента – большого овала | Овал начинают писать от середины верхней клетки. Линию ведут наклонно вниз, закругляют, касаясь нижней линии клетки, и ведут вверх, в правый угол клетки, и снова закругляют |
Сравнение чисел первого десятка
Числа первого десятка сравниваются путем соотнесения соответствующих предметных множеств. Например, нужно сравнить два числа: 4 и 3. для этого ребенку предлагаем положить на стол в одном ряду 4 синих квадрата, а в другом 3 красных так, чтобы каждый квадрат второго ряда лежал под соответствующим квадратом первого ряда:
- Сколько синих квадратов? (Четыре.) Сколько красных квадратов? (Три.) Каких квадратов больше? (Синих.) Значит, - делаем вывод, - четыре больше трех.
- Каких квадратов меньше? (красных.) Значит, три меньше четырех.
Выполнив вместе с ребенком несколько сравнений чисел первого десятка, можно ему предложить самостоятельно найти зависимость между отношениями «больше», «меньше»и расположением сравниваемых чисел в числовом ряду. Дети, как правило, без особого труда подмечают следующую закономерность: если число больше, то оно находится в числовом ряду правее, а если меньше, то левее.
На данном этапе отношения «больше» и «меньше» соответствующими знаками пока не фиксируются. Знаки «>» и «<» вводятся позже, при сравнении чисел второго десятка.
Изучение состава чисел первого пятка (от 2 до 5)
Хорошее знание состава чисел в дальнейшем значительно облегчает усвоение табличных случаев сложения и вычитания однозначных чисел. Если ребенок хорошо может заменять любое число в пределах 10 суммой из двух слагаемых, то у него практически не возникает проблем с выполнением арифметических действий и формированием прочных вычислительных навыков. Поэтому усвоение состава чисел приобретает особое значение.
Работу по изучению состава произвольного числа опишем с помощью следующего примера. Возьмем две тарелки и на одну из них положим 5 яблок. После этого одно яблоко переложим на другую тарелку, сопровождая данное действие следующими вопросами:
1) Сколько яблок в первой тарелке? (Четыре.)
2) Сколько яблок во второй тарелке? (Одно.)
3) Сколько яблок всего в двух тарелках? (Пять.)
4) Значит, пять – это четыре да один.
Вслед за этим еще одно яблоко перекладывается из первой тарелки во вторую. Следуют похожие вопросы, на основе которых делается вывод, что пять – это три да два. И так продолжаем до тех пор, пока все яблоки не переместятся из первой тарелки во вторую.
Все случаи состава числа пять рекомендуется свести в одну таблицу:
По такому же принципу рассматривается состав остальных чисел. Следует отметить, что по программе четырехлетней начальной школы дети учатся писать цифры несколько позднее, - при изучении темы «Сложение и вычитание».