Основные Этапы развития менеджмента
Возникновение эффективной необходимости управления как самостоятельного вида деятельности обусловлено общественным разделением труда, развитием кооперации и ростом масштабов производства.
В развитии менеджмента можно отметить несколько стадий, которые характеризуются определённым содержанием методов управления.
1) В начале 19 века часто выделяют пионерское управление. Для этой стадии были характерны традиционные способы управления, огромную роль играли личные способности предпринимателя. Предприниматель сам управлял производственным процессом, не нанимая менеджер, и всё зависело от того, какие у неё деловые качества, является ли он носителем инициативы, но же постепенно нарастает потребность в обобщении опыта управления и обучения профессии менеджера.
2) Вторую стадию часто называют организационной, она падает на начало 20 столетия, для это стадии характерным является научный подход к организации управления, администрирование, и, соответственно, происходит отказ от традиционных методов, возрастает роль менеджеров низшего звена, мастеров, роль инструкций, учёт всех ресурсов и наблюдение, нормирование труда, получает развитие идея сотрудничества хозяина предприятия с нанятым персоналом.
3) Интеграционная стадия. Для неё характерен поведенческий подход к организации управления. Эта стадия приходится на 20 столетие, начиная с 30 годов. Причина появления поведенческого подхода к организации управления заключается в том, что очень быстро, лавинообразно развивается техника и технология, и в этом процессе открывается значимая роль человека. Человек может выступать в качестве партнёра, то есть участника процесса производственной и предпринимательской деятельности.
Методы и формы менеджмента постоянно меняются и совершенствуются, и эти изменения происходят в очень тесной связи с фазами промышленного развития: фаза массового производства(первая треть двадцатого столетия), в которой возникают крупные машинные производства, случаются издержки, допускается большое количество товара, ставится проблема массового сбыта и массового потребления, вторая фаза (30-60 годы 20 столетия) — эпоха массового сбыта и потребления, производство и развитие конвейерного производство, появляется понятия маркетинга и выступает в роли искусства продавать то, что произведено, третья (с середины 60 годов) — постиндустриальная эпоха, маркетинг превращается в искусство производить то, что необходимо.
Фаза массового производства - выпуск стандартной продукции, рынок не ограничен, критерии низкого менеджмента — низкая себестоимость выпускаемой продукции и, соответственно, всё внимание менеджмента направлено внутрь производства.
Фаза массового сбыта — выпуск дифференцированной продукции, признак эффективного менеджмента — возникновение маркетинга, цель которого — уравновесить производство и сбыт, на этом этапе менеджмент обращает внимание на имидж предприятия.
Постиндустриальная фаза — жёсткая конкурентная борьба между исполинами, то есть крупными предприятиями.
50 годы — это годы старта научно-технической революции, то есть происходит очень быстро моральное строение основного капитала, то есть капитала, который воплощён в зданиях, сооружениях, машинах, оборудованиях. Для этой фазы характерна интернационализация капитала и предпринимательской деятельности, внимание управления направлено на решение стратегический задач, очень интенсивно развивается стратегический маркетинг и стратегический менеджмент.
Таким образом, методы и формы менеджмента на этих фазах становятся всё более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента, а для организации фирм встаёт задача не только предвидеть новые рынки для своих существующих товаров, но и создавать принципиально новые товары, проектируемые на основе прогноза будущих потребностей. Выигрывают в конкурентной борьбе те, кто быстрее отреагируют на изменения потребностей рынка. На постиндустриальной фазе развивается маркетинговая концепция менеджмента.
Основные школы менеджмента.
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. Школы менеджмента:Школа научного управления;Классически – административная школа;Школа человеческих отношений;Школа поведенческих наук (бихевиористска школа);Количественная школа. Школа научного управления.
1.школа научного управления(1885-1920 гг.)..Фредерик Тейлор был первым, кто выделил менеджмент как отдельную отрасль профессиональной деятельности. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления,:
1. отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
2. здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;
3. компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
4. дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
5. справедливое отношение к персоналу;
6. быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
7. диспетчирование;
8. нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
9. нормализация условий труда;
10. нормирование операций;
11. письменные стандартные инструкции;
12. вознаграждение за производительность.
2. Классически – административная школа. (1920-1950 гг.).Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:первоначальная функция - разделение труда; полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность; дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением; единоначалие; единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей; подчиненность личных интересов общим;скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде; порядок; справедливость как сочетание доброты и правосудия; стабильность рабочего места. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. 3. Школа человеческих отношений. Возникновение доктрины "человеческих отношений" обычно повъязуют с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера что известные своими исследованиями в области социологии производственных отношений. "Школа человеческих отношений" стала реализацией новой попытки менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную "социальную систему". Это незаурядное достижение управленческой мысли.Представители школы "человеческих отношений" рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав "благосклонности людей".
3. Школа поведенческих наук (бихевиористска школа). Параллельное развитие психологии и социологии, а позже — соционики и усовершенствования методов исследований этих наук значительно усовершенствовали изучение поведения человека на рабочем месте, которое обусловило в 50-ые годы отход от школы человеческих отношений и создание нового направления, которое достало название школы повединских наук (бихевиористской школы).Представителями этой школы является К.Арджирис, Р.Лайнкерт, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг, Честер Бернард. Представители повединской школы пытались оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей для самого выявления в процессе труда. Исходя из этого, строились концепции школы повединских наук относительно управления организациями повышения эффективности использования человеческих ресурсов
4. Количественная школа. Основным заданием количественной школы в менеджменте является обеспечение руководителей информационной базой, необходимой для принятия решений. Существенно влияет на внедрение рекомендаций данной школы и процесс компъютеризации.Актуальность исследования заданий количественной школы заключается в необходимости изучения проблемы современного применения подходов количественной школы, поскольку процесс принятия решений является составной частью работы будь какого руководителя и от правильности и своевременности его осуществления зависит результативность (эффективность) работы предприятия. Большинство методов и средств количественной школы имеют такие характеристики: главное внимание сосредоточивается на принятии решения; основной конечный результат анализа должен воплощаться в виде управляющего влияния; процесс принятия решения является главной составной частью повседневной деятельности руководителей; использования формализированных математических моделей, которые позволяют сформировать возможные варианты решения проблемы.Наиболее известными представителями этой школы является Д. Марч, Г. Смои, Г. Акофф, Д. Вудворд, Д. Тпсон, Н. Лоуре.Представители количественной школы считали управление как определенно логический процесс, который можно отобразить с помощью соответствующих математических моделей и на основе этого обеспечить принятие оптимальных управленческих решений. Фактически исследования теоретиков этой школы направлены на разработку количественных методов обоснования управленческих решений (исследование операций).Школа человеческих отношений(с начала 1950-х гг. до настоящего времени). Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.