Этика предпринимательской деятельности и ее слагаемые: социальная ответственность, имидж, репутация, этика деловых контактов.
Деловая этика менеджера-предпринимателя представляет собой совокупность
принципов его поведения в сопоставлении с общепринятыми в деловом мире принципами
поведения.
Этические принципы и нормы поведения деловых людей – это общепринятые « деловом мире принципы поведения. К этим принципам относятся:
• свобода– означает, что менеджер-предприниматель должен ценить свободу своих конкурентов, потребителей, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление, даже в мелочах, их интересов;
• терпимость– осознание невозможности преодоления «с наскока» слабостей и
недостатков партнеров, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает «гасить» конфликтные ситуации;
• тактичностьи деликатность - умение применять этические нормы к
конкретному человеку, вежливое и внимательное общение, умение щадить самолюбие своих подчиненных, коллег;
• справедливость – предполагает объективную оценку личностно-деловых качеств
людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критики, самокритичность;
• деловая обязательность предполагает четкое выполнение обязательств,
принятых сторонами. В США, например, известен термин «Техасское рукопожатие», когда стороны договариваются, что будут заниматься какой-либо, деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет сэтой фирмой иметь дела.
Формула успеха западных предпринимателей проста: преуспевание = профессионализм + порядочность.В бизнесе есть золотое правило: заботься о клиенте,а рынок позаботится о тебе.
Основной постулат этики предпринимательской деятельности и деловых контактов
любой уважающей себя компании может быть выражен девизом: «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».
Управленческая этика – это цепь постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами, управленческой деятельности предпринимательской организации и ее менеджеров являются, гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела. Решения и действия менеджеров-предпринимателей должны быть проникнуты уважением к людям, заботой об их здоровье, духовном и физическом развитии. Управление призвано выступать как надежная система сохранения неприкосновенности личного достоинства людей, как гарант их прав и обязанностей.
В производственном коллективе предпринимательской организации существует сложная система механизмов регулирования поведения людей. Они эффективно срабатывают тогда, когда наилучшим образом проявляются такие качества людей, как совесть, профессиональная честь, долг, нравственная ответственность за свои поступки и дела других.
Значительное место в управленческой этике предпринимательской организации занимает разработка нормативных положений нравственного' характера. Одним из таких положений являются моральные кодексы. В них конкретизированы подходы, осуществляемые в управленческой этике при изучении нравственных качеств личности, сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности, представлены правила управленческого общения и внеслужебного поведения руководителя.
Знание управленческой этики менеджерами предпринимательской организации –обязательное требование к их научно-профессиональной компетенции.
Одной из форм проявления культуры организации является ее имидж, т. е. репутация, доброе имя, образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации.Понятие имиджа предложено американским экономистом К. Болдингом в 1961 г. Цель создания имиджа состоит не в обретении организацией известности, а в обеспечении положительного отношения к ней. Его основой являются надежность, порядочность, гибкость, культура и социальная ответственность. Имидж динамичен и может меняться под воздействием обстоятельств, новой информации. Он создается целенаправленными усилиями и зависит от каждого работника.
Сегодня имидж представляется одной из важнейших характеристик организации, фактором доверия к ней и еетовару
, а следовательно, является условием ее процветания.