Совершенствование управления
Совершенствование управления – это прогрессивное изменение, улучшение системы и процессов управления путем целенаправленного воздействия на основные компоненты системы управления за счет использования достижений науки и практики управления. Следует отличать совершенствование управления от его экстенсивного развития, которое происходит как явление, естественным образом сопутствующее развитию производства. Совершенствование же управления – это ярко выраженное его интенсивное развитие, происходящее как результат целенаправленного воздействия на рассматриваемую систему.
Совершенствование управления – это объективно обусловленный процесс, так как причины, его порождающие, носят системный диалектический характер. В их основе лежит развитие противоречий между объектом и субъектом управления, а также между сложившейся системой управления и ее внешней средой. Таким образом, по отношению к системе управления противоречия, побуждающие ее совершенствование, могут быть как внутренними, так и внешними. В то же время характер этих причин идентичен для обеих групп. Это могут быть причины социального, экономического или организационного характера в зависимости от направления развития общественного производства и общественных отношений, породивших потребность в адекватном совершенствовании системы управления. Так как процесс общественного развития непрерывен по своей сущности, то и потребность в совершенствовании управления возникает непрерывно. Поэтому совершенствование управления следует рассматривать как процесс объективный и непрерывный (бесконечный), а не сводить его к устранению ошибок и просчетов, являющихся следствием влияния субъективного фактора, хотя такие явления нередко сопутствуют объективно протекающим процессам и иногда становятся весьма существенным фактором необходимости уделять совершенствованию управления повышенное внимание.
Наряду с перечисленными выше причинами совершенствования управления особую роль в данном процессе играет научно-технический прогресс в сфере управления. По мере его развития создаются новые возможности для решения традиционных управленческих проблем, что становится важным стимулом к их внедрению и соответствующему переустройству сложившихся систем управления.
С позиций общей теории менеджмента совершенствование управления – это частный случай проявления свойств самоорганизации социально-экономических систем. С функциональной точки зрения данный процесс представляет собой одну из конкретных форм воплощения функции модифицирования. Поэтому совершенствование управления – это не какое-то чрезвычайное или внештатное воздействие на систему, а неотъемлемая составная часть самого процесса управления, внутренне и органично ему присущая и выполняющая важную роль в обеспечении выживаемости системы в целом.
Реализация процесса совершенствования управления имеет форму разработки и внедрения отдельных мероприятий. Каждое из мероприятий уникально, так как привязано к конкретному объекту внедрения. При этом оно характеризуется целевым назначением и определенной научной базой, определяемой структурой достижений научно-технического прогресса в сфере управления, положенных в основу данного мероприятия.
Каждое конкретное мероприятие имеет начало и конец, которые определяет продолжительность его разработки и внедрения. В теоретическом плане это дает основания утверждать, что совершенствование управления – процесс дискретный. Однако в силу вышеизложенных положений о непрерывности данного процесса следует уточнить, что совершенствование управления как процесс носит дискретно-непрерывный характер. При этом в силу действия диалектического закона отрицания отрицания возникает феномен цикличности в совершенствовании управления, когда одни и те же вопросы повторно рассматриваются на разных этапах данного совокупного процесса.
Каждое мероприятие по совершенствованию управления требует определенных финансовых, материальных и трудовых затрат. Однако эти затраты могут носить ярко выраженный или скрытый характер. Поэтому мероприятия, которые реализуются за счет средств на текущее содержание аппарата управления и не требуют изыскания дополнительных специальных источников финансирования, принято называть «беззатратными». Однако эффект беззатратности часто бывает обманчивым, так как беззатратным оказывается лишь сам факт проведения мероприятия, но эффективность его внедрения проявляется лишь в отдаленных последствиях, которые наступают лишь при условии существенных инвестиций непосредственно в развитие объекта управления.
Содержание конкретных мероприятий обычно корреспондирует с причинами необходимости их проведения. Поэтому можно говорить о том, что они носят социально-психологический, экономический, организационный или технический характер. Однако при этом надо учитывать, что мероприятия бывают локальными и комплексными. Для локальных мероприятий характер их направленности определяется достаточно просто. Комплексные же мероприятия обычно имеют одно главенствующее направление, которое обрастает широким спектром дополнительных сопутствующих мероприятий самого различного характера, которые реализуются с целью создания условий для внедрения и достижения конечной цели главного комплексообразующего мероприятия.